Гр.дело № 2-2265/2022
УИД 21RS0023-01-2022-002770-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2022 г. г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Архиповой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Огорельцевой Е.Г.,
с участием помощника прокурора Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации ФИО6
представителя ответчика МКУ «Управление ГО и ЧС» ФИО2, и.о. начальника,
представителя третьего лица Средневолжского территориального управления Росрыболовства ФИО3, действующего на основании доверенности от дата -----,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Чебоксары» о возложении обязанности подать заявку и документы,
установил:
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратилась с исковым заявлением к МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Чебоксары» о возложении обязанности в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать в Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в порядке, предусмотренном п.4 пп «б» п.5 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 384, заявку и документы: копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей осуществление иной деятельности, документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, для согласования хозяйственной деятельности по размещению плавательных средств на водном объекте – Чебоксарское водохранилище (адрес), предоставленном в пользование по договору водопользования от дата -----
Исковые требования мотивированы следующим. Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе анализа состояния законности в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания установлено, что МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Чебоксары» является водопользователем, использует водный объект рыбохозяйственного значения – Чебоксарское водохранилище (адрес) для размещения плавательных средств на основании договора водопользования от дата ----- с ------. Согласно ------ к договору водопользования предоставленным МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Чебоксары» участок акватории Чебоксарского водохранилища (адрес) расположен адрес. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение требований федерального законодательства МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Чебоксары» оценка воздействия деятельности на вышеуказанных земельных участках на биоресурсы и среду их обитания не проведена, не определены последствия негативного воздействия осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среду их обитания, не разработаны мероприятия по их устранению, согласование органов Росрыболовства на деятельность по размещению плавательных средств на водном объекте рыбохозяйственного значения – Чебоксарское водохранилище (адрес), отсутствует. Ссылаясь на Федеральный закон от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», истец обратился с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании помощник прокурора Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации ФИО5. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, вновь привел их суду, просил удовлетворить иск.
Представитель ответчика МКУ «Управление ГО и ЧС» ФИО2 иск признал, пояснив, что учреждением будут предприняты меры для выполнения требований в установленный решением суда срок.
Представитель третьего лица Средневолжского территориального управления Росрыболовства ФИО3 в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры, полагая иск обоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.
Согласно статье 21 Федерального закона, прокурор осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ч.1 ст.32 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Одним из принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, согласно пункту 2 ч.1 ст.2 Федерального закона от 20.12.2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» является приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов.
Согласно пункту 7 ч.1 ст.1 Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» сохранение водных биоресурсов - поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания.
При территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (ст.50 Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).
Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 380, определяет меры по сохранению водных биологических ресурсов (далее - биоресурсы) и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности (далее - планируемая деятельность), оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания (далее - меры по сохранению биоресурсов и среды их обитания), а также порядок их осуществления.
При этом в соответствии с указанным Положением мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются:
оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания;
предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов;
выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций);
определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия;
проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий (пункт 2 Положения).
При архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (пункт 4 Положения).
В соответствии с ч.2 ст.50 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Пунктом 3 указанных Правил установлено, что территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование:
а) строительства и реконструкции объектов капитального строительства - в случае строительства и реконструкции указанных объектов на территории одного субъекта Российской Федерации;
б) внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности - в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.
Следовательно, ведение любой хозяйственной деятельности на водных объектах и водоохранных зонах, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, должно осуществляться только при наличии ее согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с целью принятия обязательных мер по сохранению указанных ресурсов и среды их обитания.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ч.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено ВК РФ. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи (ст.8 ВК РФ).
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности (ст.24 ВК РФ).
Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе анализа состояния законности в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания установлено, что МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Чебоксары» является водопользователем, использует водный объект рыбохозяйственного значения – Чебоксарское водохранилище (адрес) для размещения плавательных средств на основании договора водопользования от дата ----- с ------.
Согласно ------ к договору водопользования предоставленным МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Чебоксары» участок акватории Чебоксарского водохранилища (адрес) расположен на адрес
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Чебоксары» оценка воздействия деятельности на вышеуказанных земельных участках на биоресурсы и среду их обитания не проведена, не определены последствия негативного воздействия осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среду их обитания, не разработаны мероприятия по их устранению, согласование органов Росрыболовства на деятельность по размещению плавательных средств на водном объекте рыбохозяйственного значения – Чебоксарское водохранилище (адрес), отсутствует.
дата Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» внесено представление об устранении выявленных нарушений требований законодательства ------
По результатам рассмотрения представления МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» письмом от дата сообщила следующее. С ------ согласован вопрос подготовки комплекта документов для оценки воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания, определения последствия негативного воздействия осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среду их обитания, разработки их мероприятий по их устранению, выполняются мероприятия по получению рыбохозяйственной характеристики района. Основным вопросом в настоящее время является вопрос изыскания значительных финансовых средств на оплату услуг ------ В смете МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г.Чебоксары» на ------ финансирование данных мероприятий не предусмотрено. Вопрос финансирования будет рассмотрен при очередном уточнении бюджета ------.
Однако нарушения законодательства ответчиком до настоящего времени не устранены.
Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что непринятие ответчиком мер по выполнению мероприятий по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
Следовательно, исковые требования Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры подлежат удовлетворению в полном объеме.
С учетом требований ст.206 ГПК РФ, с учетом заявленных требований, учитывая объем работ, суд считает возможным установить МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Чебоксары» срок для подачи заявки и документов - 5 (Пять) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, считая указанный срок разумным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить на Муниципальное казенное учреждение «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары» обязанность подать в Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в порядке, предусмотренном п.4 пп «б» п.5 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 384, заявку и документы: копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей осуществление иной деятельности, документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, для согласования хозяйственной деятельности по размещению плавательных средств на водном объекте – Чебоксарское водохранилище (адрес), предоставленном в пользование по договору водопользования от дата ----- в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Н.В. Архипова
Мотивированное решение составлено 10 июня 2022 г.