Дело № 2-52/2022 (УИД- 17RS0003-01-2023-00018-58)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Чадан 16 марта 2023 года
Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Кочнёвой А.Ш.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва Маспык-оола А.Н. в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения города Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности провести конкурс на право заключения концессионного заключения и заключить концессионное соглашение на объект теплоснабжения, находящийся по адресу: <адрес>,
с участием представителя истца – помощника прокурора района ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился прокурор Дзун-Хемчикского района Маспык-оол А.Н. в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения города Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности провести конкурс на право заключения концессионного заключения и заключить концессионное соглашение на объект теплоснабжения, находящийся по адресу: <адрес>. В обоснование иска указано, что объект теплоснабжения, находящегося по адресу: <адрес> ранее находился в собственности муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» и по концессионному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ был передан во владение ООО «Сантехник» на срок 5 лет. Однако, проверкой установлено, что концессионное соглашение заключенное между администрацией района, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва и ООО «Сантехник» по взаимному согласию расторгнуто. Решением Хурала представителей муниципального района «Дзун-Хемчикскиий кожуун Республики Тыва»№ от ДД.ММ.ГГГГ данный объект теплоснабжения, а именно нежилое здание площадью 218 кв.м. с земельным участком площадью 2658 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> переданы администрации городского поселения города Чадан Дзун-Хемчикского района Республики Тыва. В свою очередь, администрация городского поселения <адрес> решением Хурала представителей городского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ включил данный объект теплоснабжения в реестр муниципального имущества городского поселения город Чадан. Постановлением администрации городского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ обслуживание котельной до проведения государственной регистрации муниципального унитарного предприятия временно по договору передано ООО «Сантехник» без заключения концессионного соглашения. Передача объекта теплоснабжения без проведения конкурсных процедур на заключение концессионного соглашения нарушает требования законодательства может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов. Исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц права, которых нарушаются определить не представляется возможным. Просит обязать администрацию городского поселения <адрес>-Хемчикского кожууна Республики Тыва провести конкурс на право заключения концессионного заключения и заключить концессионное соглашение на объект теплоснабжения, находящийся по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования полностью поддержала по указанным в нём основаниям, просит обязать ответчика провести конкурс на право заключения концессионного заключения и заключить концессионное соглашение на объект теплоснабжения, находящийся по адресу: <адрес>, поскольку передача объекта теплоснабжения, находящегося в собственности муниципального образования, по договору аренды без заключения концессионного соглашения нарушают требования федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О Концессионных соглашениях».
Ответчик администрация городского поселения <адрес>-Хемчикского кожууна Республики Тыва и третье лицо Общество с ограниченной ответственностью «Сантехник» в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания либо рассмотрении дела без их участия не заявлено.
В предыдущем судебном заседании представитель ответчика администрации городского поселения <адрес>-Хемчикского кожуна Республики Тыва по доверенности – исполняющий обязанности консультанта по земельным отношениям, управлению имуществом, архитектуре и градостроительству администрации городского поселения <адрес> ФИО3, пояснял, что ДД.ММ.ГГГГ создано муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес>», ОГРН 1221700002732, ИНН 1700005550, на праве хозяйственного ведения которого будут находится котельные, расположенные в <адрес> корпус 1 и Монгуш Бурбу, <адрес>. При нахождении объектов теплоснабжения на праве хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия заключение концессионного соглашения не требуется. В настоящее время администрацией ведутся работы по получению тарифов от тарифной службы для МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес>».
Суд, признав извещения надлежащими, рассмотрел дело в порядке ст.167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации ( далее – ГПК РФ).
Выслушав сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3).
Как следует из материалов дела и установлено судами, что в собственности муниципального образования городского поселения <адрес>-Хемчикского кожууна Республики Тыва находится объект недвижимого имущества, используемые для теплоснабжения на территории городского поселения горд Чадан: нежилое здание площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, земельный участок, площадью 2658, с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>
В соответствии с постановлением администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ и акту приема-передач объект теплоснабжения, а именно, котельная, находящаяся по адресу: <адрес>, до проведения государственной регистрации муниципального унитарного предприятия (МУП) временно передан для обслуживания ООО «Сантехник».
Договора аренды либо иного договора на временное обслуживание или содержание вышеуказанного объекта теплоснабжения с ООО «Сантехник» с муниципальным образованием не заключено, сторонами не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 115-ФЗ целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Федеральным законом N 115-ФЗ предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. В частности, согласно части 4.1 статьи 37 указанного Закона о концессии с 01 мая 2015 года допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.
Статьями 2 и 3 Федерального закона от 07 мая 2013 года N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", который дополнен статьей 28.1, а также в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", который дополнен статьей 41.1.
Статьями 2 и 3 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", который дополнен статьей 28.1, в соответствии с частью 2 которой осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Из содержания части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" следует, что если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
С учетом приведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание срок ввода в эксплуатацию объекта теплоснабжения, суд приходит к выводу о том, что передача прав владения и (или) пользования рассматриваемым объектом могла быть осуществлена исключительно по концессионному соглашению.
В силу законодательства о концессионных соглашениях, с момента поступления имущества в собственность, администрация муниципального образования городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва обязана была незамедлительно в предусмотренном законом порядке предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения, тем самым, выступив самостоятельно с инициативой о заключении концессионного соглашения и создав необходимые условия для заключения концессионного соглашения в наиболее ранние сроки.
Конкурсные процедуры для заключения концессионных соглашений в отношении спорного объекта ответчиком не проводились.
В частности, оформление документов по объекту теплоснабжения на территории муниципального образования городского поселения город Чадан находится на стадии разработки.
Доказательств, свидетельствующих о своевременном совершении действий направленных на заключение указанного соглашения в отношении спорного объекта, ответчиком не представлено
Передача права пользования объектом недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения ООО «Сантехник» в нарушение положения Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", создает угрозу нарушения прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества, благоприятные и безопасные условия проживания.
Вместе с тем до настоящего времени конкурсная документация не подготовлена, объекты в соответствии с требованиями статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" не переданы.
При указанных обстоятельствах, суд приходит о полном удовлетворении исковых требований прокурора района.
Согласно части 4 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Поскольку администрация городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации как орган местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобожден, издержки понесенные судом в связи с рассмотрением дела, подлежат отнесению за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление заместителя прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва Маспык-оола А.Н. в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения города Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности провести конкурс на право заключения концессионного заключения и заключить концессионное соглашение на объект теплоснабжения, находящийся по адресу: <адрес>, удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения города Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва провести конкурс на право заключения концессионного заключения и заключить концессионное соглашение на объект теплоснабжения, находящийся по адресу: г. Чадан ул. Монгуш Бурбу, д.37.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2023 года.
Председательствующий А.Ш. Кочнёва