Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-148/2024 (2-2004/2023;) ~ М-2007/2023 от 24.11.2023

Дело № 2-148/2024 (№ 2-2004/2023)

УИД 66RS0012-01-2023-002714-65

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Каменск-Уральский                     02 февраля 2024 года

Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Земской Л.К., при секретаре Гиниятуллиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Каменска-Уральского Свердловской области в интересах Токаревой Ольги Сергеевны, Токаревой Татьяны Сергеевны, к Администрации Каменск-Уральского городского округа, Отраслевому органу Администрации Каменск-Уральского городского округа по жилищному хозяйству, Муниципальному казенному учреждению «Расчетный центр города Каменска-Уральского» о возложении обязанности по выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Каменска-Уральского Свердловской области обратился в суд в интересах Токаревой О.С,, Токаревой Т.С. с иском к Администрации Каменск-Уральского городского округа (далее Администрация), Муниципальному казенному учреждению «Расчетный центр города Каменска-Уральского» (далее МКУ «РЦ») о возложении обязанности по выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В обоснование требований иска указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что на основании решений от 02.05.2023 Токаревой О.С. и Токаревой Т.С. установлены к выплате компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> (Квартира) получением информации о наличии у истцов судебной непогашенной задолженности перед АО «РУСАЛ» 14.06.2023 Отраслевым органом приняты решения о прекращении выплаты компенсации. Однако при принятии решения не было учтено, что само по себе наличие задолженности не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. При проведении прокурорской проверки выявлено, что задолженность у Токаревых О.С., Т.С. образовалась вследствие прохождения ими с период с 04.12.2019 по 12.08.2020 стационарного лечения в психиатрическом стационаре, у них отсутствовала возможность своевременно оспорить вынесенный судебный акт о взыскании задолженности.

С учетом изложенного прокурор просит возложить на Администрацию в лице Отраслевого органа обязанность по установлению к выплате Токаревой Т.С. и Токаревой О.С. компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (далее также ЖКУ) в отношении Квартиры, возложить на МКУ «РЦ» обязанность произвести Токаревой Т.С. и Токаревой О.С. выплату компенсации расходов по оплате за ЖКУ в отношении Квартиры за период с 01.04.2023 по настоящее время.

Определением суда от 24.11.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Отраслевой орган Администрации Каменск-Уральского городского округа по жилищному хозяйству (далее Отраслевой орган).

Токарева О.С., Токарева Т.С. исковые требования дополнили. Указали, что 15.09.2023 они обратились с заявлением о предоставлении субсидии на оплату ЖКУ в отношении Квартиры и решением Отраслевого органа от 22.09.2023 субсидия предоставлена. Однако решением от того же дня выплата субсидии прекращена в связи с наличием взысканной судебными актами задолженности по оплате ЖКУ. Полагают, что задолженность образовалась не по их вине, в связи с чем просят возложить на ответчика обязанность восстановить Токаревой О.С. выплату субсидии на оплату ЖКУ и выплатить указанную субсидию за весь период с момента обращения за выплатой.

В судебном заседании помощник прокурора Березовский Д.П. просил исковые требования удовлетворить.

Истцы Токарева О.С., Токарева Т.С. настаивали на удовлетворении иска по приведенным в исковом заявлении и дополнениях к нему доводах и основаниях, дали суду аналогичные объяснения. Дополнительно пояснили, что с ноября 2018 года они проживают и зарегистрированы в Квартире, которая в настоящее время принадлежит им на праве общей долевой собственности (в 1/2 каждой). Задолженность начала образовываться с января 2019 года в связи с их сложным материальным положением, при этом частично платежи вносились. С 01.06.2020 им назначена пенсия в связи с установлением <*****>, ранее после 2016 года они не работали, поскольку в семье возникла конфликтная ситуация, связанная с жилищным вопросом. В Квартиру они были выселены практически принудительно, под влиянием наличия и угроз со стороны родственников. Их доход состоит только из пенсии в размере около 10 000 руб. 00 коп. у каждой, а также получаемой с 2021 года адресной помощи, размер которой составляет 560 руб. 00 коп. Состояние здоровья не позволяет им работать.

Представитель ответчиков МКУ «РЦ» и Отраслевого органа Брюховских Е.С., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании и представленных в материалы дела письменных отзывах просила отказать в удовлетворении исковых требований. Указала, что с 01.01.2022 ч. 3 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) действует в новой редакции, исходя из которой при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате ЖКУ, которая образовалась за период не более чем три последних года, компенсация не предоставляется. Правовой механизм выяснения обстоятельств причин образования задолженности не установлен и при выявлении задолженности принимается решение о прекращении предоставления выплаты. Соответствующие решения Отраслевого органа Токаревыми О.С., Т.С. не оспаривались, являются законными и обоснованными. Также указала, что трехмесячный срок оспаривания решений Отраслевого органа пропущен, что также является основанием для отказа в иске. Просила обратить внимание, что периоды образования задолженности, вынесения судебных актов о взыскании задолженности не соотносятся с периодом прохождения истцами стационарного лечения.

Представитель ответчика Администрации Каменск-Уральского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в срок. За подписью представителя по доверенности Бочарова А.С. в материалы дела представлен письменный отзыв, содержащий также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации. Согласно приведенных в отзыве доводов полагали Администрацию ненадлежащим ответчиком исходя из ее компетенции. Также привели доводы о законности действий Отраслевого органа, аналогичные позиции представителя ответчиков Отраслевого органа и МКУ «РЦ».

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, исследовав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно разъяснений в п. 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации. Так, федеральными законами соответствующие меры социальной поддержки установлены для таких категорий граждан, как инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др. (части 13 - 15 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; части 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 9 января 1997 года N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы"; пункт 3 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"). Отдельные вопросы, связанные с реализацией мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по смыслу части 11 статьи 159 и части 1 статьи 160 ЖК РФ, могут регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями органами власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Как разъяснено в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 ЖК РФ).

Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусмотрены меры социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, в частности, ч.ч. 13,14 ст. 17 указанного Федерального закона предусмотрено предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;… Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Согласно ст.28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Иных полномочий в отношении граждан указанной категории органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено. Устанавливая в отношении лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, формы оказания такой поддержки, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут изменять порядок предоставления мер социальной поддержки.

В Свердловской области порядок предоставления меры социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлен Законом Свердловской области от 24.04.2009 № 26-ОЗ «О порядке предоставления меры социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленной законами Свердловской области», п. 1 ст. 2 которого предусмотрено, что мера социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленная законами Свердловской области, предоставляется лицу, имеющему право на ее получение, в том числе в случае, если он является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма. Порядок назначения и выплаты полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок исчисления и перерасчета размера компенсации, а также случаи и порядок прекращения выплаты компенсации устанавливаются Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом (п. 4 ст. 2 Закона Свердловской области от 24.04.2009 № 26-ОЗ).

В спорный период порядок компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных регулировался Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 688-ПП (с последующими изменениями).

В соответствии с п. 5 Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 688-ПП (в действовавшей на момент существования спорных правоотношений период) компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется в том числе на основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в частности инвалидам.

На основании ч.3 ст.160 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 442-ФЗ) компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы.

Согласно положений п. 4 указанного Порядка (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 16.12.2021 № 922-ПП) в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации компенсация расходов не предоставляется гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.

Согласно п.п. 5 ч. 1 п. 28 Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 688-ПП (в той же редакции) выплата компенсации расходов прекращается при наступлении следующих обстоятельств: наличие у получателя компенсации расходов подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.

На основании ч. 2 указанного пункта прекращение выплаты компенсации расходов в соответствии с подпунктом 5 части первой настоящего пункта осуществляется с месяца, следующего за месяцем получения уполномоченным органом информации о наличии у получателя компенсации расходов подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.

На основании ч.ч. 1,3 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Право на субсидии имеют граждане собственники жилых помещений (п. 4 ч. 2 ст. 159 ЖК РФ).

Как разъяснено в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» по смыслу статьи 159 ЖК РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам (нанимателям по договору социального найма и собственникам жилого помещения) жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761.

Согласно п.п. 2-4 указанных Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Право на субсидии имеют в том числе собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

На основании п. 7 приведенных Правил решения о предоставлении субсидий принимаются уполномоченными органами. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.

На основании ч. 5 ст. 159 ЖК РФ субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы.

Согласно п. 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761, субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности исполнительный орган субъекта Российской Федерации или управомоченное им государственное учреждение, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), в которых законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы), получают из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

На основании п.п. г п. 60 указанных Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии наличия у получателя субсидии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года. Предоставление субсидии прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченному органу стало известно о наличии у получателя субсидии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года (п. 63 Правил).

Согласно п. 64 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761, информацию о наличии у получателей субсидий подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года, уполномоченный орган получает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Судом установлено, и следует из материалов дела, что Токаревой О.С. и Токаревой Т.С. на праве общей долевой собственности (в 1/2 доле в паве каждой) принадлежит однокомнатная Квартира, общей площадью 33,3 кв.м., в которой они с (дата) зарегистрированы по месту жительства (выписка из ЕГРН от (дата), справка ООО «УК «Стройком» от (дата)). Иных зарегистрированных лиц в указанном жилом помещении не значится.

Токаревой О.С., Токаревой Т.С. 01.06.2020 установлена <*****>, о чем в материалы дела представлены копии соответствующих справок <*****>.

Решениями Отраслевого органа от 02.05.2023 Токаревой О.С., Токаревой Т.С. назначены к выплате компенсации расходов на оплату ЖКУ по категории <*****> в отношении Квартиры с 01.04.2023.

14.06.2023 из ГИС ЖКХ в МКУ «РЦ» поступила информация о наличии на имя Токаревой О.С., Токаревой Т.С. подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Так из информации в ГИС ЖКХ, копий предоставленных в материалы дела судебных актов следует, что у Токаревой О.С. и Токаревой Т.С. имеется задолженность перед филиалом АО «РУСАЛ Урал» в г. Каменске-Уральском «Объединено компании РУСАЛ Уральский алюминиевый завод» (судебные приказы от 10.02.2022, 22.03.2023, решения от 10.05.2023, период образования задолженности с 01.05.2019 по 31.12.2021, с 01.01.2022 по 30.06.2022, с 01.07.2022 по 31.01.2023).

14.06.2023 Отраслевым органом приняты решения о прекращении выплаты Токаревым О.С., Т.С. компенсации расходов на оплату ЖКУ в отношении Квартиры в связи с наличием подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года, на основании п.п. 5 ч. 1 п. 28 Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 688-ПП.

Помимо этого 15.09.2023 Токарева О.С. обратилась за выплатой ей субсидии на оплату ЖКУ отношении Квартиры, указывая в качестве члена семьи сестру Токареву Т.С.

Решением Отраслевого органа от 21.09.2023 Токаревой Т.С. на состав семьи два человека (включая сестру Токареву Т.С.) предоставлена выплата субсидии на оплату ЖКУ в период с 01.09.2023 по 29.02.2024.

Однако поскольку из ГИС ЖКХ получена информация о наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года, на основании п.п. г п. 60 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761, Отраслевым органом 22.09.2023 приняты решения о прекращении предоставления истицам субсидии с сентября 2023 года.

То обстоятельство, что принятые Отраслевым органом 14.06.2023, 22.09.2023 решения не упаривались в порядке административного судопроизводства не препятствуют прокурору в порядке ст. 45 ГПК РФ, Токаревым О.С., Т.С. обратиться в суд с рассматриваемым иском в порядке гражданского судопроизводства, поскольку предметом требований является предоставление гражданам мер социальной поддержки в конкретный период и в отношении определенного жилого помещения. Поскольку правоотношения сторон являются длящимися, по настоящее время Токаревы О.С., Т.С, лишены возможности получения мер социальной поддержки, то истечение установленного ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока не может повлечь отказ в удовлетворении иска.

Как следует из правовой позиции, приведенной в п. 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).

Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.

При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Действительно, в отношении Квартиры имеется (и имелась на момент вынесения Отраслевым органом соответствующих решений 14.06.2023, 22.09.2023) подтвержденная вступившим в законную силу судебным актом непогашенная задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Однако несмотря на наличие задолженности по оплате за ЖКУ, при наличии прочих оснований для получения компенсации, субсидии, суд полагает, что в настоящем гражданском деле имеются основания для удовлетворения исковых требований частично, с учетом следующего.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.

Не предоставление истцу меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ответчики обосновывают наличием у него задолженности.

В то же время, истицы Токарева О.С., Токарева Т.С. с 01.06.2020 являются <*****>.

Наличие у истиц <*****>

Согласно представленных в материалы дела Сведений, содержащихся в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, объяснений истцов в судебном заседании доход Токаревой О.С. состоит из пенсии <*****>, размер которого в месяц в 2023 году составляет 10 693 руб. 64 коп., а также адресной помощи в сумме 560 руб. 00 коп.; доход Токаревой Т.С. также состоит из пенсии в сумме 9 995 руб. 94 коп. и адресной помощи в таком же размере как у сестры.

При этом объяснения истцов в судебном заседании, вышеуказанная справка ООО «УК «Стройком» подтверждают, что Токаревы О.С., Т.С. проживают вдвоем, наличия у них родственников, иных лиц, которые бы осуществляли им помощь, в том числе материальную, приносящего доход имущества, в ходе рассмотрения гражданского дела не установлено.

Суд тем самым приходит к выводу, что Токарева О.С., Токарева Т.С., которым установлена <*****>, проживают вдвоем и не имеют иных источников дохода помимо пенсии, лишенные на постоянной основе какой-либо иной помощи, были лишен права на такие меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату ЖКУ, субсидия на оплату ЖКУ, тогда как состояние их здоровья, состав семьи, уровень доходов, размер ежемесячных расходов по оплате ЖКУ ограничивают их возможности по полному погашению задолженности в короткий срок.

Компенсация расходов, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг относятся к числу мер социальной поддержки ряда граждан, в том числе, <*****> учитывая уровень пенсионного обеспечения истцов, с учетом их состояния здоровья, не позволяющих им в полной мере нести расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, такие компенсация, субсидии направлены на обеспечение необходимого жизненного уровня истцов как <*****>, необходимого для поддержания их здоровья.

На необходимость соблюдения прав инвалидов при предоставлении им мер социальной поддержки, на то, что механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав, неоднократно указывал в своих определения Верховный Суд Российской Федерации (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2019 № 5-КГ19-147, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2019 № 16-КГ19-2, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2019 № 48-КГ18-28). Аналогичные правовые позиции также приведены в Определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.10.2020 по делу № 88-15183/2020, Определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01.06.2021 по делу № 88-7355/2021.

С учетом изложенного по мнению суда имеются обстоятельства, предусмотренные п. 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», по смыслу которых наличие у истцов задолженности по оплате жилья и коммунальных платежей не может служить безусловным и достаточным основанием для отказа в предоставлении истцу мер социальной поддержки.

Суд также принимает во внимание, что из пенсии Токаревых Т.С., О.С. производились в рамках исполнительных производств удержания в погашение задолженности за ЖКУ, однако производимые из пенсии удержания не только не позволили погасить задолженность, но и не позволяли в полном объеме оплачивать текущие платежи, обеспечивать нормальную жизнедеятельность.

При этом суд считает необходимым отразить, что постановлениями Правительства Свердловской области от 15.12.2022 № 864-П, от 07.09.2023 № 642-П на 2023 и 2024 годы был установлен размер прожиточного минимума на душу населения в Свердловской области соответственно как 14 088 руб. 00 коп. и 15 298 руб. 00 коп., а для пенсионеров – 12 116 руб. 00 коп. и 13 156 руб. 00 коп., что выше получаемой Токаревой Т.С., Токаревой О.С. пенсии.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований прокурора, Токаревой О.С., Токаревой Т.С. и о возложении на Отраслевой орган и МКУ «РЦ» обязанности восстановить Токаревым О.С., Т.С. выплату компенсации расходов на оплату ЖКУ в отношении Квартиры, решения о прекращении которой приняты Отраслевым органом 14.06.2023, а также обязанности восстановить Токаревым О.С., Т.С. выплату субсидии на оплату ЖКУ в отношении Квартиры, за период с сентября 2023 года, решение о прекращении предоставления которой принято Отраслевым органом Администрации Каменск-Уральского городского округа по жилищному хозяйству 22.09.2023 за № 653060.

Требования подлежит удовлетворению к ответчику Отраслевому органу и МКУ «РЦ», с учетом полномочий указанного органа местного самоуправления, определенных в Постановлении Администрации г. Каменска-Уральского от 25.10.2013 № 1525 «Об осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования город Каменск-Уральский».

Так в Постановлении Администрации г. Каменска-Уральского от 25.10.2013 № 1525 предусмотрено: определить Администрацию города Каменска-Уральского в лице отраслевого органа Администрации города Каменска-Уральского по жилищному хозяйству органом, уполномоченным на реализацию переданных органам местного самоуправления муниципального образования город Каменск-Уральский государственных полномочий Свердловской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и государственных полномочий Российской Федерации и Свердловской области по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

На МКУ «РЦ» согласно названного Постановления возложена реализация отдельных функций, связанных с осуществлением переданных органам местного самоуправления муниципального образования город Каменск-Уральский государственных полномочий Свердловской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и государственных полномочий Российской Федерации и Свердловской области по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Решением Городской Думы г. Каменска-Уральского от 21.08.2013 № 180, утверждено Положение об отраслевом органе администрации города Каменска-Уральского по жилищному хозяйству, которым предусмотрено, что Отраслевой орган является структурным подразделением органа местного самоуправления Администрация Каменск-Уральского городского округа. Орган по жилищному хозяйству наделен правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде. МКУ «Расчетный центр города Каменска-Уральского» является учреждением, подведомственным Отраслевому органу Администрации Каменск-Уральского городского округа по жилищному хозяйству.

Администрация в рассматриваемых правоотношениях является ненадлежащим ответчиком и к указанному ответчику требования иска удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Каменска-Уральского Свердловской области в интересах Токаревой Ольги Сергеевны (<*****>), Токаревой Татьяны Сергеевны (<*****>), к Администрации Каменск-Уральского городского округа (ИНН 6612001121), Отраслевому органу Администрации Каменск-Уральского городского округа по жилищному хозяйству (ИНН 6612043107), Муниципальному казенному учреждению «Расчетный центр города Каменска-Уральского» (ИНН 6612031567) о возложении обязанности по выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворить частично.

Возложить на Отраслевой орган Администрации Каменск-Уральского городского округа по жилищному хозяйству, Муниципальное казенное учреждение «Расчетный центр города Каменска-Уральского» обязанность восстановить Токаревой Ольге Сергеевне, Токаревой Татьяне Сергеевне выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, за период с июня 2023 года, решения о прекращении которой приняты Отраслевым органом Администрации Каменск-Уральского городского округа по жилищному хозяйству 14.06.2023.

Возложить на Отраслевой орган Администрации Каменск-Уральского городского округа по жилищному хозяйству, Муниципальное казенное учреждение «Расчетный центр города Каменска-Уральского» обязанность восстановить Токаревой Ольге Сергеевне выплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, за период с сентября 2023 года, решение о прекращении предоставления которой принято Отраслевым органом Администрации Каменск-Уральского городского округа по жилищному хозяйству 22.09.2023 за № 653060.

В удовлетворении оставшейся части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г.Каменска-Уральского.

Судья:                       Земская Л.К.

Мотивированное решение изготовлено 09.02.2024.

2-148/2024 (2-2004/2023;) ~ М-2007/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Токарева Ольга Сергеевна
Токарева Татьяна Сергеевна
прокурор города Каменска-Уральского в интересах Токаревой Т.С., Токаревой О.С.
Ответчики
Администрация Каменск-Уральского городского округа
Отраслевой орган Администрации Каменск-Уральского городского округа по жилищному хозяйству
МКУ "Расчетный центр г. Каменска-Уральского"
Суд
Синарский районный суд г. Каменск-Уральского Свердловской области
Судья
Земская Л.К.
Дело на странице суда
sinarsky--svd.sudrf.ru
24.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2023Передача материалов судье
24.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2024Судебное заседание
02.02.2024Судебное заседание
09.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее