Дело №12-208/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
26 августа 2019 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
под председательством судьи Кирилловой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица – главного технолога ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии Китова Александра Николаевича на постановление по делу об административном правонарушении от 12 июля 2019 года №05-06, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике, которым должностное лицо – главный технолог ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии Китов Александр Николаевич, 3 февраля 1970 года рождения, уроженец и житель г. Новочебоксарск Чувашской Республики, зарегистрированный по ул. Первомайская дом 57 кв. 23, подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административных правонарушений, предусмотренных по ст. 7.6, частью 4 ст. 8.13, частью 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (наказание назначено в пределах санкции части 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях),
установил:
Постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор/Управление) по Чувашской Республике (далее – Росприроднадзор) Егорова Р.В. по делу об административном правонарушении №05-06 от 12 июля 2019 года, должностное лицо - главный технолог ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии Китов А.Н. (далее в том числе, - заявитель) признан виновным в совершении правонарушений, предусмотренных ст. 7.6, ч. 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в пределах санкции части 4 ст. 8.13 Кодекса, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении следует, что в соответствии с планом контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора на 2019 год, утвержденным приказом Управления от 26 октября 2018 года №582-п, проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования. По результатам проверки Управлением установлено следующее.
Основной деятельностью ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии является очистка коммунальных и промышленных сточных вод г. Чебоксары и г. Новочебоксарска. ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии осуществляет прием и очистку смешанных производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод от городов Чебоксары и Новочебоксарск (МУП «КС г. Новочебоксарск», ОАО «Водоканал» (г. Чебоксары), ОСП ОАО «ТГК-5» Новочебоксарская ТЭЦ-3, ООО «ЖБК №2», ООО «СУОР», ОАО «Чебоксарский речной порт»). Предприятие осуществляет деятельность на одной производственной площадке по адресу: г. Новочебоксарск ул. Промышленная, дом 1. На момент проверки на территории ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии действуют две очереди очистных сооружений. Процесс биологической очистки сточных вод непрерывный. Вторая очередь (выпуск № 2) БОС общей мощностью 222 тыс. мЗ/сут. вводилась пусковыми комплексами в 1976-1987 гг. и принимает смешанные стоки: производственные и хозяйственно-бытовые от городов Чебоксары и Новочебоксарск в соотношении 1:3. Выпуск №2 очищенных сточных вод ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии расположен за пределами городской черты г. Новочебоксарск на расстоянии 4,3 км (по фарватеру) от створа Чебоксарской ГЭС ниже по течению и имеет 2 трубопровода подводного выпуска; длина трубопровода первого подводного выпуска от береговой линии 314 м; координаты выпуска 56°07'30" северной широты и 47°32'38" восточной долгот); длина трубопровода второго подводного выпуска от береговой линии 345 м; координаты выпуска 56°07'31" северной широты и 47°32'40" восточной долготы); тип выпуска русловой, рассеивающий, рассеиватели расположены под углом 60о по течению реки; длина рассеивающей части - 43 м.; диаметры трубопроводов подводного выпуска - 1420 мм; количество отверстий - 8; диаметр отверстий 600 мм. ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии предоставлено право пользования поверхностным водным объектом - р. Волга для сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование от 8 апреля 2019 года №21-08.01.04.007-Х-РСБК-Т-2019-01048/00. Срок водопользования установлен с 8 апреля 2019 года по 8 апреля 2024 года. Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 8 апреля 2019 года №21-08.01.04.007-Х-РСБК-Т-2019-01048/00 (выпуск №2) ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии установлены требования к воде р. Волга в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект: взвешенные вещества - + 0,25 к фону мг/дмЗ, БПКполный - 3,0 мг/дмЗ, сухой остаток - 1000,0 мг/дм3, ХПК - 30 мг/дм3, нефтепродукты - 0,05 мг/дм3, аммоний - ион - 0,5 мг/дм3, железо - 0,1 мг/дм3, кадмий - 0,005 мг/дм3, кальций - 180 мг/дм3, кобальт - 0,01 мг/дм3, медь - 0,001 мг/дм3, метилен хлорид - 9,4 мг/дм3, натрий - 120 мг/дм3, никель - 0,01 мг/дм3, нитрат-анион - 40,0 мг/дм3, нитрит-анион - 0,08 мг/дм3, свинец - 0,006 мг/дм3, сульфат-анион - 100 мг/дм3, фенол - 0,001 мг/дм3, фосфат-ион (по Р) - 0,2 мг/дм3, хлорид-анион - 300,0 мг/дм3, хлороформ - 0,005 мг/дм3, хром (+3) - 0,07 мг/дм3, хром (+6) - 0,02 мг/дм3, цинк - 0,01 мг/дм3, АСПАВ (алкилсульфанат натрия (в техническом препарате до 15% хлорида натрия)) - 0.5 мг/дм3.
В рамках плановой выездной проверки специалистами Филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Чувашской Республике» Федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» был произведен трехкратный отбор проб сточных вод, сбрасываемых ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии в поверхностный водный объект - р. Волга (до впадения и в месте их впадения), воды р. Волга выше и ниже по течению от места впадения вышеуказанных сточных вод, о чем составлены соответствующие протоколы количественных химических анализов воды: от 3 июня 2019 года №264/03-Г, №265/03-Г, №266/03-Г, №267/03-П №268/03-Г, №269/03-Г; от 4 июня 2019 года №282/03-Г, №283/03-Г, №284/03-Г, №285/03-Г, №286/03-Г, №287/03-Г; от 10 июня 2019 года №353/03-Г, №354/03-Г, №355/03-Г, №356/03-Г, №357/03-Г, №358/03-Г. По результатам анализа проб воды 3 июня 2019 года выявлено превышение требований, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 8 апреля 2019 года №21-08.01.04.007-Х-РСБК-Т-2019-01048/00, в концентрации загрязняющих веществ в сточных водах Предприятия, сбрасываемых в р. Волга из выпуска №2, по железу общему - в 1,3 раза. По результатам анализа воды от 4 июня 2019 года в сточных водах содержались загрязняющие вещества, концентрация которых по железу общему превышала требования установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 8 апреля 2019 года №21-08.01.04.007-Х-РСБК-Т-2019-01048/00, в 1,12 раза. По результатам анализа воды от 10 июня 2019 года в сточных водах, сбрасываемых Предприятием, выявлено превышение концентрации загрязняющих веществ по железу общему в 1,12 раза.
Административным органом установлено, что ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии осуществляет сброс сточных вод после очистки на очистных сооружениях с нарушением требований, установленных п. 13 ч. 2.3 раздела 2 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 8 апреля 2019 года №21-08.01.04.007-Х-РСБК-Т-2019-01048/00, то есть с нарушением установленных условий пользования поверхностным водным объектом – Куйбышевским водохранилищем (р. Волга).
Указанные действия Предприятия квалифицированы по статье 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за водопользование с нарушением его условий.
Должностным лицом административного органа также установлено, что ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии, осуществляя сброс недостаточно очищенных сточных вод после очистных сооружений (выпуск №1) в поверхностный водный объект - Куйбышевское водохранилище (р. Волга), т.е. с превышением концентраций загрязняющих веществ (по железу общему), установленных нормативами допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект, тем самым нарушило требования, предусмотренные: п. 2 ч. 2 ст. 39, ст. 44, ст. 55, ч.ч. 4, 6 ст. 56 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 года №74-ФЗ.
Указанные действия заявителя квалифицированы по части 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Кроме того, заявителем нарушены требования законодательства РФ к охране водных объектов, установленных ст. 44 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 года №74-ФЗ и частью 1 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1.1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», что выразилось в осуществлении Предприятием с 9 апреля 2019 года сброса сточных вод после их очистки через выпуск №2 в отсутствие утвержденных нормативов допустимого воздействия (сброса) на водный объект – р. Волга (Куйбышевское водохранилище), поскольку срок действия нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Куйбышевское водохранилище (р. Волга), утвержденных 7 апреля 2014 года, истек 8 апреля 2019 года; разрешение на сбросы веществ, выданное Управлением 25 мая 2018 года, действовало до 8 апреля 2019 года.
Действия заявителя по данному факту квалифицированы административным органом по части 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Административное наказание должностному лицу назначено по правилам, предусмотренным частью 2 ст. 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В жалобе заявитель просит отменить постановление и прекратить производство по делу за отсутствием события административного правонарушения. В обоснование жалобы заявитель указывает следующие обстоятельства.
Из анализа сравнения протоколов количественного химического анализа воды, где фоновый створ -1000 м выше сброса, место сброса и контрольный створ – 500 м ниже сброса, следует, что сброс сточных вод по выпуску № 2 не приводит к загрязнению водного объекта, т.к. концентрация железа в месте сброса имеет равное фоновому значению или меньшее значение, чем в фоновом створе. Автор жалобы полагает, что требования ч. ч. 4,6 ст. 56 Водного кодекса РФ предприятием не нарушены, поскольку вода водного объекта – Куйбышевского водохранилища имеет фоновое загрязнение – 0,245 мг/дм3, содержание железа водного объекта в месте сброса - 0,13 мг/дм3 и 0,112 мг/дм3, то есть меньше, чем в фоновом створе 1000 м выше сброса – 0,17 мг/дм3 и равно фоновому 0,112 мг/дм3. Со ссылкой на часть 6 ст. 56 Водного кодекса РФ, ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» полагает, что сточные воды, сброшенные после биологической очистки на сооружениях ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии в водный объект в период проверки, не нанесли вред окружающей среде, поскольку их сброс не привел к превышению концентрации по железу ни в месте сброса, ни в контрольном створе (500 м по течению ниже сброса). Для сбросов сточных вод Предприятием в водный объект в настоящее время по ряду объективных причин не установлены нормативы допустимого сброса. Полагает также, что надзорным органом не исследовано обстоятельство – нарушено ли качество воды водного объекта в контрольном створе при сбросе в водоем сточных вод с нарушениями по железу. Большее содержание железа в концентрациях, равных 0,17 мг/дм3 в фоновом створе превышенное, чем в месте сброса, не является виной предприятия, учитывая, что Федеральным законом от 25 декабря 2018 года №496-ФЗ внесены изменения в статью 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года №219-ФЗ, в том числе, изменение по срокам действия разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, которое существенно ухудшает положение водопользователей, сроки действия разрешения на сброс у которых истекают в 2019 году. Процедура получения разрешительных документов на сброс занимает длительный временный промежуток, сроки разработки разрешительной документации значительны. В соответствии с приказом Минприроды РФ от 21 января 2013 года №20 ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии 8 апреля 2019 года получено решение о предоставлении водного объекта в пользование. Документы для утверждения нормативов допустимого сброса по выпуску №2 направлены предприятием 13 июня 2019 года. Таким образом, заявитель считает, что им как должностным лицом, приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства, в том числе направлены обращения в Минприроды РФ и ГД ФС РФ.
В связи с изложенным, заявитель просит отменить постановление №05-06 от 12 июля 2019 года и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В судебное заседание Китов А.Н. не явился, обеспечил участие представителей Юсуповой А.А., Дементьева М.И., которые доводы жалобы поддержали в полном объеме по заявленным в ней основаниям. Кроме того, просили снизить размер назначенного штрафа, о чем представили письменное заявление, либо заменить наказание в виде штрафа предупреждением в виду малозначительности совершенного деяния.
Представители Управления Егоров Р.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возразили на жалобу по мотиву необоснованности, подтвердил наличие обстоятельств, установленных надзорным органом при проверке ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии, изложенных в обжалуемом постановлении. Возражал на заявление представителей Китова А.Н. о замене штрафа предупреждением, не возражал на снижение штрафа по правилам ст. 4.1 Кодекса.
Изучив доводы жалобы, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что действия должностного лица - главного технолога ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии Китова А.Н. верно квалифицированы по ст. 7.6, ч. 1 ст. 8.14, ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В протоколах об административном правонарушении, составленных 2 июля 2019 года должностным лицом Управления Росприроднадзора по ст.7.6, ч.1 ст.8.14, ч.4 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обжалуемом постановлении указаны обстоятельства, составляющие объективную сторону данных административных правонарушений.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены место совершения административного правонарушения, наличие события административных правонарушений, то есть пользования данным юридическим лицом водным объектом с нарушением установленных условий, нарушения требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, и нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, в нарушение требований, установленных п. 13 ч. 2.3 раздела 2 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 8 апреля 2019 года, требований, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 39, ст. 44, ст. 55, ч. 4 и ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 года №74-ФЗ, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно должностной инструкции главного технолога ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии, утвержденной 31 декабря 2013 года №Д-063, главный технолог Китов А.Н. осуществляет контроль за качеством и количеством очищенных сточных вод.
Доводы жалобы о том, что сброс сточных вод в водный объект не привел к превышению концентрации по железу, являются несостоятельными, опровергаются имеющимися в деле доказательствами, с учетом нормативов качества воды водных объектов, установленных Приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 года №552, которым утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. Согласно нормативам предельно допустимые концентрации для объектов рыбохозяйственного значения составляют по железу – 0,1 мг/дм3.
У должностного лица Китова А.Н. имелась возможность для соблюдения требований законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих своевременному получению Предприятием разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, до истечения срока действия ранее выданного разрешения, не представлено.
Должностным лицом административного органа при вынесении обжалуемого постановления правомерно применены положения части 2 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая, что административная ответственность наступила по ст. 7.6, ч. 1 ст. 8.14, ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в результате одних действий Общества (осуществления сброса сточных вод с нарушением законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования); рассмотрение дел подведомственно одному и тому же должностному лицу.
Оснований для применения ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и прекращения дела за малозначительностью совершенного правонарушения суд не усматривает, поскольку административное правонарушение имело место в сфере нарушений требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение и засорение, что в свою очередь представляет угрозу жизни и здоровья населения.
Довод жалобы о том, что Китаев А.Н. впервые привлекается к административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, не может свидетельствовать о малозначительности административного правонарушения. Вместе с тем, указанное обстоятельство учитывается судом как смягчающее, что является в рассматриваемом случае в силу части 2.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, основанием для снижения административного штрафа в пределах санкции статьи, назначенного административным органом.
Иных доводов, опровергающих законность и обоснованность постановления должностного лица, жалоба не содержит, а по существу направлена на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не может повлечь освобождение должностного лица от административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике Егорова Р.В. от 12 июля 2019 года №05-06 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6, ч. 1 ст. 8.14, ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главного технолога ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии Китова Александра Николаевича, изменить, снизив, с применением части 2.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, размер административного штрафа до 30 000 (тридцать тысяч) рублей, в удовлетворении жалобы и ходатайства о замене назначенного наказания предупреждением, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд в течение десяти суток со дня получения его копии.
Судья Кириллова С.А.