Дело № 2-831/2024 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2024 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Степановой М.В.,
при секретаре Конышевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Пермского края к ФИО1 о взыскании расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Пермского края (далее - Министерство) обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, штрафа. Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством и ФИО1 заключен договор № о целевом обучении в ФГБОУ ВО «ПГМУ им. академика ФИО3» Минздрава России, в соответствии с которым Министерство в период обучения приняло на себя обязательство оказывать ФИО1 меры социальной поддержки в виде денежных выплат в размере 105 600 рублей (17 600 рублей за каждый год обучения), а ФИО1 приняла на себя обязательство отработать не менее 3-х лет в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения <адрес> «Пермская центральная районная больница» (далее - ГБУЗ ПК «Пермская ЦРБ», Учреждение) либо продолжить обучение в целевой ординатуре Университета по специальности, востребованной в Учреждении. В нарушение условий договора о целевом обучении ответчик отказался от трудоустройства в Учреждение и поступления в целевую ординатуру. Таким образом, в случае неисполнения обязательств по трудоустройству, предусмотренных договором, ФИО1 обязана возместить Министерству в течение трех месяцев расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки – денежные выплаты в размере 105 600 рублей, а также уплатить штраф в двойном размере в сумме 211 200 рублей. Министерством в адрес ФИО1 направлено требование о добровольном исполнении обязательств, которое до настоящего времени не исполнено. В связи с чем, истец просит взыскать с ответчика расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, в размере 105 600 рублей, штраф в размере 211 200 рублей.
Истец - Министерство здравоохранения Пермского края представило заявление о рассмотрении дела без участия его представителя.
Ответчик ФИО1 о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила возражение на исковое заявление, в котором просит применить срок исковой давности по заявленным истцом требованиям, поскольку истец узнал о нарушении своего права в сентябре 2020 года, когда она не выполнила условия договора и не заключила трудовой договор.
Третье лицо - ГБУЗ ПК «Пермская ЦРБ» в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом, представило отзыв на исковое заявление, в котором просит исковые требования истца удовлетворить.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в редакции, действовавшей на дату заключения договора о целевом обучении от ДД.ММ.ГГГГ, необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Положениями статьи 197 ТК РФ определено, что работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Одним из видов такого договора является ученический договор, порядок и условия заключения которого определены в главе 32 ТК РФ.
Частью 1 статьи 198 ТК РФ предусмотрено, что работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации - ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.
Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в статье 199 ТК РФ, согласно части 1 которой ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон (часть 2 статьи 199 ТК РФ).
Ученический договор заключается на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, квалификации (часть 1 статьи 200 ТК РФ).
Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 1 статьи 204 ТК РФ).
Согласно статье 205 ТК РФ на учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда.
К числу основных прав работника в трудовых отношениях согласно абз. 8 ч. 1 ст. 21 ТК РФ относится его право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном названным Кодексом, иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 207 ТК РФ, в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Из правового регулирования порядка заключения работодателем ученического договора на профессиональное обучение с лицом, претендующим на осуществление трудовой функции у данного работодателя, следует, что обязанность такого лица возместить затраты, связанные с его обучением, понесенные работодателем, возникает в связи с намерением работодателя заключить трудовой договор с данным лицом по окончании обучения и невыполнением учеником после окончания обучения обязательства отработать у данного работодателя установленный ученическим договором период.
В силу части 1 статьи 56 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на дату заключения договора о целевом обучении от 03.06.2014) (далее - Закон об образовании) организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, вправе проводить целевой прием в пределах установленных ими в соответствии со статьей 100 Закона об образовании контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Обучение за счет бюджетных ассигнований осуществляется на основании квоты (ч. 2 ст. 56 Закона об образовании).
Из положений части 3 статьи 56 Закона об образовании следует, что целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с заключившими договор о целевом обучении с гражданином соответствующим органом или организацией, в уставном капитале которой присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Трудоустройство гражданина в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией, является существенным условием договора о целевом обучении (п. 2 ч. 6 ст. 56 Закона об образовании).
Согласно ч. 7 ст. 56 Закона об образовании гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить в полном объеме органу или организации, указанным в части 3 настоящей статьи, расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Орган или организация, указанные в части 3 настоящей статьи, в случае неисполнения обязательства по трудоустройству гражданина выплачивает ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки.
Кроме того, особенности заключения и исполнения договора о целевом обучении, а также ответственность за исполнение обязательств по нему в спорный период регламентировалась Правилами заключения и расторжения договора о целевом обучении, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 № 1076 (вместе с «Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования»).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Пермского края и ФИО1 (гражданин) заключен договор о целевом обучении №, в соответствии с которым гражданин обязуется освоить образовательную программу (код профессии 65) по уровню образования: высшее профессиональное образование – специалитет, наименование профессии: врач общей практики; направление подготовки: лечебное дело, реализуемую в Пермской государственной медицинской академии имени академика ФИО3, успешно пройти государственную итоговую аттестацию по указанной образовательной программе и заключить трудовой договор (контракт) с муниципальным учреждением здравоохранения «Центральная районная больница» Пермского муниципального района (организация), а организация обязуется предоставить гражданину меры социальной поддержки и организовать прохождение практики в соответствии с учебным планом (п. 1 договора о целевом обучении). ФИО1 обязалась заключить с муниципальным учреждением здравоохранения «Центральная районная больница» Пермского муниципального района трудовой договор (контракт) не позднее чем через один месяц со дня получения соответствующего документа об образовании и о квалификации и после заключения трудового договора (контракта) с муниципальным учреждением здравоохранения «Центральная районная больница» Пермского муниципального района, отработать в данной организации не менее трех лет (пп. «д, з» п. 5 договора о целевом обучении) (л.д. 8-11, 12, 13).
Гражданин обязан возместить организации в течение шести месяцев расходы, связанные с предоставлением гражданину мер социальной поддержки, в также выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением гражданину мер социальной поддержки, в случае неисполнения обязательств по трудоустройству, предусмотренных настоящим договором; после заключения трудового договора (контракта) с муниципальным учреждением здравоохранения «Центральная районная больница» Пермского муниципального района (в настоящее время - ГБУЗ ПК «Пермская ЦРБ»), отработать в данной организации не менее трех лет (пп. «е, з» п. 5 договора о целевом обучении).
Договор вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действует до заключения трудового договора (контракта) (п. 8 договора о целевом обучении).
Из ответа ФГБОУ ВО «ПГМУ им. академика ФИО3» Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зачислена на 1 курс лечебного факультета дневного отделения Университета, освоила программу специалитета по специальности «ДД.ММ.ГГГГ Лечебное дело» и успешно прошла государственную итоговую аттестацию. Решением государственной экзаменационной комиссии ей присвоена квалификация «Врач-лечебник», ДД.ММ.ГГГГ выдан диплом. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отчислена из Университета в связи с успешным окончанием обучения. ДД.ММ.ГГГГ между Университетом и ФИО1 заключен договор № об образовании по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры, согласно которому Университет обязался предоставить ФИО1 образовательные услуги в сфере высшего образования по программе ординатуры по специальности «Анестезиология-реаниматология», а последняя – усвоить образовательную программу на условиях договора. ФИО1 освоила программу ординатуры по специальности «Анестезиология-реаниматология» и успешно прошла государственную итоговую аттестацию. Решением Государственной экзаменационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, ей присвоена квалификация «Врач-анестезиолог-реаниматолог», ДД.ММ.ГГГГ выдан диплом об окончании ординатуры.
Из выписок из лицевого счета за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что Министерством здравоохранения Пермского края производились денежные выплаты по договору о целевом обучении № от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 в сумме 105 600 рублей (л.д.24-30).
Судом установлено, что ФИО1 не исполнила обязательства по договору о целевом обучении № от ДД.ММ.ГГГГ, доказательства обратного ответчиком суду не предоставлены.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством в адрес ФИО1 направлено требование о добровольном исполнении обязательств, которое до настоящего времени не исполнено (л.д. 16-17, 18).
Со стороны ответчика поступило заявление о применении срока исковой давности по заявленным истцом требованиям, указывая на то, что истцом пропущен установленный ст. 196 ГК РФ трехгодичный срок для обращения в суд, который истек в сентябре 2021 года (л.д. 38-40).
Из определенных договором о целевом обучении № от ДД.ММ.ГГГГ условий следует, что приведенный договор заключен между Министерством здравоохранения Пермского края как работодателем и ФИО1 с целью дальнейшего трудоустройства ответчика в муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница» Пермского муниципального района по окончании ее обучения. Такой контракт, по смыслу ч. 1 ст. 198 ТК РФ, является ученическим договором, заключаемым между работодателем и лицом, претендующим на осуществление трудовой функции у данного работодателя.
Соответственно, дела по спорам об исполнении обязательств по договору о целевом обучении являются индивидуальными трудовыми спорами, поэтому к данным отношениям подлежат применению нормы Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 392 ТК РФ работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Заявляя о пропуске истцом срока обращения в суд с настоящим иском, ответчик ссылался на то, что истец узнал о нарушении своего права в сентябре 2020 года, то есть после получения диплома специалиста и не заключения с муниципальным учреждением здравоохранения «Центральная районная больница» Пермского муниципального района трудового договора.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдан диплом специалиста, что подтверждается информацией, направленной Университетом. Таким образом, срок обращения в суд, по мнению суда, следует исчислять по истечении одного месяца со дня получения ответчиком документа об образовании, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, срок для обращения с заявленным иском истек ДД.ММ.ГГГГ.
В суд с настоящим иском Министерство здравоохранения Пермского края обратилось ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31), то есть за пределами установленного срока. Заявление о восстановлении срока на обращение в суд истцом не заявлялено, доказательства, подтверждающие наличие уважительных причин пропуска срока, в материалы дела не представлены.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абз. 2 ч. 6 ст. 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, общий срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ, составляющий три года, истек ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, срок обращения в суд Министерством пропущен без уважительных причин, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, в силу положений статьи 199 ГК РФ является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске, следовательно, исковые требования Министерства здравоохранения Пермского края к ФИО1 о взыскании расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, штрафа подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Министерства здравоохранения Пермского края (ОГРН 1065902004629) к ФИО1 (ИНН №) о взыскании расходов, понесенных на обучение по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 105 600 рублей, штрафа в размере 211 200 рублей оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья /подпись/ М.В. Степанова
Копия верна:
Судья М.В. Степанова
Справка.
Мотивированное решение составлено 19 марта 2024 года.
Судья М.В. Степанова
подлинник подшит
в гражданском деле № 2-831/2024
Пермского районного суда Пермского края
УИД 59RS0008-01-2024-000110-35