Судебный акт #1 () по делу № 33-2962/2024 от 15.05.2024

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0002-01-2023-003300-20

Судья Зубрилина Е.А.                                                                      Дело № 33-2962/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                 9 июля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей  Сычевой О.А., Шлейкина М.И.,

при секретаре  Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ирмашевой Любови Олеговны на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 6 декабря 2023 года по делу № 2-882/2023, которым  постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Ирмашевой Любови Олеговны к федеральному государственному бюджетному учреждению «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова  МЧС России» Санкт – Петербургскому региональному межведомственному экспертному совету по установлению причин связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, о признании решения № *** от 05.06.2019 в отношении И*** Р*** С*** незаконным, признании причины смерти И*** Р*** С***, связанной с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, признании причины смерти И*** Р*** С***а, связанной с заболеванием полученным при исполнении обязанности военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Ирмашева Л.О. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе  судебного разбирательства, к федеральному государственному бюджетному учреждению «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова  МЧС России» Санкт-Петербургскому региональному межведомственному экспертному совету по установлению причин связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, о признании решения незаконным, установлении причины смерти. В обоснование иска указала, что состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Ульяновской области, является вдовой умершего *** И*** Р.С. - инвалида катастрофы на Чернобыльской АЭС и ветерана боевых действий, получает пенсию по случаю потери кормильца за умершего супруга с 01.05.2019. Ее супруг - И*** Р.С. в период с 02.10.1986 по 15.11.1986 выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Решением Волгоградского межведомственного экспертного совета №*** от 17.06.2002 по установленным ранее диагнозам И*** Р.С. (***.) установлено, что заболевание и инвалидность связаны с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. ФГУ «ГБ МСЭ Ульяновской области» на основании решения Волгоградского межведомственного экспертного совета №*** от 17.06.2002, установило с 31.07.2002 и повторно с 17.07.2007 бессрочно И*** Р.С. *** группу инвалидности с причинной связью - «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС». 02.07.2013 И*** Р.С. Министерством обороны Российской Федерации было выдано удостоверение, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом. В связи с чем Военный комиссариат Ульяновской области производил И*** Р.С. выплату пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности вследствие военной травмы и мер социальной поддержки. *** И*** Р.С. умер. Решением межведомственного экспертного совета ФГУЗ «Всероссийский центр экспертной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» г. Санкт- Петербург от 05.06.2019 по установленным диагнозам И*** Р.С. (***) причину смерти не связал с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Межведомственный экспертный совет от 05.06.2019 подошел формально к изучению представленной медицинской документации, взял за основу посмертный эпикриз №*** о причинной связи смерти умершего *** И*** Р.С., где было указано, что эти заболевания получены от ***. Она просила пересмотреть и внести изменения в посмертный эпикриз № *** о причинной связи смерти умершего *** И*** Р.С., указать, что его заболевания, которые являлись причиной смерти, связаны с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В удовлетворении ее заявления было отказано. Просила признать незаконным решение межведомственного экспертного совета ФГУЗ «Всероссийский центр экспертной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» г. Санкт-Петербург по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лицам, подвергнувшимся радиационным воздействиям, от 05.09.2019 № *** в отношении И*** Р.С.; признать причину смерти И*** Р.С., связанной с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в силу решения Волгоградского межведомственного экспертного совета № *** от 17.06.2002 и заключения судебно-медицинской экспертизы № *** от 20.03.2019; признать причину смерти инвалида И*** Р.С., связанной с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУЗ ЦК МСЧ им. В.А. Егорова, Военный комиссариат Ульяновской области, федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ОСФР по Ульяновской области и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Ирмашева Л.О. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что И*** Р.С. при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС получил большую суммарную дозу облучения. Такие заболевания как *** получены И*** Р.С. при воздействии радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Связь заболеваний с воздействием радиационного фактора установлена решением Волгоградского межведомственного экспертного совета № *** от 17.06.2002, на основании которого И*** Р.С. устанавливалась инвалидность с причинной связью «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС». В заключении судебной экспертизы указано, что заболевания, приведшие к смерти И*** Р.С., не входят в Перечень радиационнообусловленных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 № 592. Однако, данное постановление обратной силы не имеет.

В возражениях на жалобу ФГБУ «Всероссийской центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ирмашева Л.О. с 01.02.2008 состояла в зарегистрированном браке с И*** Р.С. (том 1, л.д. 13).

Согласно справке Военного комиссариата (Заволжский район г. Ульяновска) Ульяновской области от 27.11.2019 № *** И*** Р.С. в составе *** принимал участие по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне 3, с. Оранное Киевской области в 30 км зоне – суммарная доза облучения 18,90 рн в период с 02.10.1986 по 15.11.1986 (том 1, л.д. 225).

В решении межведомственного экспертного совета от 17.06.2002 (г. Волгоград) указано, что заболевания И*** Р.С. «***» и инвалидность связаны с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (том 1, л.д. 14).

И*** Р.С. являлся инвалидом *** группы с 17.07.2007 бессрочно, причина инвалидности «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС (том 1, л.д. 15).

*** И*** Р.С. умер (том 1, л.д. 17).

Решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета от 05.06.2019 установлено, что заболевание, приведшее к смерти И*** Р.С. (*** не относится к детерминированным или стохастическим эффектам ионизирующей радиации, не входит в перечень радиационнообусловленных заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 № 592). Причина смерти с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не связана (л.д. 9).

Полагая решение Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета от 05.06.2019 незаконным, Ирмашева Л.О. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы истца, и руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы определят Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1).

Статья 14 Закона № 1244-1 устанавливает меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.

Как указано в данной норме закона, меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12, 14 и 15 части первой статьи 14 названного Закона № 1244-1, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в данной статье.

Согласно ст. 24 Закона № 1244-1 в данном Законе под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.

Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности утверждается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.04.2005 № 289 утверждено Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (далее – Положение № 289).

В соответствии с п. 1 Положения № 289 межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (далее - МЭС), создается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на базе специализированного многопрофильного медицинского учреждения.

МЭС обслуживает один или несколько федеральных округов Российской Федерации в зависимости от численности граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, проживающих на закрепляемых за МЭС территориях (пункт 2).

Основной задачей МЭС является установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с воздействием радиационных факторов (пункт 3).

Пунктом 4 Положения № 289 на МЭС возлагаются следующие основные функции:

проведение экспертизы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов;

принятие решения о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов.

Поскольку разрешение заявленного спора требовало специальных познаний, суд первой инстанции обоснованно назначил по делу комиссионную судебно-медицинскую экспертизу, производство которой поручил ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна».

Согласно заключению экспертов № *** от 16.10.2023 заболевания И*** Р.С., в том числе приведшие к инвалидности и смерти, не относятся к детерминированным или стохастическим эффектам ионизирующей радиации, не входят в перечень радиационнообусловленных заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 № 592.

Экспертами отмечено, что установление связи некоторых из этих заболеваний с участием И*** Р.С. в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС Волгоградским межведомственным экспертным советом в 2002 году проводилось на основании действовавших в тот временной период документов, рассматривавших связь заболеваний с действием как радиационного, так и сопутствующих нерадиационных факторов (стресс, условия длительной командировки, нерациональное питание и т.д.).

В настоящее время действующее постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 № 592 рассматривает связь имеющихся заболеваний только с перенесенным облучением. Заболевания, не включенные в Перечень радиационнообусловленных заболеваний, утвержденный постановлением, не могут быть связаны с радиационным воздействием.

В связи с изложенным эксперты пришли к выводу, что связать заболевания, в том числе, приведшие к инвалидности и наступлению смерти И*** Р.С., с воздействием радиационных факторов при проведении работ по ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986 году не представляется возможным.

Оснований не доверять заключению экспертов, имеющих соответствующее образование, квалификацию и стаж работы, не имеется. Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заключения.

Выводы экспертов сделаны на основании медицинской документации И*** Р.С., содержание которой изложено в мотивировочной части заключения.

Поскольку истцом оспаривалось заключение Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета от 05.06.2019, которое было дано в период действия постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 № 592, утвердившего Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, эксперты обоснованно руководствовались данным Перечнем.

Доказательств, способных опровергнуть заключение проведенной по делу экспертизы, истцом в суд первой и апелляционной инстанции не представлено.

Спор рассмотрен судом первой инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах заявленных исковых требований.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Материальный и процессуальный закон применен судом верно.

Решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 6 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ирмашевой Любови Олеговны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  11.07.2024.

 

 

33-2962/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ирмашева Л.О.
Ответчики
Санкт-Петербургский региональный межведомственный экспертный совет
Другие
Министерство здравоохранения Ульяновской области
ГУЗ ЦК МСЧ им. В.А. Егорова
ФКУ «Гласное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Дегтярев А.В.
ОСФР по Ульяновской области
Военный комиссариат Ульяновской области
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--uln.sudrf.ru
16.05.2024[Гр.] Передача дела судье
09.07.2024[Гр.] Судебное заседание
17.07.2024[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2024[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее