Дело №
16RS0№-18
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИФИО1
28 февраля 2023 года <адрес>
Мотивированно решение принято
в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Авиастроительный районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Д.К. Галлямовой,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан к ФИО2 о возложении обязанности обеспечения доступа в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
ГЖИ РТ в лице представителя обратилась в суд с иском к ФИО2 в вышеприведенной формулировке.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГЖИ РТ поступило обращение жителей <адрес> по вопросу незаконной перепланировки <адрес> жилого дома «7 по <адрес> без разрешающих документов, что может повлечь угрозу обрушения многоквартирного жилого дома.
В адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление об обеспечении доступа в жилое помещение на ДД.ММ.ГГГГ, а также о предоставлении необходимых сведений в отношении квартиры. Уведомление ответчиком получено, о чем имеется запись в отчете об отправке почтового отправления.
ГЖИ РТ ДД.ММ.ГГГГ осуществила выездную проверку по соблюдению требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ -170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее-ПиН), Правил содержания общего имущества в многоквартирном оме и правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, держанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт лого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, держанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила №) в многоквартирном <адрес>.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не был обеспечен доступ в указанное жилое помещение инспектору ГЖИ по РТ, что явилось препятствием для осуществления государственного жилищного надзора, о чем был составлен акт проверки №ВА-4621 от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с отсутствием доступа в жилое помещение в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ было направлено повторное уведомление об обеспечении доступа в| помещение на ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком повторно не был обеспечен доступ в жилое помещение инспектору ГЖИ РТ, что явилось препятствием для осуществления государственного жилищного надзора, о чем был составлен проверки №ВА-26 от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «УО «Берег» направил в ГЖИ РТ уведомление о направлении требований собственникам квартир, в которых была проведена незаконная перепланировка, о предоставлении доступа в квартиры. Также управляющей организацией предложено специалисту осуществить выход вместе с сотрудником организации.
По согласованию с ООО «УО «Берег» государственным жилищным инспектором ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен совместный выход по адресу многоквартирный <адрес>, доступ в квартиру не был предоставлен.
По результатам выхода государственным жилищным инспектором составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №ВА-200 о том, что доступ в квартиру обеспечен не был.
До настоящего времени обследовать вышеуказанную квартиру не представляется возможным, что послужило основанием для обращения в суд.
Истец просит обязать собственника <адрес> многоквартирного <адрес> обеспечить ГЖИ РТ доступ в жилое помещение для проведения инспектором обследования (проверки) в течение 20 дней с момента вступления решения в законную силу.
Представитель истца ГЖИ РТ ФИО4 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором выразила свое согласие на рассмотрение дела в заочном порядке.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена, причина неявки не установлена.
Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст. ст. 1, 9 ГК РФ), а также исходя из принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, и не представившей доказательства отсутствия в судебном заседании по уважительной причине.
Таким образом, неявку лиц в судебное заседание на рассмотрение гражданского дела суд расценивает как их волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации указанного права. В связи с этим, не затягивая рассмотрение гражданского дела по существу, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц в соответствии с положениями статей 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке заочного производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в статье 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 и 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и /или/ перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и /или/ перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет, согласно ч.2 ст. 26 ЖК РФ заявление, а также необходимые документы.
Согласно части 1 статьи 28 Жилищного кодекса Российской Федерации завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Согласно п. 1.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном жилищном надзоре в <адрес>» (далее - положение №), Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан (далее - Инспекция) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, осуществляющим функции республиканского государственного жилищного надзора по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, установленных в соответствии с жилищным законодательством, Казанская городская жилищная инспекция является ее структурным подразделением.
Согласно п.4.1 Положения №, Инспекция имеет право: беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Инспекции о назначении проверки посещать с согласия собственников - жилые помещения| многоквартирных домах и проводить их обследования, составлять акты проверок и акты обследований по результатам проверок и обследований;
выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований об устранении выявленных нарушений;
направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
Таким образом, в рамках осуществления своих полномочий должностные лица ГЖИ РТ вправе требовать обеспечения доступа в жилое помещение для проведения и на предмет соблюдения жильцами требований содержания и использования жилых помещений, установленных законодательством Российской Федерации. Собственники не вправе ограничивать доступ представителям Инспекции в обследовании квартиры в целях установления фактов наличия или отсутствия угрозы жизни и здоровью жителей многоквартирного дома.
В силу подпункта «е» пункта 34 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 данных правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Как следует из материалов дела, ФИО2 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, Щербаковский пер, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕРГН(л.д. 24-25).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГЖИ РТ поступило обращение жителей <адрес> по вопросу незаконной перепланировки <адрес> жилого дома «7 по <адрес> без разрешающих документов, что может повлечь угрозу обрушения многоквартирного жилого дома.
В адрес ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление об обеспечении доступа в жилое помещение на ДД.ММ.ГГГГ, а также о предоставлении необходимых сведений в отношении квартиры. Уведомление ответчиком получено, о чем имеется запись в отчете об отправке почтового отправления.
ГЖИ РТ ДД.ММ.ГГГГ осуществила выездную проверку по соблюдению требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ -170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее-ПиН), Правил содержания общего имущества в многоквартирном оме и правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, держанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт лого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, держанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила №) в многоквартирном <адрес>.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 не был обеспечен доступ в указанное жилое помещение инспектору ГЖИ по РТ, что явилось препятствием для осуществления государственного жилищного надзора, о чем был составлен акт проверки №ВА-4621 от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с отсутствием доступа в жилое помещение в адрес ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ было направлено повторное уведомление об обеспечении доступа в| помещение на ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 повторно не был обеспечен доступ в жилое помещение инспектору ГЖИ РТ, что явилось препятствием для осуществления государственного жилищного надзора, о чем был составлен проверки №ВА-26 от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «УО «Берег» направил в ГЖИ РТ уведомление о направлении требований собственникам квартир, в которых была проведена незаконная перепланировка, о предоставлении доступа в квартиры. Также управляющей организацией предложено специалисту осуществить выход вместе с сотрудником организации.
По согласованию с ООО «УО «Берег» государственным жилищным инспектором ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен совместный выход по адресу многоквартирный <адрес>, доступ в квартиру не был предоставлен.
По результатам выхода государственным жилищным инспектором составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №ВА-200 о том, что доступ в квартиру обеспечен не был.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что исковые требования ГЖИ РТ подлежат удовлетворению, поскольку действия ответчика нарушают права и законные интересы других собственников, кроме того собственники квартиры не вправе ограничивать доступ представителям Инспекции в обследовании квартиры в целях установления фактов наличия или отсутствия угрозы жизни и здоровью жителей многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы соразмерно удовлетворенным требованиям.
С учетом положений части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возмещению ответчиками в равных долях подлежит уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан к ФИО2 о возложении обязанности обеспечения доступа в жилое помещение удовлетворить.
Обязать ФИО2 предоставить доступ в жилое помещение № многоквартирного жилого <адрес> для проведения инспектором обследования (проверки) в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ФИО2 в пользу Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан расходы по уплате государственной пошлины 6 000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Д.К. Галлямова