УИД32RS0014-01-2023-000395-06
Дело № 2-422/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2023 года р.п. Климово
Климовский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Бобова И.Н.,
при секретаре Снегиревой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чуровичской сельской администрации Климовского района Брянской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областям о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли ТОО «Чуровичское»,
У С Т А Н О В И Л:
Чуровичская сельская администрация Климовского района Брянской области обратилась с указанным иском, в котором, с учетом уменьшения исковых требований в порядке части 1 статьи 39 ГПК РФ, просила прекратить право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № _______ с местоположением: ......................, ...................... собственников земельных долей: Абрагама А.Я., Антохиной Л.К., Антохина М.Ф., Байдукова Ю.В., Бакина Б.Г.; признать право муниципальной собственности Чуровичского сельского поселения на 5/741 доли в праве общей долевой собственности на данный земельный участок.
Требования мотивированы тем, что на территории муниципального образования имеется земельный участок с кадастровым номером № _______ с местоположением: ......................, ...................... На основании Постановления Правительства Российской Федерации № 86 от 29 декабря 1991 г. "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", Постановления Правительства Российской Федерации № 708 от 4 сентября 1992 г. "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", Указа Президента РФ № 323 от 27 декабря 1991 года «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Указа Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России», Администрацией Климовского района Брянской области было вынесено Постановление № 26 от 09 февраля 1994 года «Об утверждении количества и размеров земельных паев населения, проживающего в сельской местности». Указанным Постановлением был утвержден список лиц, за которыми закреплялись в собственность земельные доли в ТОО «Чуровичское», с определением доли каждого собственника в размере 2, 86 га. В настоящее время в указанном списке, среди прочих указаны умершие граждане, и по сведениям Единого государственного реестра прав отсутствуют зарегистрированные права наследников на принадлежащие им земельные доли.
Чуровичская сельская администрация Климовского района Брянской области составила список невостребованных земельных долей, который был опубликован на страницах газеты «Авангард» № 46 от 18 ноября 2022 года.
С момента публикации списка невостребованных земельных долей до момента назначенной даты проведения общего собрания собственников земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок ТОО «Чуровичское» принимались возражения лиц считавших, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей.
Поскольку участники общей долевой собственности на земельный участок в течение четырех месяцев со дня опубликования списка самостоятельно не провели общего собрания, то с инициативой его проведения выступила администрация поселения. Объявление о созыве собрания на 17 апреля 2023 года было размещено в газете «Авангард» № 8 от 22 февраля 2023 года.
На повестку дня был вынесен вопрос об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. В вышеуказанное время общее собрание собственников земельных долей не состоялось из-за отсутствия необходимого кворума для его проведения, в связи с чем, Чуровичская сельская администрация приняла Постановление № 7 от 17 апреля 2023 года «Об утверждении списка собственников невостребованных земельных долей ТОО «Чуровичское» Климовского района Брянской области».
Поскольку участники долевой собственности и их наследники не распорядились земельными долями в течение трех и более лет с момента приобретения права на земельную долю, истец считает, что требования муниципального образования являются законными и обоснованными.
Представитель истца в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Ответчик Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской, Калужской и Смоленской областям, будучи надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в деле не направил, ходатайств и заявлений суду не представил.
Представитель третьего лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в судебное заседание не явился, о переносе судебного заседания не просил.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителей сторон и третьего лица, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Из материалов дела следует, что граждане, на земельные доли которых истец просит признать право муниципальной собственности, умерли в период с 1998 года по 2015 год, что подтверждается справками о смерти Отдела ЗАГС Климовского района.
На основании пункта 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Согласно пунктам 2,3 указанной статьи закона выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
Согласно пункту 2 данной статьи в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 223-ФЗ, в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации. Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей ГК РФ" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года № 432).
Согласно разъяснениям, данным в п. 50 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9, выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Анализируя изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Положениями Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", урегулированы особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном статьей 12.1 Закона № 101-ФЗ порядке невостребованными (пункт 8 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ).
Данный закон не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельные доли, перешедшие по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшиеся невостребованными государством.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что при условии соблюдения истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской, Калужской и Смоленской областям реализовало правомочия собственника на данные земельные доли. Соответственно, обращение Чуровичской сельской администрации Климовского района Брянской области в суд с настоящим иском, закону не противоречит.
Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации Климовского района Брянской области № 26 от 09 февраля 1994 года «Об утверждении количества и размеров земельных паев населения, проживающего в сельской местности» был утвержден список, за которыми закреплялись в собственность земельные доли, в том числе в ТОО «Чуровичское», первоначально в количестве 741 доля.
Собственниками условных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения в ТОО «Чуровичское», с определением размера доли каждого собственника ...................... га, на праве общей долевой собственности значились, в том числе: Абрагам А.Я., Антохина Л.К., Антохина М.Ф., Байдуков Ю.В., Бакин Б.Г..
Всего перечисленные граждане имели право на 5/741 доли.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Из сообщений нотариуса Климовского нотариального округа Третьяковой А.В. следует, что наследственные дела после смерти вышеуказанных граждан не заводились.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером № _______ в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных лиц отсутствуют.
На основании ч. 3, 4 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером № _______ с местоположением: ......................, ......................», находится в границах Чуровичского сельского поселения Климовского района Брянской области.
Из материалов дела следует, что Чуровичская сельская администрация Климовского района Брянской области составила список собственников невостребованных земельных долей, в числе которых значатся земельные доли вышеперечисленных граждан, который был опубликован на страницах газеты «Авангард» № 46 от 18 ноября 2022 года.
На основании ч. 5, 7 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Из материалов дела следует, что общим собранием участников долевой собственности в течение более четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не было проведено общего собрания и принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях.
Учитывая изложенное, Чуровичская сельская администрация Климовского района Брянской области выступила с инициативой проведения собрания. Объявление о созыве собрания было назначено на 17 апреля 2023 года, о чем было размещено объявление в газете «Авагнгард» № 8 от 22 февраля 2023 года.
На повестку дня был вынесен вопрос об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными.
В указанное время собрание не состоялось из-за отсутствия необходимого кворума для его проведения, что подтверждается протоколом общего собрания участников долевой собственности от 17 апреля 2023 года.
Постановлением Чуровичской сельской администрации Климовского района Брянской области № 7 от 17 апреля 2023 года утвержден список собственников невостребованных земельных долей. В данном списке указаны земельные доли вышеуказанных граждан.
Таким образом, судом установлено, что вышеуказанные собственники земельных долей право собственности на принадлежащую им земельную долю в ТОО «Чуровичское» надлежащим образом при жизни не оформили, никто не распорядился ею и после их смерти, а также никто своих прав на данное имущество в порядке наследования, в том числе и Российская Федерация в лице его территориального органа не заявил.
При таких обстоятельствах суд считает иск обоснованным, заявленные требования подлежащими удовлетворению, поскольку истцом принадлежащие указанным гражданам земельные доли признаны обоснованно невостребованными с соблюдением положений Федерального закона от 24 апреля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Чуровичской сельской администрации Климовского района Брянской области (ОГРН 1053216557228, ИНН\КПП 3241002585\32401001) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской, Калужской и Смоленской областям (ОГРН 1094027005071, ИНН 4027096522) о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли ТОО «Чуровичское» удовлетворить.
Прекратить право собственности Абрагам А.Я., Антохина Л.К., Антохиной М.Ф., Байдукова Ю.В., Бакина Б.Г. на 5\741 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № _______ с местоположением: ......................, ......................».
Признать право муниципальной собственности Чуровичского сельского поселения на 5/741 земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № _______ с местоположением: ......................, ......................».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца через Климовский районный суд.
Судья И.Н. Бобов