Судья: Кривоносова Л.М. адм. дело № 33а-13919/2023
УИД: 63RS0044-01-2023-004276-63
Дело № 2а-3808/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12.12.2023 г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Пудовкиной Е.С., Мыльниковой Н.В.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента образования Администрации городского округа Самара на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 04.09.2023 по делу № по административному исковому заявлению заместителя прокурора Железнодорожного района г. Самары в защиту интересов несовершеннолетних к Департаменту образования Администрации г.о. Самара, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Школа №116 имени Героя Советского Союза И.В.Панфилова» г.о. Самара о признании незаконным бездействие и возложении обязанности устранить нарушения,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., пояснения представителя административного ответчика Департамента образования администрации г.о. Самары, администрации г.о. Самары ФИО5, директора МБДОУ «Школа №116 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова» Виноградова А.Е., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца прокурора ФИО8 на апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Железнодорожного района г. Самары в интересах несовершеннолетних обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту образования Администрации г.о. Самара, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Школа №116 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова» г.о. Самара о признании незаконным бездействие и возложении обязанности устранить нарушения.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Железнодорожного района г. Самары на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании в МБОУ «Школа №116 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова» г.о. Самара. В ходе проверки установлено, что МБОУ Школа № 116 нарушены требования пункта 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», а именно, в моечном отделении мойки не оборудованы локальными вытяжными системами. В нарушение пункта 2.5.3 СП 2.4.3648-20 стены и потолки помещений имеют дефекты: в спортивном зале, в раздевалке для мальчиков и девочек, при входе в спортивный зал, в обеденном зале, в варочном цехе, складском помещении, в мясном цехе имеются следы протечек и признаки поражения грибком, осыпается краска и штукатурка. По факту выявленных нарушений закона прокуратурой района в адрес образовательного учреждения 23.06.2023 внесено представление об устранении выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно ответу на указанное представление № от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время объект не приведен в соответствие с требованиями законодательства, требуется финансирование со стороны Департамента образования Администрации г.о.Самара. Ранее МБОУ «Школа №116» г.о.Самара в целях выделения денежных средств на устранение нарушений в Департамент образования Администрации г.о.Самара направлены обращения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное свидетельствует об отсутствии бюджетного финансирования и непринятии мер по устранению выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
МБОУ «Школа №116 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова» г.о.Самара выдано предписание Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 16.02.2023 № об устранении выявленных нарушений.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, заместитель прокурора Железнодорожного района г. Самары просил суд с учетом последующего уточнения признать незаконным бездействие Департамента образования Администрации городского округа Самара, выразившееся в непринятии мер по обеспечению необходимым финансированием МБОУ «Школа №116 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова» г.о. Самара в целях устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и обеспечения безопасных условий обучения в образовательном учреждении; признать незаконным бездействие МБОУ «Школа № 116 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова» г.о.Самара, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасных условий обучения в МБОУ «Школа №116 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова» г.о. Самара в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, направленных на устранение нарушений, создающих опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся; обязать Департамент образования Администрации городского округа Самара в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансированием МБОУ «Школа №116 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова» г.о. Самара для обеспечения устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства; обязать МБОУ «Школа №116 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова» г.о. Самара в течение 6 месяцев со дня обеспечения Департаментом образования Администрации городского округа Самара необходимого финансирования обеспечить в здании Учреждения, расположенного по адресу: <адрес> безопасные условия обучения, соответствующие требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: устранить нарушения требований п. 2.13 СП 2.3/2.4.3590-20 (в моечном отделении мойки не оборудованы локальными вытяжными системами); устранить нарушения требований п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 (стены и потолки помещений имеют дефекты: в спортивном зале, в раздевалке для мальчиков и девочек, при входе в спортивный зал, в обеденном зале, в варочном цехе, складском помещении, в мясном цехе имеются следы протечек и признаки поражения грибком, осыпается краска и штукатурка).
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 04.09.2023 административные исковые требования удовлетворены, суд постановил:
«Признать незаконным бездействие Департамента образования Администрации городского округа Самара, выразившееся в непринятии мер по обеспечению необходимым финансированием МБОУ «Школа №116 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова» г.о. Самара в целях устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и обеспечения безопасных условий обучения в образовательном учреждении.
Признать незаконным бездействие МБОУ «Школа № 116 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова» г.о.Самара, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасных условий обучения в МБОУ «Школа №116 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова» г.о. Самара в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, направленных на устранение нарушений, создающих опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся.
Обязать Департамент образования Администрации городского округа Самара в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансированием МБОУ «Школа №116 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова» г.о. Самара для обеспечения устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать МБОУ «Школа №116 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова» г.о. Самара в течение 6 месяцев со дня обеспечения Департаментом образования Администрации городского округа Самара необходимого финансирования обеспечить в здании Учреждения, расположенного по адресу: <адрес> безопасные условия обучения, соответствующие требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- устранить нарушения требований пункта 2.13 СП 2.3/2.4.3590-20 (в моечном отделении мойки не оборудованы локальными вытяжными системами);
- устранить нарушения требований пункта 2.5.3 СП 2.4.3648-20 (стены и потолки помещений имеют дефекты: в спортивном зале, в раздевалке для мальчиков и девочек, при входе в спортивный зал, в обеденном зале, в варочном цехе, складском помещении, в мясном цехе имеются следы протечек и признаки поражения грибком, осыпается краска и штукатурка)» (л.д.113-119).
В апелляционной жалобе представитель Департамента образования Администрации городского округа Самара по доверенности ФИО6 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме (л.д. 125-132).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Представитель административного ответчика Департаменту образования Администрации г.о. Самара ФИО5, директор МБДОУ «Школа №116 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова» ФИО7 поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Представитель административного истца прокурор ФИО8 в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения. Доводы апелляционной жалобы считает несостоятельными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4, 15 и 18 Конституции Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Часть 1 статьи 218 КАС РФ закрепляет право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти или местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
С учетом части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативно-правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
В соответствии со статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 №124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» под социальной инфраструктурой для детей понимается система объектов необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные слуги граждан, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Согласно статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
На основании статьи 24 Закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Железнодорожного района г. Самары на основании решения о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании в МБОУ «Школа №116 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова» г.о. Самара, в ходе которой установлено, что МБОУ «Школа №116» г.о. Самара нарушены требования пункта 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», а именно, в моечном отделении мойки не оборудованы локальными вытяжными системами; в нарушение пункта 2.5.3 СП 2.4.3648-20 стены и потолки помещений имеют дефекты: в спортивном зале, в раздевалке для мальчиков и девочек, при входе в спортивный зал, в обеденном зале, в варочном цехе, складском помещении, в мясном цехе имеются следы протечек и признаки поражения грибком, осыпается краска и штукатурка.
По факту выявленных нарушений закона прокуратурой Железнодорожного района г. Самары в адрес образовательного учреждения 23.06.2023 внесено представление об устранении выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно ответу на указанное представление № от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время объект не приведен в соответствие с требованиями законодательства, требуется финансирование со стороны Департамента образования Администрации г.о. Самара.
МБОУ «Школа №116» г.о. Самара в целях выделения денежных средств на устранение нарушений в Департамент образования Администрации г.о. Самара направлены обращения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное свидетельствует об отсутствии бюджетного финансирования и непринятии мер по устранению выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Также установлено, что МБОУ «Школа №116 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова» г.о. Самара выдано предписание Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 16.02.2023 № об устранении выявленных нарушений обязательных требований, в том числе приведенных выше нарушений.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что бездействие со стороны административных ответчиков по несоблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства приводят к потенциальной опасности для жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся, сотрудников образовательного учреждения и иных лиц, посещающих учреждение, в связи с чем необходимо возложить на административного ответчика МБДОУ «Школа №116 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова» ФИО7 обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. На Департамент образования администрации г.о. Самара возложить обязанность по обеспечению финансирования для обеспечения устранения нарушений.
Оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они являются убедительными, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При этом судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы указываю на неверное установление судом фактических обстоятельств дела и нарушение норм материального права, а также принятия решения без учета того, что должностным лицом органа государственного контроля (надзора) - главным специалистом экспертного отдела по гигиене детей и подростков установлен срок для устранения выявленных нарушений предписания до 01.08.2025.
Вместе с тем, судебная коллегия принимает во внимание, что в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений Закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22).
Как следует из материалов дела, прокуратурой Железнодорожного района г. Самары в ходе проверки установлены нарушения МБОУ «Школа №116» г.о. Самара санитарно-эпидемиологических требований: пункта 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», а именно, в моечном отделении мойки не оборудованы локальными вытяжными системами; в нарушение п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 стены и потолки помещений имеют дефекты: в спортивном зале, в раздевалке для мальчиков и девочек, при входе в спортивный зал, в обеденном зале, в варочном цехе, складском помещении, в мясном цехе имеются следы протечек и признаки поражения грибком, осыпается краска и штукатурка.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществляют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании главы 3 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится составление и рассмотрение проекта бюджета соответствующего муниципального образования, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон №273-ФЗ) одними из основных принципов в сфере образования являются обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность; недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона N 273-ФЗ установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с положениями части 7 статьи 28 Закона N 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя в том, числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункты 8, 9 части 1 статьи 41 Закона N 273-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее Закон N 124-ФЗ) целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Федеральным законом N 273-ФЗ предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 5 части 1 статья 9 Закона N 273-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.5 Устава МБОУ СОШ N 116 учредителем данной образовательной организации является муниципальное образование городской округ Самара, функции и полномочия которого осуществляет Администрация городского округа Самара.
В соответствии с пунктами 1.1., 1.2 Положения "О Департаменте образования Администрации городского округа Самара", утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 26.03.2009 N 707, Департамент образования Администрации городского округа Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере образования. Департамент обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс и смету расходов на содержание Департамента, лицевой счет в финансовом органе городского округа Самара, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки, а также иные реквизиты, может приобретать и осуществлять имущественные и иные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности Департамента осуществляется за счет средств бюджета городского округа Самара в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 1.6)
Согласно пункту 3.32 Положения о Департаменте образования. Департамент осуществляет отдельные функции учредителя муниципальных учреждений городского округа Самара в сфере образования, переданные в установленном порядке Департаменту.
В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Самара от 19.10.2022 №865 «Об утверждении перечней муниципальных автономных и муниципальных бюджетных учреждений городского округа Самара в сфере образования» финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий и предоставления субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнения работ) для муниципальных автономных и муниципальных бюджетных учреждений городского округа Самара в сфере образования, в том числе, МБОУ Школы №116 г.о. Самара, осуществляется Администрацией г.о. Самара в лице Департамента образования в пределах бюджетных обязательств, утвержденных Департаментом образования Администрации г.о. Самара на соответствующие цели.
Таким образом, Департамент образования Администрации г.о. Самара является отраслевым органом Администрации г.о Самара, обеспечивающим осуществление полномочий Администрации г.о. Самара в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Надлежащих доказательств принятие мер по обеспечению необходимым финансированием МБОУ «Школа №116 в целях устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства административным ответчиком не представлено.
Бездействие органа местного самоуправления в отношении своевременного финансирования МБОУ Школа №116 г.о. Самара может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью в том числе и несовершеннолетних.
Поскольку осуществление деятельности образовательного учреждения с учетом нарушений санитарно-эпидемиологических требований не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд пришел к правильному выводу о наличии основания для удовлетворения заявленных прокурором требований, с возложением обязанности на Департамент образования Администрации городского округа Самара, как орган, обеспечивающий финансирование учреждения, провести организационно-хозяйственные мероприятия по выделению денежных средств (финансирование) МБОУ Школа № 116 в целях устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и обеспечение безопасных условий обучения в общеобразовательном учреждении, а на МБОУ Школа № 116 - после перечисления денежных средств устранить выявленные недостатки.
Отсутствие в бюджете городского округа Самара денежных средств не освобождает администрацию г.о. Самара, в лице Департамента образования от решения вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у Администрации в лице Департамента образования отсутствует обязанность по финансированию образовательных учреждений сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы г.о. Самара о бюджете на соответствующий финансовый год, не заслуживают внимания, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от обязанностей устранить имеющиеся нарушения требований нормативно-правовых актов по обеспечению санитарно-эпидемиологического законодательства.
При рассмотрении дела судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, фактические обстоятельства установлены на основании оценки представленных по делу доказательств в соответствии с требованиями процессуального закона.
Учитывая установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Департамент образования Администрации г.о. Самара, являясь главным распорядителем бюджетных средств в части расходов в сфере образования, и уполномоченным органом местного самоуправления, на который федеральным законодательством возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
При рассмотрении дела стороной ответчика Департаментом образования Администрации г.о. Самара не представлено доказательств о принятых Департаментом мерах по выделению МБОУ Школа №116 субсидии для финансирования в целях устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и обеспечения безопасных условий обучения в образовательном учреждении.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд не вмешивался в финансовую деятельность органа местного самоуправления, не определял ни размер финансирования, ни порядок выделения средств, а указал на необходимость принятия мер к соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Поскольку несоблюдение требований санитарно-эпидемиологических требований нарушает права учащихся, персонала образовательного учреждения, находящихся в образовательном учреждении, влияет на безопасность указанных лиц, промедление в принятии эффективных и оперативных мер, направленных на устранение нарушений, допустимым признано быть не может, избранный способ защиты права является надлежащим.
Доводы жалобы административного ответчика о невозможности исполнения решения суда в установленные сроки, в том числе ввиду того, что проведение всех видов ремонтных работ недопустимо в присутствии детей, не может повлечь за собой отмены судебного решения, поскольку данный вопрос может быть разрешен на стадии исполнения решения суда. При этом судебная коллегия принимает во внимание, что проведение ремонтных работ возможно в каникулярный период (весенних, летних и осенних каникул).
Также не является основанием для отмены решения суда довод административного ответчика о предоставлении органом государственного контроля в предписании от 16.02.2023 срока для устранения недостатков до 01.08.2025, поскольку в данном случае суд исходит из заявленных требований и возможных негативных последствий в случае неустранения в максимально кротчайшие сроки нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
При этом судебная коллегия отмечает, что возложение на Департамент образования Администрации городского округа Самара в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБОУ Школа №116 для обеспечения устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства не нарушает требования бюджетного законодательства, не ограничивает право главного распорядительного органа местного бюджета на самостоятельное решение вопросов отнесенных к его компетенции, и не является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления, поскольку данная обязанность не определяет размер необходимого финансирования, либо способ принятия мер по устранению нарушений противопожарной безопасности.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, приведенные административным ответчиком в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильности постановленного решения и не влекут его отмены, при этом судебная коллегия принимает во внимание характер и степень общественной опасности, поскольку невыполнение требований прокурора может повлечь негативные последствия и недопустимый риск для общественной безопасности и жизни и здоровья людей, в том числе несовершеннолетних граждан Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, выполнение заявленного прокурором в рамках настоящего спора требования является необходимой мерой, направленной на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований в общеобразовательном учреждении, суд первой инстанции исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор.
Иные доводы жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование закона и иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом.
Само по себе несогласие административного ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить основаниями к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента образования Администрации городского округа Самара – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: