Дело № 2-1932/2022
УИД 18RS0001-02-2022-000913-07
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июня 2022 года город Ижевск
Ленинский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Москалевой Л.В., при секретаре судебного заседания Мифтахутдиновой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Ижевска Удмуртской Республики в интересах Российской Федерации о признании движимого имущества бесхозяйным,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г. Ижевска обратился в суд в интересах Российской Федерации с заявлением о признании движимого имущества, а именно: денежных средств в размере 2550 рублей, хранящихся на депозитном счете Управления МВД России по г.Ижевску бесхозяйным и обратить их в собственность Российской Федерации. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки поступившей информации установлено, что сотрудниками отделов полиции г. Ижевска в ДД.ММ.ГГГГ гг. проводились процессуальные проверки исполнения действующего законодательства, регулирующего запрет проведения азартных игр на территории г. Ижевска. ДД.ММ.ГГГГ в дежурную часть Управления МВД России по г. Ижевску поступило сообщение о незаконной игровой деятельности по адресу: <адрес> которое зарегистрировано КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В рамках указанного сообщения сотрудниками УМВД России по г. Ижевску изъяты денежные средства, которые помещены на депозит МВД по УР. Собственник денежных средств до настоящего времени не установлен, за выдачей указанного имущества в УМВД России по г. Ижевску более года никто не обращался. Учитывая, что изъятые в ходе проведения процессуальной проверки согласно протоколу осмотра места происшествия денежные средства собственника в настоящее время не имеют, фактически являются бесхозяйным имуществом, изъяты сотрудниками ОЭБ и ПК УМВД России по г. Ижевску, являющегося подразделением федерального органа исполнительной власти, то указанные денежные средства подлежат обращению в собственность Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Нуркаев З.М. заявленные требования в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил, просил признать денежные средства бесхозяйными и обратить их в собственность Российской Федерации, перечислив в Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике по следующим реквизитам: ИНН 1835062680, КПП 184101001 УФК по Удмуртской Республике (Управление Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республики, лицевой счет 04131785120) Банк получателя: Отделение - НБ Удмуртская Республика Банка России // УФК по Удмуртской Республике г. Ижевск, БИК 019401100, расчетный счет 03100643000000011300, счет банка получателя 40102810545370000081, ОКТМО 94701000 (г. Ижевск), КБК 32211705010016000180, доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица ГУ «Управление МВД РФ по г. Ижевску» не явился о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя заинтересованного лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Изучив требования и доводы, изложенные в заявлении, выслушав заявителя, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» настоящим Федеральным законом определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим законом и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведения, соответствующих требованиям, предусмотренным перечисленными федеральными законами.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений (части 4 и 5 ст. 5 Закона).
В силу ч. 1 ст. 6 Закона организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
В статье 9 Закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации создаются пять игорных зон: Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область.
Пунктом 6 ст. 4 и п. 3 ст. 5 Закона определено, что деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Из указанных правовых норм следует, что сделки заключенные в ходе проведения азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны являются ничтожными, поскольку заключены в нарушение закона.
Материалами дела установлено, что в дежурную часть УМВД России по г. Ижевску поступило сообщение, КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ, по факту осуществления незаконной игровой деятельности по адресу <адрес>, корпус 2 (Кузебая Герда).
В рамках проверки данного заявления сотрудниками ОЭБ и ПК УМВД России по г. Ижевску было установлено, что по адресу: <адрес>) выявлен факт осуществления незаконной игровой деятельности. В рамках проведения проверки сотрудниками ОЭБ и ПК УМВД России по г. Ижевску ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>) изъят игровой терминал, которые помещен в камеру хранения участкового пункта полиции по адресу: <адрес>. В ходе ОМП ДД.ММ.ГГГГ в камере хранения участкового пункта полиции по адресу: <адрес> из игрового терминала изъяты денежные средства в размере 2550 руб.
В ходе проведения проверок органами полиции установить собственников изъятых денежных средств, игрового терминала не представилось возможным. Изъятые денежные средства были переданы на депозит в бухгалтерию Управления МВД России по г. Ижевску.
По результатам проверки вынесено постановление от 16.09.2020 года об отказе в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 171.2 УК РФ по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием события преступления.
Собственники изъятых денежных средств, игрового терминала с просьбой их вернуть в полицию не обращались. В прокуратуру Ленинского района г. Ижевска заявления и обращения по факту обжалования действий сотрудников органа внутренних дел и незаконного удержания чужого имущества не поступали.
Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
Согласно статье 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1).
Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Право собственности на бесхозяйную вещь может быть приобретено в силу приобретательной давности, если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233).
Согласно п. 1 ст. 291 ГПК РФ в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение этой вещью.
В силу ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение.
Исходя из установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что денежные средства в сумме 2550 рублей, отвечают признакам, указанным в ч. 1 ст. 225 ГК РФ, в связи с чем, суд считает возможным признать денежные средства бесхозяйными и обратить их в доход государства.
В силу приказа Минфина России от 13.04.2020 № 64н «Об утверждении Порядка перечисления обращенных в собственность Российской Федерации денежных средств на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства» денежные знаки в виде банкнот находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, поступают в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоящим Порядком (п.4). Денежные средства в валюте Российской Федерации в безналичной форме, наличные денежные средства в валюте Российской Федерации подлежат перечислению федеральным органом государственной власти (государственным органом) (территориальным органом федерального органа государственной власти (государственного органа) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня получения им сведений о признании указанных денежных средств собственностью Российской Федерации (пункт 7). Наличные денежные средства в валюте Российской Федерации вносятся федеральным органом государственной власти (государственным органом) (территориальным органом федерального органа государственной власти (государственного органа) на банковские счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации, кредитных организациях (с учетом положений законодательства Российской Федерации) и предназначенные для выдачи и внесения наличных денежных средств и осуществления расчетов по отдельным операциям, с их последующим перечислением на единый казначейский счет для их зачисления на соответствующий казначейский счет с указанием в распоряжении о переводе денежных средств реквизитов документа - основания для признания указанных денежных средств собственностью Российской Федерации. Учет указанных поступлений осуществляется в соответствии с порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации (пункт 8). Денежные средства в валюте Российской Федерации в безналичной форме перечисляются федеральным органом государственной власти (государственным органом) (территориальным органом федерального органа государственной власти (государственного органа) на единый казначейский счет для их зачисления на казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, открытый соответствующему территориальному органу Федерального казначейства, в соответствии с Порядком учета и распределения. При этом в распоряжении о переводе денежных средств указываются реквизиты документа - основания для признания указанных денежных средств собственностью Российской Федерации (пункт 9).
Порядок распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, установлен Положением об учете, оценке и распоряжению имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 года № 1238 «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства» и установлен особый порядок учета, оценки и распоряжения.
В силу п. 2 настоящее Положение не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок распоряжения.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для целей распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами, предусмотренными пунктом 11 настоящего Положения.
Согласно п/п «д» п. 3 Положения для распоряжения в порядке, установленном настоящим Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам (далее - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) имущество, обращенное в собственность государства, за исключением денежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств и международных денежных единицах, денежных знаков в виде банкнот и монет Центрального банка Российской Федерации, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену денежных знаков, которые в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, перечисляются на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства.
В соответствии со ст. 40 Бюджетного кодекса РФ доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом, для их распределения органами Федерального казначейства в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им распоряжению.
Таким образом, денежные средства подлежат обращению в доход Российской Федерации путем передачи их в Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике для дальнейшей реализации.
С учетом изложенного, оценив представленные в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора Ленинского района г. Ижевска Удмуртской Республики.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ суд
р е ш и л:
Заявление прокурора Ленинского района г. Ижевска Удмуртской Республики в интересах Российской Федерации о признании движимого имущества бесхозяйным удовлетворить.
Признать движимое имущество, а именно: денежные средства в размере 2550 рублей хранящиеся на депозитном счете Управления МВД по г. Ижевску, бесхозяйным имуществом и обратить их в собственность Российской Федерации, перечислив в Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике по следующим реквизитам: ИНН 1835062680, КПП 184101001 УФК по Удмуртской Республике (Управление Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, лицевой счет 04131785120) Банк получателя: Отделение - НБ Удмуртская Республика Банка России // УФК по Удмуртской Республике г. Ижевск, БИК 019401100, расчетный счет 03100643000000011300, счет банка получателя 40102810545370000081, ОКТМО 94701000 (г. Ижевск), КБК 32211705010016000180.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в порядке апелляционного производства путем принесения апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 7 июня 2022 года.
Судья Л.В. Москалева