Дело №
УИД: 05RS0№-67
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2023 года <адрес>
Хивский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО2,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием посредством видео-конференц-связи представителя истца по доверенности ФИО5,
ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан к ФИО1 о взыскании денежной суммы неосновательного обогащения в размере 450 177 рублей, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с расчетом по день фактического исполнения обязательства,
у с т а н о в и л:
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежной суммы неосновательного обогащения в размере 450 177 рублей, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с расчетом по день фактического исполнения обязательства.
В обоснование иска указано, что заявление ФИО1 о предоставлении бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам от ДД.ММ.ГГГГ в книге регистраций заявлений граждан значится под №.
В декабре 2022 года по поручению начальника Управления делами Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан была проведена комиссионная проверка в отделе бюджетного планирования Управления делами.
По результатам проверки выявлены многочисленные факты нарушения закона при формировании списка граждан - получателей бюджетных субсидий для компенсации расходов по оплате части процентов по ипотечным жилищным кредитам, которые были отражены в Акте комиссионной проверки в отделе бюджетного планирования и социальной политики Управления делами от ДД.ММ.ГГГГ (приложение №).
В частности, в список незаконно включены граждане, ранее получившие социальную выплату на оплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту, предусмотренную Положением о порядке и условиях предоставления учителям общеобразовательных организаций социальных выплат при ипотечном жилищном кредитовании (заимствовании) в рамках реализации подпрограммы «Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан» государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в <адрес>», утверждённой постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с выявленными комиссионной проверкой многочисленными нарушениями при формировании списка граждан - получателей бюджетных субсидий для компенсации расходов по оплате части процентов по ипотечным жилищным кредитам, допущенными отделом бюджетного планирования и социальной политики Управления Делами, приказом Минстроя РД от ДД.ММ.ГГГГ № с/п назначена комплексная проверка служебной деятельности отдела бюджетного планирования и социальной политики Управления Делами за 2022 год (приложение №).
В рамках проведения комплексной проверки Минстрой РД от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим №.4-4768/23 обратилось в Правительство Республики Дагестан за официальными разъяснениями Положения № и Положения №, по вопросу правомерности выплаты субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения гражданам (учителям общеобразовательных организаций), уже получившим социальную выплату на оплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу) (приложение №).
Рассмотрение письма Минстроя РД Председателем Правительства Республики Дагестан ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ за № поручено Министерству юстиции Республики Дагестан.
Согласно ответу Министерства юстиции Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ за №.1-3429/23, учителя общеобразовательных организаций имеют право на получение социальных выплат по одному основанию. В случае, если ранее они не получали указанную выплату по основанию, содержащемуся в пункте 8 Положения №, то нормы п. 24 Положения № позволяют указанной граждан получить социальную поддержку по Положению № (приложение №).
На ответ Минюста РД, Председателем Правительства Республики Дагестан поставлена принять к сведению» (приложение №).
Согласно ст.5 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О Правительстве Республики Дагестан», Правительство Республики Дагестан состоит из членов Правительства Республики Дагестан - Председателя Правительства Республики Дагестан, заместителей Председателя Правительства Республики Дагестан, министров Республики Дагестан.
Таким образом, в письме Министерства юстиции Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ за №.1-3429/23, согласно абз.2 ст.85 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, изложено официальное разъяснение (толкование) применения Положения № и Положения №, по вопросу правомерности выплаты субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на плату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения гражданам (учителям общеобразовательных организаций), уже получившим социальную выплату на оплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу).
ФИО1 получила социальную выплату в размере 490 600 рублей, предусмотренную Положением №.
ФИО1 не может получить второй раз социальную поддержку за счет республиканского бюджета. Полученная сумма, в рамках реализации мероприятий по предоставлению гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Положением №, подлежит взысканию, как неосновательное обогащение.
Согласно п.3.1.2 договора купли-продажи квартиры (при ипотеке в силу закона) от ДД.ММ.ГГГГ, часть стоимости квартиры в размере 490 600 рублей уплачивается за счет социальной выплаты, гарантируемой Министерством строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Республики Дагестан, согласно Свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ № (приложение №).
Согласно п.1.3.1.2. кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ №/му, кредит предоставляется после поступления на счет ФИО1 социальной выплаты в размере 490 600 рублей, выплачиваемой Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ № (приложение №).
Согласно п.8 Положения №, при наличии у гражданина права на получение за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан социальной поддержки при ипотечном жилищном кредитовании (заимствовании) по настоящему Положению и иному нормативному правовому акту Республики Дагестан социальная поддержка предоставляется по одному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Поскольку ФИО1 получила социальную выплату, согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотренную Положением №, выплаченная ей бюджетная субсидии для компенсации расходов по оплате части процентов по ипотечному жилищному кредиту, предусмотренная Положением №, в размере 450 177 рублей, которая подтверждается заявкой на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ №-и на сумму 450 177 рублей, является необоснованной и подлежит взысканию, как неосновательное обогащение (приложение №).
Приказом Минстроя РД от ДД.ММ.ГГГГ №-Пр-81 из реестра граждан - получателей бюджетных субсидий на оплату части процентов по ипотечном жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения, утвержденного приказом Минстроя РД от ДД.ММ.ГГГГ6 г. №, исключены учителя общеобразовательных организаций, получивших социальные выплаты на оплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу), среди которых значится ФИО1 (приложение №).
Об исключении из реестра граждан-получателей бюджетных субсидий на оплату части процентов по ипотечном жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения, до ФИО1 было доведено досудебной претензией от ДД.ММ.ГГГГ №.1-8713/23 с требованием вернуть в республиканский бюджет Республики Дагестан необоснованно полученную бюджетную субсидию в размере 450 177 рублей.
На досудебную претензию ответ от ФИО1 на сегодняшний день в Минстроя РД не поступил.
Согласно ст.196 ГК РФ Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Статья 200 ГК РФ гласит, что, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Минстрою РД о необоснованном получении ФИО1 бюджетной субсидии в размере 450 177 рублей стало известно лишь ДД.ММ.ГГГГ, из разъяснения (толкования) содержащееся в письме Министерства юстиции Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №.1-3429/23.
На основании изложенного просит взыскать с ФИО1 в пользу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан денежную сумму неосновательного обогащения в размере 450 177 рублей, а также проценты за пользование чужими денежными средствами с расчетом по день фактического исполнения обязательств.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО5 поддержал свои исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
Ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан к ней о взыскании денежной суммы неосновательного обогащения в размере 450 177 рублей, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с расчетом по день фактического исполнения обязательства, признала и не возражала их удовлетворению.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (ч.2 ст.1102 ГК РФ).
По смыслу указанной нормы, обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факта приобретения или сбережения имущества, приобретение или сбережение имущества за счет другого лица и отсутствие правовых оснований неосновательного обогащения, а именно: приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица не основано ни на законе, ни на сделке.
Исходя из характера отношений, возникших между сторонами спора, бремя доказывания распределяется таким образом, что истец должен доказать обстоятельства передачи ответчику денежных средств, а ответчик, в свою очередь, должен доказать, что приобрел денежные средства основательно.
При этом исходя из положений ст.10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подала заявление о предоставлении бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам и в книге регистраций заявлений граждан значится под №.
Согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в <адрес>»», утверждена подпрограмма «Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан», направленная на оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
В рамках данной подпрограммы утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам.
Субсидии из республиканского бюджета Республики Дагестан на оплату гражданам части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения на территории республики выплачиваются Минстроем РД.
Бюджетная субсидия предоставляется гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению отдельных категорий граждан, и используется только на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.
Из материалов дела следует, что в декабре 2022 года, по поручению начальника Управления делами Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан была проведена комиссионная проверка в отделе бюджетного планирования Управления делами.
По результатам проверки выявлены многочисленные факты нарушения закона при формировании списка граждан - получателей бюджетных субсидий для компенсации расходов по оплате части процентов по ипотечным жилищным кредитам. В частности, в список незаконно включены граждане, ранее получившие социальную выплату на оплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту, предусмотренную Положением о порядке и условиях предоставления учителям общеобразовательных организаций социальных выплат при ипотечном жилищном кредитовании (заимствовании) в рамках реализации подпрограммы «Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан» государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в <адрес>», утверждённой постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №.
В связи с выявлением комиссионной проверкой вышеуказанных нарушений, приказом Минстроя РД от ДД.ММ.ГГГГ № с/п назначена комплексная проверка служебной деятельности отдела бюджетного планирования и социальной политики Управления Делами за 2022 год (приложение №).
При проведении комплексной проверки Минстрой РД от ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Правительство Республики Дагестан за официальными разъяснениями Положения № и Положения №, по вопросу правомерности выплаты субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения гражданам (учителям общеобразовательных организаций), уже получившим социальную выплату на оплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу) (приложение №), которое было поручено Министерству юстиции Республики Дагестан.
Из ответа Министерства юстиции Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ за №.1-3429/23, учителя общеобразовательных организаций имеют право на получение социальных выплат по одному основанию. В случае, если ранее они не получали указанную выплату по основанию, содержащемуся в пункте 8 Положения №, то нормы п.24 Положения № позволяют указанной граждан получить социальную поддержку по Положению № (приложение №).
В данном письме, в соответствии с абз.2 ст.85 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, изложено официальное разъяснение (толкование) применения Положения № и Положения №, по вопросу правомерности выплаты субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на плату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения гражданам (учителям общеобразовательных организаций), уже получившим социальную выплату на оплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу).
Из материалов дела следует, что ФИО1 получила социальную выплату в размере 490 600 рублей, предусмотренную Положением №.
Согласно заявке на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ №и, ФИО1 получила сумму 450 177 рублей.
При этом судом установлено, что указанную социальную поддержку из республиканского бюджета ею получена во второй раз.
В соответствии с п.8 Положения №, при наличии у гражданина права на получение за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан социальной поддержки при ипотечном жилищном кредитовании (заимствовании) по настоящему Положению и иному нормативному правовому акту Республики Дагестан социальная поддержка предоставляется по одному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Из приказа Минстроя РД от ДД.ММ.ГГГГ №-Пр-81 следует, что из реестра граждан-получателей бюджетных субсидий на оплату части процентов по ипотечном жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения, утвержденного приказом Минстроя РД от ДД.ММ.ГГГГ6 г. №, исключены учителя общеобразовательных организаций, получивших социальные выплаты на оплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу), среди которых значится ФИО1 (приложение №).
ДД.ММ.ГГГГ ответчику была направлена досудебная претензия о возврате в бюджет Республики Дагестан необоснованно полученные бюджетные субсидии в размере 450 177 рублей.
Однако, данная досудебная претензия до настоящего времени не исполнена.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что ответчиком ФИО1 денежные средства в сумме 450 177 рублей получены неосновательно, поскольку факт необоснованного получения ответчиком денежных средств нашел свое подтверждение при рассмотрении дела. Вопрос конечного распоряжения денежными средствами (кем и каким способом они были использованы) правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.
На досудебную претензию ответ от ФИО1 на сегодняшний день в Минстроя РД не поступил.
Истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами с расчетом по день фактического исполнения обязательства.
Согласно п.1 ст.395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Поскольку ответчик допустил неосновательное сбережение денежных средств, требование истца о взыскании процентов в соответствии со ст.395 ГК РФ заявлено обосновано.
При этом суда полагает, что проценты за пользование чужими денежными средствами, необходимо взыскивать начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического исполнения обязательства.
При наличии вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан к ФИО1 о взыскании денежной суммы неосновательного обогащения в размере 450 177 рублей, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с расчетом по день фактического исполнения обязательства.
Более того, в соответствии со ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить и уменьшить размер исковых требований, либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны, могут окончить дело мировым соглашением.
В ходе судебного разбирательства ответчиком заявленные требования Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан признаны в полном объеме.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку считает, что оно не противоречит закону, правам и интересам других лиц.
В соответствии со ст.198 ГПК РФ и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № «О судебном решении» в случае признание иска ответчиком мотивировочной части решения суда может быть указано лишь о признание иска ответчиком и принятия его судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан к ФИО1 о взыскании денежной суммы неосновательного обогащения в размере 450 177 рублей, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с расчетом по день фактического исполнения обязательства, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в пользу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан денежную сумму неосновательного обогащения в размере 450 177 (четыреста пятьдесят тысяч сто семьдесят семь) рублей.
Взыскать с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в пользу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан проценты за пользование чужими денежными средствами, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического исполнения обязательства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД, через Хивский районный суд РД, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Якубов Я.А.