УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0002-01-2023-003300-20
Судья Зубрилина Е.А. Дело № 33-2962/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 9 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Сычевой О.А., Шлейкина М.И.,
при секретаре Герасимове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ирмашевой Любови Олеговны на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 6 декабря 2023 года по делу № 2-882/2023, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Ирмашевой Любови Олеговны к
федеральному государственному бюджетному учреждению «Всероссийский центр
экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России» Санкт – Петербургскому
региональному межведомственному экспертному совету по установлению причин связи
заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию
радиационных факторов, о признании решения № *** от 05.06.2019 в отношении И***
Р*** С*** незаконным, признании причины смерти И*** Р*** С***, связанной с
воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС,
признании причины смерти И*** Р*** С***а, связанной с заболеванием полученным
при исполнении обязанности военной службы в связи с аварией на Чернобыльской
АЭС - отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия
установила:
Ирмашева Л.О. обратилась в суд с иском,
уточненным в ходе судебного
разбирательства, к федеральному государственному бюджетному учреждению
«Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М.
Никифорова МЧС России»
Санкт-Петербургскому региональному межведомственному экспертному совету по
установлению причин связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан,
подвергшихся воздействию радиационных факторов, о признании решения незаконным,
установлении причины смерти. В обоснование иска указала, что состоит на
пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Ульяновской области, является
вдовой умершего *** И*** Р.С. - инвалида катастрофы на Чернобыльской АЭС и
ветерана боевых действий, получает пенсию по случаю потери кормильца за
умершего супруга с 01.05.2019. Ее супруг - И*** Р.С. в период с 02.10.1986 по
15.11.1986 выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии
на Чернобыльской АЭС. Решением Волгоградского межведомственного экспертного
совета №*** от 17.06.2002 по установленным ранее диагнозам И*** Р.С. (***.)
установлено, что заболевание и инвалидность связаны с сочетанным воздействием
радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации
последствий аварии на Чернобыльской АЭС. ФГУ «ГБ МСЭ Ульяновской области» на
основании решения Волгоградского межведомственного экспертного совета №*** от
17.06.2002, установило с 31.07.2002 и повторно с 17.07.2007 бессрочно И*** Р.С.
*** группу инвалидности с причинной связью - «заболевание получено при
исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».
02.07.2013 И*** Р.С. Министерством обороны Российской Федерации было выдано
удостоверение, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие
заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом. В связи с чем Военный комиссариат
Ульяновской области производил И*** Р.С. выплату пенсии за выслугу лет, пенсии
по инвалидности вследствие военной травмы и мер социальной поддержки. *** И***
Р.С. умер. Решением межведомственного экспертного совета ФГУЗ «Всероссийский
центр экспертной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» г. Санкт-
Петербург от 05.06.2019 по установленным диагнозам И*** Р.С. (***) причину
смерти не связал с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по
ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Межведомственный экспертный
совет от 05.06.2019 подошел формально к изучению представленной медицинской
документации, взял за основу посмертный эпикриз №*** о причинной связи смерти умершего
*** И*** Р.С., где было указано, что эти заболевания получены от ***. Она
просила пересмотреть и внести изменения в посмертный эпикриз № *** о причинной
связи смерти умершего *** И*** Р.С., указать, что его заболевания, которые
являлись причиной смерти, связаны с сочетанным воздействием радиационного и
других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий
аварии на Чернобыльской АЭС. В удовлетворении ее заявления было отказано.
Просила признать незаконным решение межведомственного экспертного совета ФГУЗ
«Всероссийский центр экспертной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» г.
Санкт-Петербург по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и
смерти лицам, подвергнувшимся радиационным воздействиям, от 05.09.2019 № *** в
отношении И*** Р.С.; признать причину смерти И*** Р.С., связанной с
воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в
силу решения Волгоградского межведомственного экспертного совета № *** от
17.06.2002 и заключения судебно-медицинской экспертизы № *** от 20.03.2019;
признать причину смерти инвалида И*** Р.С., связанной с заболеванием,
полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на
Чернобыльской АЭС.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУЗ ЦК МСЧ им. В.А. Егорова, Военный комиссариат Ульяновской области, федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ОСФР по Ульяновской области и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ирмашева Л.О. считает решение суда
незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что И*** Р.С. при
ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС получил большую
суммарную дозу облучения. Такие заболевания как *** получены И*** Р.С. при
воздействии радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации аварии на
Чернобыльской АЭС. Связь заболеваний с воздействием радиационного фактора
установлена решением Волгоградского межведомственного экспертного совета № ***
от 17.06.2002, на основании которого И*** Р.С. устанавливалась инвалидность с
причинной связью «заболевание получено при исполнении обязанностей военной
службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС». В заключении судебной
экспертизы указано, что заболевания, приведшие к смерти И*** Р.С., не входят в
Перечень радиационнообусловленных заболеваний, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 № 592. Однако, данное
постановление обратной силы не имеет.
В возражениях на жалобу ФГБУ «Всероссийской центр экстренной и
радиационной медицины имени А.М. Никифорова» просит решение суда оставить без
изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и
возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ирмашева Л.О. с 01.02.2008 состояла в зарегистрированном браке с И*** Р.С. (том 1, л.д. 13).
Согласно справке Военного комиссариата (Заволжский район г. Ульяновска) Ульяновской области от 27.11.2019 № *** И*** Р.С. в составе *** принимал участие по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне 3, с. Оранное Киевской области в 30 км зоне – суммарная доза облучения 18,90 рн в период с 02.10.1986 по 15.11.1986 (том 1, л.д. 225).
В решении межведомственного экспертного совета от 17.06.2002 (г. Волгоград) указано, что заболевания И*** Р.С. «***» и инвалидность связаны с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (том 1, л.д. 14).
И*** Р.С. являлся инвалидом *** группы с 17.07.2007 бессрочно, причина инвалидности «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС (том 1, л.д. 15).
*** И*** Р.С. умер (том 1, л.д. 17).
Решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета от 05.06.2019 установлено, что заболевание, приведшее к смерти И*** Р.С. (*** не относится к детерминированным или стохастическим эффектам ионизирующей радиации, не входит в перечень радиационнообусловленных заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 № 592). Причина смерти с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не связана (л.д. 9).
Полагая решение Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета от 05.06.2019 незаконным, Ирмашева Л.О. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы истца, и руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
Государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы определят Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1).
Статья 14 Закона № 1244-1 устанавливает меры
социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие
заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.
Как указано в данной норме закона, меры
социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2,
3,
7,
8,
12,
14
и 15 части
первой статьи 14 названного Закона № 1244-1, распространяются на
семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы
на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний,
возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших
инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в
данной статье.
Согласно ст. 24 Закона № 1244-1 в данном Законе под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.
Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.
Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности утверждается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.04.2005 № 289 утверждено Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (далее – Положение № 289).
В соответствии с п. 1 Положения № 289 межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (далее - МЭС), создается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на базе специализированного многопрофильного медицинского учреждения.
МЭС обслуживает один или несколько федеральных округов Российской Федерации в зависимости от численности граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, проживающих на закрепляемых за МЭС территориях (пункт 2).
Основной задачей МЭС является установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с воздействием радиационных факторов (пункт 3).
Пунктом 4 Положения № 289 на МЭС возлагаются следующие основные функции:
проведение экспертизы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов;
принятие решения о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов.
Поскольку разрешение заявленного спора требовало специальных познаний, суд первой инстанции обоснованно назначил по делу комиссионную судебно-медицинскую экспертизу, производство которой поручил ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна».
Согласно заключению экспертов № *** от 16.10.2023 заболевания И*** Р.С., в том числе приведшие к инвалидности и смерти, не относятся к детерминированным или стохастическим эффектам ионизирующей радиации, не входят в перечень радиационнообусловленных заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 № 592.
Экспертами
отмечено, что установление связи
некоторых из этих заболеваний с участием И*** Р.С. в ликвидации последствий
аварии на ЧАЭС Волгоградским межведомственным экспертным советом в 2002 году
проводилось на основании действовавших в тот временной период документов,
рассматривавших связь заболеваний с действием как радиационного, так и
сопутствующих нерадиационных факторов (стресс, условия длительной командировки,
нерациональное питание и т.д.).
В настоящее время действующее постановление
Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 № 592 рассматривает связь
имеющихся заболеваний только с перенесенным облучением. Заболевания, не
включенные в Перечень радиационнообусловленных заболеваний, утвержденный
постановлением, не могут быть связаны с радиационным воздействием.
В связи с изложенным эксперты пришли к
выводу, что связать заболевания, в том числе, приведшие к инвалидности и
наступлению смерти И*** Р.С., с воздействием радиационных факторов при
проведении работ по ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986 году не представляется
возможным.
Оснований не доверять заключению экспертов, имеющих соответствующее образование, квалификацию и стаж работы, не имеется. Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заключения.
Выводы экспертов сделаны на основании медицинской документации И*** Р.С., содержание которой изложено в мотивировочной части заключения.
Поскольку истцом оспаривалось заключение Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета от 05.06.2019, которое было дано в период действия постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 № 592, утвердившего Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, эксперты обоснованно руководствовались данным Перечнем.
Доказательств, способных опровергнуть заключение проведенной по делу экспертизы, истцом в суд первой и апелляционной инстанции не представлено.
Спор рассмотрен судом первой инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах заявленных исковых требований.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Материальный и процессуальный закон применен судом верно.
Решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 6 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ирмашевой Любови Олеговны – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.07.2024.