Дело № 12-142/2024
УИД: 39RS0002-01-2024-001969-29
РЕШЕНИЕ
28 мая 2024 года г. Калининград
Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Кузовлева И.С., при секретаре Калинине Е.В., рассмотрев жалобу ООО «Продуктовая лавка» на постановление Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области по делу об административном правонарушении № 421/2023 от 26 декабря 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области по делу об административном правонарушении № 421/2023 от 26 декабря 2023 года ООО «Продуктовая лавка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Продуктовая лавка» подало в суд жалобу, в которой просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на возможность назначения административного наказания в виде предупреждения, малозначительность и отсутствие состава административного правонарушения.
Одновременно ООО «Продуктовая лавка» заявлено письменное ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование постановления.
Защитник ООО «Продуктовая лавка» по доверенности Рыдлевич Д.А. в судебном заседании поддержал доводы жалобы и ходатайства по изложенным в них основаниям. Пояснил, что считает административное правонарушение малозначительным. В настоящее время разногласия с ГП КО «ЕСОО» урегулированы, договор заключен. Не заключение договора являлось следствием наличия разногласий. На каких условиях заключен договор, ему неизвестно. Факт совершения административного правонарушения не подтвержден. На момент рассмотрения дела договора не было, ГП КО «ЕСОО» не отвечало на их обращение. Речь в статье идет об умышленном уклонении от заключения договора, а не о его отсутствии. Намеренного уклонения не было.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области по доверенности Очкур К.А. настаивал на наличии в действиях ООО «Продуктовая лавка» состава административного правонарушения. Указал, что в действиях общества малозначительность отсутствует. На момент составления протокола и рассмотрения дела договор не был заключен. Переписки представлено не было, только даны пояснения. Общество само затягивало заключение договора, вступая в длительную переписку. Для назначения административного наказания в виде предупреждения нет оснований, обществу и так назначено наказание в виде минимального размера административного штрафа с учетом того, что оно является микропредприятием. ГП КО «ЕСОО» юридическим лицам предлагает разные условия договоров. Состав административного правонарушения является формальным.
Выслушав пояснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, исследовав материалы дела и изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Из материалов дела усматривается, что изначально жалоба на постановление по делу об административном правонарушении была подана в электронном виде в установленный законом срок и определением судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 16.02.2024 возвращена лицу, подавшему жалобу, ввиду наличия недостатков. Повторно жалоба подана в возможно короткие сроки после получения определения судьи.
Данные действия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, позволяют сделать вывод о том, что оно добросовестно пользовалось правами, которыми наделено согласно КоАП РФ, и имело намерение реализовать право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах, причины пропуска срока для обращения в суд являются уважительными, в связи с чем, пропущенный процессуальный срок подлежит восстановлению.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 ст. 39 данного Федерального закона установлено, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается в числе прочего сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Пунктом 4 ст. 24.7 указанного Федерального закона установлена обязанность собственников твердых коммунальных отходов заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Аналогичное требование закреплено в п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил.
Потребителем согласно п. 2 названных Правил является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Статьей 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определено, что право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Основания приобретения права собственности закреплены в ст.ст. 218, 136 ГК РФ.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (отходов).В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения ООО «Продуктовая лавка» к административной ответственности послужило поступившее в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области обращение ГП КО «ЕСОО» от 05.10.2023 о нарушении обществом требований законодательства в области охраны окружающей среды при накоплении ТКО в части отсутствия договора на оказание услуги по обращению с ТКО с ГП КО «ЕСОО» по объекту отходообразования: магазин «Продуктовая база», расположенный по адресу: <адрес>
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Продуктовая лавка» является торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделими в неспециализированных магазинах.
В силу того, что образователи отходов имеют возможность складировать ТКО на любых контейнерных площадках, включенных в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Калининградской области, по смыслу п. 1 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», они фактически пользуются услугами регионального оператора, который с 01.01.2019 осуществляет прием всех ТКО, образующихся у потребителей на территории Калининградской области, и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, а также территориальной схемой обращения с ТКО.
Из приведенных положений законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого юридического лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора.
Таким образом, ООО «Продуктовая лавка» при осуществлении своих полномочий в области обращения с отходами производства и потребления допустило несоблюдение требований, предусмотренных п.п. 1, 2 ст. 34, п.п. 1, 2 ст. 39, п.п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 11, п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Правонарушение, совершенное обществом, обоснованно квалифицировано должностным лицом административного органа по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Вывод должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, о виновности ООО «Продуктовая лавка» в совершении вменяемого административного правонарушения объективно подтверждается собранными в деле доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнения не вызывает, а именно:
- обращением ГП КО «ЕСОО» от 05.10.2023 в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области, в котором указано на отсутствие у ООО «Продуктовая лавка» заключенного с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО и содержится просьба о привлечении юридического лица к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ;
- выпиской из ЕГРЮЛ, где в качестве основного вида деятельности ООО «Продуктовая лавка» указана деятельность, предполагающая образование ТКО;
- письмом ООО «Продуктовая лавка» от 13.10.2023 в адрес ГП КО «ЕСОО», в котором общество не отрицало, что договор с региональным оператором им не заключен и находится в стадии подписания;
- письменными объяснениями ООО «Продуктовая лавка», в которых общество подтверждает факт отсутствия заключенного договора с региональным оператором;
- протоколом об административном правонарушении № 421/2023 от 24.11.2023, в котором событие вменяемого административного правонарушения описано в соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, а также иными доказательствами.
Все обстоятельства по делу при назначении административного наказания были исследованы, а взятые за основу при вынесении постановления по делу об административном правонарушении доказательства собраны и оценены в соответствии с главой 26 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении видно, что в ходе производства по делу существенных процессуальных нарушений допущено не было.
Срок давности и порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Вопреки доводам жалобы, факт уклонения ГП КО «ЕСОО» от заключения договора ничем объективно не подтвержден, тогда как меры по согласованию условий договора предприняты ООО «Продуктовая лавка» только 13.10.2023, уже после обращения регионального оператора в уполномоченный орган с заявлением о наличии в действиях общества признаков административного правонарушения.
Иные доводы, изложенные в жалобе и приведенные защитником в судебном заседании, не являются основанием для отмены обжалуемого постановления и не ставят под сомнение наличие состава административного правонарушения и доказанность вины юридического лица в его совершении.
Оснований для освобождения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, совершенное административное правонарушение с учетом характера допущенного нарушения не может быть признано малозначительным.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении негативных последствий, а в игнорировании ООО «Продуктовая лавка» требований законодательства и неисполнении им своих публично-правовых обязанностей по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, что нарушает установленное Конституцией Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду и является существенным нарушением охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу взаимосвязанных положений ст.ст. 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением осуществляется, в частности, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения окружающей среде.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для его возбуждения, были выявлены не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а в ходе производства по делу об административном правонарушении, возбужденному 24.11.2023 в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ - с момента составления протокола об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах положения ст. 4.1.1 КоАП РФ в данном случае неприменимы.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Нахожу, что административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей за совершение ООО «Продуктовая лавка» данного административного правонарушения, учитывая наличие смягчающего ответственность обстоятельства и положения ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ, соответствует указанным целям.
При таких обстоятельствах, поскольку жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, и правовые основания для его отмены либо изменения отсутствуют, постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области по делу об административном правонарушении № 421/2023 от 26 декабря 2023 года, вынесенное в отношении ООО «Продуктовая лавка», оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: