судья Булдакова А.В.
дело №7-10/2020 / 12-10/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 16 января 2020 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Федотова Александра Валерьевича на постановление судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 20.11.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта»,
у с т а н о в и л а:
Постановлением судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 20.11.2019 (резолютивная часть объявлен 19.11.2019) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (далее ФГБОУ ВО «ВГУВТ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник юридического лица на основании доверенности Федотов А.В. просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает на то, что требования к антитеррористической защищенности, в связи с невыполнением которых ФГБОУ ВО «ВГУВТ» было привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, установлены постановлением Правительства РФ от 19.04.2019 №471, которое вступило в законную силу 01.05.2019. Требования указанного постановления распространяются на объекты ФГБОУ ВО «ВГУВТ», поскольку университет подведомственен Федеральному агентству морского и речного транспорта. Необходимые мероприятия для выполнения требований к антитеррористической защищенности зависят от присвоенной объекту (территории) категории. Присвоение категории осуществляется по результатам категорирования, оформляемых в виде акта обследования и категорирования, паспорта безопасности объекта (территории). Указанные документы оформлены надлежащим образом и согласованы. Паспорт безопасности пермского филиала ФГБОУ ВО «ВГУВТ» согласован со стороны УФСБ России по пермскому краю 20.08.2019. Согласно п.6.2.1 акта обследования и категорирования, п.1 главы VIII паспорта безопасности запланировано осуществление мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности филиала путем обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций. Срок выполнения мероприятий до 01.05.2021. Полагает, что у ФГБОУ ВО «ВГУВТ» отсутствовала возможность принять 20.08.2019 достаточные меры, направленные на выявление потенциальных нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте (территории), и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения, а также на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории). Указывает на то, что юридическое лицо извещено о рассмотрении дела накануне, в связи с чем возможность надлежащим образом реализовать свои процессуальные права отсутствовали.
В судебном заседании защитник Федотов А.В. на удовлетворении жалобы настаивал.
Помощник Пермского транспортного прокурора Смирнягина Е.А. полагала жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
Часть 3 статьи 19.20 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно примечанию к указанной статье, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п.40 ч.1 ст.46 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Пункт 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относит нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч.11 ст.19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а-д», «ж-к» пункта 6 и подпунктами «б, д, е» пункта 7 названного Положения.
Подпункт «з» п.6 приведенного Положения требует наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с ч.6 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» имеет лицензию №** от 05.06.2015 на осуществление образовательной деятельности, в том числе по месту нахождения Пермского филиала по адресу: ****.
На основании решения заместителя Пермского транспортного прокурора от 11.09.2019 №144 в связи с поступившей информации о допускаемых нарушениях законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов образования водного транспорта Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения пермским филиалом ФГБОУ ВО «ВГУВТ» законодательства о создании безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, в том числе законодательства о противодействии терроризму.
В ходе проверки установлено, что имеющаяся в Пермском филиале ФГБОУ ВО «ВГУВТ» охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны образовательного учреждения, поскольку осуществляющие охрану вахтеры не могут обеспечить надлежащую защиту образовательного учреждения по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств и мет административного принуждения, а группе быстрого реагирования требуется время для прибытия, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий. Так, на основании предписания начальника УФСБ России по Пермскому краю №7246 от 08.08.2019 20.08.2019 сотрудниками УФСБ России по Пермскому краю проведены мероприятия по изучению эффективности применения на практике системы мер по антитеррористической защищенности Пермского филиала ФГБОУ ВО «ВГУВТ» по адресу: ****, в результате которых зафиксирован факт проникновения «условного вооруженного террориста» в зону объекта с массовым пребыванием людей с муляжом самодельного взрывного устройства, находившимся на дне сумки, через обособленный пост, на котором имеется турникет и вахтер. Вахтер, осуществляющий пропускной режим, не востребовал документ, удостоверяющий личность, не осмотрел сумку на возможное наличие в ней предметов, ограниченных в обороте. Тест-предмет был заложен на втором этаже правого крыла здания, находился там в течение 20 минут, за которые мимо предмета прошло два человека, не обративших на него внимания. Выявлено, что были нарушены требования действующего законодательства, содержащего требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), а именно охрана зданий учебного корпуса, учебно-производственных мастерских со спортзалом, гаража, общежития со встроенными помещениями осуществляется вахтерами, не являющимися частными охранниками, на основании договоров о возмездном оказании услуг.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ФГБОУ ВО «ВГУВТ» дела об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Факт совершения ФГБОУ ВО «ВГУВТ» вмененного административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; справкой от 06.09.2019 о результатах проверки соблюдения Пермским филиалом ФГБОУ ВО «ВГУВТ» законодательства о противодействии терроризму; договорами о возмездном оказании услуг с физическими лицами от различных дат; утвержденной в организации Инструкцией по организации охраны, контрольно-пропускного и внутриобъектового режима в административных зданиях Пермского филиала ФГБОУ ВО «ВГУВТ», актом от 20.08.2019 проведения мероприятий по изучению эффективности применения на практике системы мер по антитеррористической защищенности.
Вывод судьи о наличии в действиях ФГБОУ ВО «ВГУВТ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались и судьей районного суда и получили надлежащую оценку в судебном постановлении в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
В силу ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах настоящего дела доказательства, подтверждающие тот факт, что ФГБОУ ВО «ВГУВТ» в ходе осуществления образовательной деятельности в Пермском филиале приняты все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных требований, не представлены, а также не имеется доказательств, свидетельствующих об отсутствии реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер.
Доводы жалобы не влекут отмену постановления судьи районного суда, так как они не опровергают правильные выводы о наличии в действиях ФГБОУ ВО «ВГУВТ» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Выполнение требований законодательства, направленных на обеспечение безопасности граждан и антитеррористическую защищенность, безусловно относится к требования Положения о лицензировании образовательной деятельности о наличии у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно ч.3.1 ст.5 названного Федерального закона юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) используемых для осуществления, в том числе, образовательной деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном праве.
В качестве одной из основных задач противодействия терроризму в силу утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Ссылаясь на то, что к возникшим правоотношениям подлежит применению постановление Правительства РФ от 19.04.2019 №471 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, их территориальных органов, а также подведомственных им организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», исходя из п.15 утвержденных данным постановлением Требований, в соответствии с которым срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности в отношении эксплуатируемых объектов (территорий), предусмотренных настоящими требованиями, не может превышать 24 месяца со дня вступления в силу настоящих требований, то есть срок выполнения соответствующих мероприятий установлен до 01.05.2021, защитник не принимает во внимание, что согласно п.16 Требований антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию); выявление потенциальных нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте (территории), и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения; пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории); выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений. При этом в силу п. 17 Требований одной из мер, направленной на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию), является организация охраны и установление пропускного режима подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта или частными охранными организациями.
Кроме того, стороной защиты не принимается во внимание, что ФГБОУ ВО «ВГУВТ» является образовательным учреждением, имеет соответствующую лицензию. На 20.08.2019 действовало постановление Правительства РФ от 07.10.2017 №1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Пункт 17 данных Требований предусматривает обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от их категории опасности путем осуществления комплекса мер, аналогичного вышеприведенному. При этом воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (п.18 Требований).
Исходя из совокупности приведенных нормативных правовых актов, при том, что образовательная деятельность ФГБОУ ВО «ВГУВТ» предусматривает массовое пребывание людей на объекте (территории), в любом случае на 20.08.2019 на объекте (территории), принадлежащем ФГБОУ ВО «ВГУВТ» на праве оперативного управления, к обеспечению воспрепятствования неправомерного проникновения на объект (территорию) должны быть привлечены сотрудники охранной организации, соответствующей требованиям Федерального закона от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
С учетом более ранней даты начала действия постановления Правительства РФ от 07.10.2017 №1235, положение утвержденных им требований о том, что настоящие требования не распространяются на объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации, значения для настоящего дела, необходимости привлечения ФГБОУ ВО «ВГУВТ» охранной организации для охраны и установления пропускного режима в учебном заведении, не имеет.
Кроме того, в соответствии с п.2 ч.6 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на которую содержится ссылка в п.п. «з» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, нарушение которого относится к грубым нарушениям лицензионных требований, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
События, имевшие место 20.08.2019, с очевидностью свидетельствуют на то, что лицензионное требование, направленное на создание образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, не выполнено.
Наказание учреждению назначено в минимальном размере, установленном для юридических лиц санкцией ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении не нарушен, постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Относительно доводов об отсутствии надлежащего извещения, повлекшего нарушение прав юридического лица, предусмотренных ч.1 ст.25.1 КоАП РФ, то, как следует из материалов дела, о возбуждении дела об административном правонарушении было известно, при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении защитник присутствовал, им были представлены письменные возражения относительно вмененного ФГБОУ ВО «ВГУВТ» деяния. В постановлении о возбуждении дела указано на направление его для рассмотрения в Мотовилихинский районный суд г. Перми. 19.11.2019 в Мотовилихинский районный суд г. Перми от защитника Федотова А.В. также были представлены мотивированные письменные возражения, защитник участвовал в рассмотрении жалобы. Ходатайство об отложении рассмотрения дела, в том числе с целью ознакомления с материалами дела, формирования правовой позиции по делу им не заявлялось. При таких обстоятельствах оснований полагать, что были нарушены права лица, привлекаемого к административной ответственности, не имеется.
Учитывая изложенное, постановление отмене не подлежит, жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 20.11.2019 оставить без изменения, жалобу защитника Федотова А.В. - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись