№11-1-34/2022
УИД 64MS0030-01-2022-000621-66
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июня 2022 года г. Вольск
Вольский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Любченко Е.В., при помощнике судьи Семерикове С.С., с участием представителя истца
Яцык И.В., ответчика А.ова А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вольске гражданское дело по апелляционной жалобе А.ова А. А. на решение мирового судьи судебного участка №1 Вольского района Саратовской области от
3 марта 2022 года, вынесенного по гражданскому делу по иску Государственного казенного учреждения Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Вольского района» к А.ову А. А. о взыскании суммы переплаты ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
установил:
к мировому судье судебного участка №1 Вольского района Саратовской области обратилось Государственное казенное учреждение Саратовской области «Управление социальной поддержки населении Вольского района» (далее – ГКУ СО «УСПН») с иском к Александровчу А.А. о взыскании суммы переплаты ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указав, что А.ов А.А., имея статус ветерана боевых действий, с 1 января 2010 года является получателем меры социальной поддержки - ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В связи с тем, что ЕДВ на ЖКУ А.ову А.А. была оформлена в беззаявительном порядке, то с 1 июня 2013 года по 31 декабря 2013 года её размер был равен авансовому платежу - 100 рублей ежемесячно до предоставления льготополучателем заявления-обязательства и документов, подтверждающих право на меру социальной поддержки и её размер, согласно п.5 указанного Положения. 11 июня 2013 года А.ов А.А. обратился в ГКУ СО «УСПН» с заявлением-обязательством и документами о назначении ЕДВ на ЖКУ. Заявление-обязательство содержит в себе расписку об ознакомлении заявителя с обстоятельствами, влекущими прекращение ежемесячной выплаты (перемена места жительства, изменение состава семьи) и обязательство своевременно (в течение одного месяца) известить ГКУ СО «УСПН» об их наступлении, обязательство вернуть сумму переплаты, возникшей вследствие предоставления документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения выплаты и её размеров. На основании данного обращения ему был назначен пересчет размера указанной выплаты, в соответствии с суммами, уплаченными им за жилое помещение и коммунальные услуги. 27 сентября 2021 года ЕДВ на ЖКУ была приостановлена с 1 октября 2021 года, а решением ГКУ СО «УСПН» №05-10-2021-3596 от
5 октября 2021 года прекращена с 1 июня 2016 года. Причиной прекращения указанной выплаты является отсутствие оснований для её назначения. С 13 мая 2016 года А.ов А.А. сменил место постоянной регистрации с указанного в заявлении: <адрес>, на указанное в ответе МО МВД России «Вольский» Саратовской области: <адрес>,
<адрес>. Новое место жительства является частным домом, а собственники частных домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. В связи с тем, что А.ов А.А. не сообщил в течение месяца с момента изменения типа жилого фонда в ГКУ СО «УСПН» о наступлении данного факта, с 1 июня 2016 года возникла переплата в размере 17 443 рублей 11 копеек.
ГКУ СО «УСПН» было направлено А.ову А.А. 8 декабря 2021 года письмо № с предложением о добровольном возмещении указанной суммы, однако до настоящего момента сумма переплаты не возмещена. Указывает, что факт переплаты произошел по вине
А.ова А.А. - сокрытие данных, а именно сведений об изменении типа жилого фонда, влияющего на право получения ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с чем сумма переплаты подлежит возмещению получателем в полном объёме. В связи с изложенным истец ГКУ СО «УСПН» просит взыскать с ответчика А.ова А.А. сумму переплаты ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 17 443 рублей 11 копеек в бюджет Саратовской области.
Решением мирового судьи от 3 марта 2022 года исковые требования удовлетворены частично в связи с применением последствий пропуска срока исковой давности; постановлено взыскать с А.ова А. А. в бюджет Саратовской области за период с
10 февраля 2019 года по 10 февраля 2022 года сумму переплаты ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 10 173 рубля
3 копейки, государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере
406 рублей 92 копеек.
Не согласившись с решением мирового судьи, А.ов А.А. подал на него апелляционную жалобу, в которой указал, что в судебном заседании он пояснил о неоднократных обращениях в управление социальной поддержки и устном предоставлении всех изменений, но данные доводы суд просчитал ничтожными. Принятие доводов только истца являются грубым нарушением гражданского процесса, то есть при вынесении решения фактически суд нарушил принцип состязательности в гражданском процессе. Также ответчик пояснял, что у него имеются счета на оплату коммунальных услуг с подписями сотрудников Государственного казенного учреждение Саратовской области «Управления социальной поддержки населения Вольского района», но данные факты судом были проигнорированы. Вместе с тем порядок оповещения данного органа о смене места жительства ни где и ни в какой инструкции не указан. Полагает, что по делу имеется факт преднамеренного затягивания истцом своих обязательств в плане проверки места жительства ответчика. Просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании представитель истца Яцык И.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, считая решение мирового судьи законным и обоснованным, поддержала доводы, изложенные в возражениях на жалобу (л.д.97-98).
Ответчик А.ов А.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение мирового судьи, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. Не отрицая того факта, что в письменном виде он в Управление не обращался, полагает, что вина сотрудников управления также присутствует, поскольку ими не проводилась надлежащая проверка его данных.
Проверив законность и обоснованность решения мирового судьи, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с положениями ст.327.1 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно пп.1 и 3 ст.13 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ
«О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) предоставление жилых помещений; 4) компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; 5) оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий установлены ст.16 Федерального закона «О ветеранах», среди которых компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим;
Такие выплаты в 2010 году регламентировались Законом Саратовской области от
26 ноября 2009 года №174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области» и Постановлением Правительства Саратовской области №675-П от 30 сентября 2009 года
«Об утверждении положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан».
С 1 июня 2013 года по 31 октября 2015 года размер, порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг льготной категории граждан «Ветеран боевых действий» регламентировались Законом Саратовской области от 24 апреля 2013 года №50-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам боевых действий, проживающим в Саратовской области» и Постановлением Правительства Саратовской области от 8 июля 2013 года №327-П «Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам боевых действий».
С 1 ноября 2015 года и по настоящее время размер, порядок и условия компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг льготной категории граждан «Ветеран боевых действий» регламентированы Законом Саратовской области от 24 сентября 2015 года №111-ЗСО «Об установлении порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области».
В силу ст.8 Закона Саратовской области от 24 сентября 2015 года №111-ЗСО граждане - получатели компенсации информируют учреждение социальной защиты населения об изменении условий, обязательных для получения компенсации (получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям, утрата оснований, дающих гражданину право на получение компенсации, предусмотренных ч.1 ст.1 настоящего Закона, изменение состава семьи, изменение числа зарегистрированных в жилом помещении (имеющих решение суда об установлении места жительства (пребывания) на территории области), размера занимаемой площади жилого помещения, потребляемых жилищно-коммунальных услуг, типа и фонда жилья, вида отопления, изменение места жительства (пребывания), в течение одного месяца со дня наступления указанных изменений.
Согласно ст.9 Закона Саратовской области от 24 сентября 2015 года №111-ЗСО излишне выплаченные суммы компенсации (далее - переплата) подлежат возмещению гражданином в том случае, если переплата произошла по его вине (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на назначение компенсации и исчисление ее размеров), а также в случаях, предусмотренных законодательством. Решение о взыскании переплаты принимается учреждением социальной защиты населения. Предложение о возмещении переплаты направляется гражданину в срок не позднее десяти рабочих дней со дня принятия решения о взыскании переплаты. В случае несогласия гражданина с указанным предложением учреждение социальной защиты населения взыскивает переплату в судебном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается доказательствами, содержащимися в материалах дела, А.ов А.А. является ветераном боевых действий и в связи с этим имеет право на получение соответствующих льгот.
С 1 января 2010 года А.ов А.А. является получателем меры социальной поддержки - ЕДВ на ЖКУ на основании статуса «Ветеран боевых действий», согласно заявления №1300 от 30 ноября 2010 года и Протоколам (решениям) о назначении МСП «Ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (федеральный бюджет)» №1300 от 30 ноября 2010 года, от 21 мая 2013 года, от 15 октября
2015 года. Согласно паспорту А.ова А.А. по состоянию на 1 января 2010 года он был зарегистрирован по адресу: <адрес> с
12 февраля 2008 года.
Распоряжениями о перерасчете назначения Ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (федеральный бюджет) подтверждено, что А.ову А.А. устанавливался размер меры социальной поддержки как ветерану боевых действий.
Протоколами формирования начислений определены суммы, подлежащие доплате в качестве Ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно заявлению-обязательству от 11 июня 2013 года А.ов А.А. ознакомлен с обстоятельствами, влекущими прекращение ежемесячной выплаты (перемена места жительства, изменение состава семьи) и обязуется своевременно (в течение одного месяца) известить ГКУ СО «УСПН» об их наступлении. В случае переплаты, возникшей вследствие предоставления документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения выплаты и её размеров, обязуется вернуть денежные средства в соответствии с действующим законодательством. Распоряжениями о прекращении назначения «Ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (федеральный бюджет)» от 15 октября 2015 года прекращена выплата
А.ову А.А. Ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (федеральный бюджет) в связи с изменением нормативно-правового акта. Согласно сведений ФМС о регистрации А.ов А.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, с 13 мая 2016 года по настоящее время.
Распоряжением от 27 сентября 2021 года о приостановлении назначения «Ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (федеральный бюджет)» приостановлена с 1 октября 2021 года выплата А.ову А.А. ЕДВ на ЖКУ до выяснения обстоятельств.
В связи с переменой А.овым А.А. своего места жительства было принято решение о прекращении назначения «Ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (федеральный бюджет)» №05-10-2021-3596 от 5 октября 2021 года.
В связи с данным обстоятельством образовалась переплата за период с 1 июня 2016 года по 31 октября 2021 года, размер которой составляет 17 443 рубля 11 копеек. Протоколом заседания комиссии по рассмотрению спорных и конфликтных вопросов №247 от 25 ноября 2021 года принято решение о взыскании переплаты ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. ГКУ СО «УСПН» было направлено
А.ову А.А. требование о возмещении переплаты ЕДВ на ЖКУ, в котором указаны вышеописанные обстоятельства. Однако до настоящего времени денежные средства в бюджет ответчиком не возвращены.
Учитывая положения вышеуказанных норм законодательства, мировой судья обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении требований истца и в связи с применением последствий пропуска срока исковой давности на обращение в суд взыскании с А.ова А.А. суммы переплаты ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 10 февраля 2019 года по 10 февраля 2022 года в размере
10 173 рубля 3 копейки.
Суд находит правильным вывод мирового судьи об удовлетворении требований ГКУ СО «УСПН», поскольку Законом Саратовской области №111-ЗСО предусмотрена обязанность граждан-получателей ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг информировать орган социальной защиты населения об изменении условий обязательных для получения ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе об изменении состава семьи, перемены места жительства (пребывания), в течение одного месяца со дня наступления указанных изменений и представить в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие изменения. При этом днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг считается день приема органом социальной защиты населения от гражданина заявления-обязательства со всеми необходимыми документами. При направлении заявления-обязательства с копиями документов, обязательных к представлению гражданином и заверенных в установленном порядке, по почте днем обращения за назначением компенсации считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту их отправления.
Как следует из материалов дела, А.ов А.А. сведения, подтверждающие обращение в учреждение, не представил. В судебном заседании судом апелляционной инстанции была приобщена и исследована счет-квитанция за май 2018 года, на которой, по мнению ответчика, стоит расписка в получении документа сотрудником Управления. Однако данный довод был опровергнут истцом, представившим табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы Управления за июнь 2018 года, в котором сотрудника с фамилией, указанной на счете-квитанции, не числится.
Мнение ответчика о преднамеренном затягивании истцом своих обязательств в плане проверки места жительства ответчика суд находит несостоятельными, поскольку какого-либо нормативного регулирования данного вопроса не имеется, кроме того, данное обстоятельство не отменят обязанность ответчика сообщать в письменном виде об изменении своих личных данных, так как законодательством установлен заявительный характер сообщения о такого рода изменениях.
Как следует из протокола судебного заседания, судебное разбирательство проведено в соответствии с требованиями главы 15 ГПК РФ. Каких-либо данных, свидетельствующих об одностороннем, неполном или необъективном судебном следствии, о чем указывается в жалобе ответчик, не усматривается. Судом были приняты все меры для выполнения требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда об обстоятельствах дела подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы по существу являются неправильным толкованием норм действующего законодательства и на существо обжалуемого судебного постановления повлиять не могут, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ. В апелляционной жалобе не содержится новых обстоятельств, а также не представлены новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены.
Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка №1 Вольского района Саратовской области от 3 марта 2022 года по гражданскому делу по иску Государственного казенного учреждения Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Вольского района» к А.ову А. А. о взыскании суммы переплаты ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг оставить без изменения, апелляционную жалобу А.ова А. А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья /подпись/ Е.В. Любченко
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 22 июня 2022 года.
Судья Е.В. Любченко