Дело №12-583/2023
УИД 32RS0020-01-2023-000661-54
РЕШЕНИЕ
7 декабря 2023 года г. Брянск, ул. Фокина, д.45
Судья Советского районного суда г. Брянска Колесников П.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Навлинского района Брянской области на постановление старшего государственного инспектора Брянской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области П. № 669 от 16.01.2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Егоровского Юрия Александровича, <дата> рождения, зарегистрированного <адрес>, документированного паспортом <данные изъяты>,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Брянской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области П. № 669 от 16.01.2023 г. ИП Егоровский Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
7.07.2023 г. в Навлинский районный суд Брянской области от прокурора Навлинского района Брянской области поступил протест, содержащий ходатайство о восстановлении срока его принесения.
Определением судьи Навлинского районного суда Брянской области от 7.08.2023 г. вышеуказанное ходатайство удовлетворено, срок принесения протеста восстановлен.
По тексту принесённого протеста, прокурор просит постановление № 669 от 16.01.2023 г. отменить, ссылаясь на то, что дело об административном правонарушении возбуждено без проведения контрольных мероприятий и соответствующего оформления их результатов, что повлекло нарушение требований ФЗ от 31.07.2020 г. № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Решением судьи Навлинского районного суда Брянской области от 17.08.2023 г. протест удовлетворен, производство по делу об административном правонарушении прекращено (п.3 ч.1. ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление.
Решением судьи Брянского областного суда от 31.10.2023 г. вышеназванное решение от 17.08.2023 г. отменено, с направлением дела на рассмотрение по подведомственности в Советский районный суд г. Брянска.
В судебное заседание по рассмотрению протеста ИП Егоровский Ю.А., его защитник Егоровский А.Ю. не явились, извещены надлежащим образом, протест рассмотрен в их отсутствие.
Старший помощник прокурора Советского района г. Брянска Кузьменко М.В. поддержала изложенные в протесте прокурора Навлинского района Брянской области доводы в полном объеме.
Должностное лицо Департамента природных ресурсов Брянской области Захарова О.А. возражала против отмены оспоренного прокуратурой постановления о привлечении ИП Егоровского Ю.А. к административной ответственности, полагая его законным и обоснованным, ссылаясь при этом на то, что согласно Положению о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденному Указом Президента РФ № 699 от 21.12.2016 г., органы внутренних дел организуют производство по делам об административных правонарушениях, которые отнесены к их компетенции.
Изучив доводы протеста, выслушав прокурора, проверив материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении индивидуального предпринимателя Егоровского Ю.А. дела об административном правонарушении) несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 данной статьи и статьей 8.2.3 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Как следует из материалов дела, 29.11.2022 г. на имя начальника МО МВД «Навлинский» поступил рапорт (КУСП 3019) сотрудника полиции И. о том, что 29.11.2022 г. в 16 часов 40 минут им совместно УУП ОУУП и ПДН МО МВД РФ «Навлинский» М. установлен факт сжигания отходов производства (горбыля) на территории пилорамы ИП Егоровского Ю.А. <адрес>.
По данному факту 30.11.2022 г. сотрудником полиции И. в отношении ИП Егоровского Ю.А. составлен протокол об административном правонарушении № 1309/Р 0048808 по ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 29.11.2022 г. в 16 часов 40 минут ИП Егоровский Ю.А., являясь владельцем пилорамы, расположенной <адрес>, осуществил сжигание отходов производства в виде горбыля на прилегающей к пилораме территории, чем нарушил ст. 11 ФЗ № 89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» и ст. 51 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».
Из указанного протокола следует, что ИП Егоровский Ю.А. с данным нарушением согласен.
Постановлением старшего государственного инспектора Брянской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области П. № 669 от 16.01.2023 г. ИП Егоровский Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Факт совершения административного правонарушения и вина ИП Егоровского Ю.А. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении №1309/Р 0048808 от 30.11.2022 г., рапортом сотрудника полиции от 29.11.2022 г., зарегистрированного КУСП № 3019, протоколом осмотра территории от 29.11.2022 г., выпиской ЕГРИП, и иными доказательствами, которые являются допустимыми, т.к. они получены в соответствии с требованиями ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В свою очередь, доводы протеста о том, что дело об административном правонарушении возбуждено с нарушением требований ФЗ от 31.07.2020 г. № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», подлежит отклонению ввиду нижеледующего.
Согласно ч. 3.1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.
Примечанием к статье 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что положения частей 3.1 и 3.2 данной статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ) или Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подпунктом 1.4.3 пункта 1 Перечня должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, утвержденного приказом МВД России от 30 августа 2017 г. № 685, должностные лица подразделений участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.2 названного Кодекса.
В силу пункта 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ для целей названного Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания.
Материалами дела установлено, что рапорт старшего участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН МО МВД России «Навлинский» И. о непосредственном выявлении факта сжигания отходов производства (горбыля) на территории пилорамы индивидуального предпринимателя Егоровского Ю.А. зарегистрирован в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП) МО МВД России «Навлинский» 29.11.2022 г. за № 3019.
30.11.2022 г. старшим участковым уполномоченным полиции ОУУП и ПДН МО МВД России «Навлинский» И. в отношении индивидуального предпринимателя Егоровского Ю.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, введение Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» ограничений для возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему. Комплекс контрольных (надзорных) мероприятий и действий, осуществляемых в соответствии с главами 13, 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не подменяет собой порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что материал проверки по сообщению (рапорту), зарегистрированному 29.11.2022 г. в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП) МО МВД России «Навлинский», свидетельствующий о несоблюдении ИП Егоровским Ю.А. требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, содержал достаточные данные, указывающие на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у старшего участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН МО МВД России «Навлинский» И. имелись правовые основания для возбуждения дела об административном правонарушении без проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 названного Кодекса при непосредственном обнаружения признаков административного правонарушения.
Таким образом, существенных противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов административного органа о доказанности вины ИП Егоровского Ю.А. в совершении административного правонарушения и обоснованности назначенного ему наказания не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих изменение, либо отмену вынесенного постановления при рассмотрении дела об административном правонарушении допущено не было, обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Учитывая, что факт совершения ИП Егоровским Ю.А. административного правонарушения подтвержден материалами дела, его вина в совершении административного правонарушения установлена собранными по делу доказательствами, процессуальных нарушений при производстве по делу не допущено, административное наказание соразмерно совершенному правонарушению, оснований для признания незаконным и отмены, либо изменения оспариваемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6.-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. № 669 ░░ 16.01.2023 ░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.8.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░