Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-380/2024 ~ М-196/2024 от 15.03.2024

№2-380/2024

УИД 11RS0016-01-2024-000425-60

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Долгих Е.А.,

при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,

рассмотрев в с. Выльгорт «27» августа 2024 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района Республики Коми, действующего в интересах Ширяева С. Н., к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании права на расселение из аварийного дома в рамках программы переселения,

установил:

Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми, действуя в интересах Ширяева С.Н., обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании за Ширяевым С.Н., зарегистрированным в <адрес>, площадью 39,5 кв.м., права на расселение из аварийного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в рамках республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 №160. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой по обращению Ширяева С.Н. проведена проверка, в ходе которой установлено, что Ширяев С.Н. с 19.04.1994 зарегистрирован в двухкомнатной квартире, площадью 39,5 кв.м., по адресу: <адрес>. Многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу и включен в действующую Республиканскую программу переселения. 18.05.2023 Ширяеву С.Н. от администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми поступило уведомление в котором разъяснено, что в связи с отсутствием документов, подтверждающих право пользования жилым помещением по указанному адресу (договора социального найма или ордера на жилое помещение), ему будет отказано в переселении из аварийного дома. Ссылаясь на то, что отсутствие документов, свидетельствующих о возникновении права пользования спорным помещением, препятствует реализации мероприятий республиканской программы, а также на то, что факт вселения и регистрации истца в спорной квартире органом местного самоуправления не оспаривается, прокурор обратился в суд.

На основании определений суда от 15.05.2024 и 06.08.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми и ГБУ РК «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки».

Прокурор Нестерова А.С. в судебном заседании уточнила заявленные требования, просила признать за Ширяевым С.Н., зарегистрированным в <адрес>, площадью 42,6 кв.м., права на расселение из аварийного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в рамках республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 №160. Указала, что площадь занимаемого Ширяевым С.Н. жилого помещения определена при проведении обследования совместно с заместителем начальника управления архитектуры и капитального строительства, заместителем начальника отдела имущественных и арендных отношений администрации муниципального района «Сыктывдинский», представителя администрации сельского поселения «Нювчим» и Ширяева С.Н.

Истец Ширяев С.Н., надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Ответчик администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направила, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, оставив разрешение спора на усмотрение суда.

Третьи лица администрация сельского поселения «Нювчим», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми и ГБУ РК «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки», надлежащим образом извещенные о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Ширяев С.Н. с 12.04.1994 зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Многоквартирный жилой дом по указанному адресу, 1984 года постройки, ранее принадлежал ОАО «Сысолалес», деятельность которого прекращена в связи с ликвидацией предприятия 13.10.2003.

Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> предоставлялось матери истца – Ширяевой Е.А. в связи с трудоустройством в ОАО «Сысолалес».

В настоящее время указанное жилое помещение в муниципальной собственности и в собственности граждан не находится, является бесхозяйным имуществом.

В ходе рассмотрения дела установлено, что квартира, в которой зарегистрирован Ширяев С.Н., имеет площадь 42,6 кв. м.

Постановлением администрации сельского поселения «Нювчим» от 27.12.2016 №12/115 данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Правительства Республики Коми №160 от 31.03.2019 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах».

Жилой <адрес> включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах».

В соответствии с указанной программой планируемая дата переселения – 30.09.2024, планируемая дата сноса дома – 31.12.2025.

18.05.2023 Ширяеву С.Н. от администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми поступило уведомление о том, что в связи с отсутствием документов, подтверждающих право пользования жилым помещением (договора социального найма или ордера), ему будет отказано в переселении из аварийного дома.

При этом у Ширяева С.Н. данные документы отсутствуют.

В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось, что жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено матери истца в связи с трудоустройством в ОАО «Сыссолалес», а истец вселен в него в качестве члена семьи. Документы, подтверждающие предоставление спорного жилого помещения, на день рассмотрения спора отсутствуют.

Обращаясь в суд с рассматриваемым иском, прокурор указывает, что отсутствие документов, подтверждающих право пользования Ширяевым С.Н. спорным жилым помещением, не свидетельствует об отсутствии у него права на участие в программе переселения.

Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определение государственных гарантий его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ, во взаимосвязи с п. 5 ч. 1 названной статьи, полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством на территориях сельских поселений реализуют органы местного самоуправления района.

Закон Республики Коми от 09.12.2014 №148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в республике Коми», ранее предусматривавший отнесение данного полномочия к вопросам сельских поселений, с 01.01.2020 признан утратившим силу, в связи с принятием Закона Республики Коми от 27.09.2019 №54-РЗ.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (далее - Федеральный закон № 189-ФЗ) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Согласно ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей до 01.03.2005, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

Положениями частей 1 и 2 статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР, в редакции, действующей до 01.03.2005, установлено, что наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами данной статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

Из материалов дела следует, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> ранее принадлежал ОАО «Сысолалес».

Из представленной суду архивной справки следует, что мать истца – Ширяева Е.А. была трудоустроена в ОАО «Сысолалес» с 04.07.1951 по 26.10.1990.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что спорное жилое помещение предоставлялось семье истца в пользование в связи с трудоустройством его матери в ОАО «Сысолалес».

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Из материалов дела следует, что Ширяев С.Н. в силу закона являлся членом семьи своей матери Ширяевой Е.А., проживавшей по адресу: <адрес>, вселен в жилое помещение на законных основаниях, соответственно, приобрел право пользования данным жилым помещением.

Данные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспаривались.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона №189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

На основании ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим кодексом.

В силу ч. 1 ст. 63 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма принятое с соблюдением требований этого же кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса).

Часть 1 ст. 60 и пункт 1 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ возлагают на наймодателя обязанность передать жилое помещение по договору социального найма.

Следовательно, правоотношения по социальному найму жилого помещения подлежат юридическому оформлению путем заключения между сторонами таких правоотношений - наймодателем и нанимателем – договора социального найма в письменной форме.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 Жилищного кодекса РФ и части 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного части 1 статьи 70 Жилищного кодекса РФ и порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.

В настоящее время жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в муниципальной собственности администрации района либо в частной собственности не находится, по существу является бесхозяйным.

Разрешая по существу заявленные требования, суд приходит к выводу, что со стороны Ширяева С.Н. не установлено самоуправное занятие спорного жилого помещения, а сам по себе факт отсутствия документа, послужившего основанием для вселения в него истца и его матери, с учетом установленных обстоятельств дела, указывающих на непрерывное проживание в спорной квартире с ведома уполномоченного представителя наймодателя, не принимавшего мер к их выселению, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, учитывая, что Ширяев С.Н. вселен в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на законных основаниях, его право пользования жилым помещением является производным от права Ширяевой Е.А., факт его вселения в жилое помещение в установленном законом порядке и проживание в нем на законных основаниях на протяжении длительного периода времени установлен и ответчиком не оспорен, Ширяев С.Н. имеет регистрацию по указанному адресу, суд приходит к выводу о том, что фактически между сторонами возникли правоотношения, вытекающие из договора социального найма, в связи с чем, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», во взаимосвязи с п. 5 ч. 1 названной статьи, полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством на территории сельских поселений реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Расселение граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными, осуществляется в соответствии с положениями ст. 89 Жилищного кодекса РФ.

Так, согласно ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат.

Согласно ч. 3 ст. 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

В соответствии с положениями ст. 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Таким образом, действующее жилищное законодательство определяет механизм обеспечения прав лиц, проживающих в аварийных жилых помещениях по договору социального найма путем предоставления другого равноценного жилого помещения на условиях социального найма. При этом предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер.

Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, а также то, что у Ширяева С.Н. возникло право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях социального найма, суд приходит к выводу о наличии у истца права на предоставление ему жилого помещения в порядке ст. 89 Жилищного кодекса РФ, в связи с признанием спорного дома аварийным и подлежащим сносу.

При этом учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлена фактическая общая площадь жилого помещения, которая составляет 42,6 кв. м. (жилая – 32,3 кв.м.), что подтверждается актом обследования от 13.08.2024, суд приходит к выводу о возникновении у истца права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, именно указанной площади.

Таким образом, за Ширяевым С.Н. необходимо признать право на расселение из спорного жилого дома в рамках реализации республиканской адресной программы переселения, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми №160 от 31.03.2019.

При этом отсутствие документов, подтверждающих предоставление истцу в пользование спорного жилого помещения при установленных обстоятельствах, по убеждению суда, не может ограничивать право на переселение из аварийного жилищного фонда.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Сыктывдинского района удовлетворить.

Признать за Ширяевым С. Н. (<данные изъяты>), зарегистрированным в <адрес>, площадью 42,6 кв.м., право на расселение из аварийного дома по адресу: <адрес>, в рамках республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 №160.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03.09.2024.

Судья Е.А. Долгих

2-380/2024 ~ М-196/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ширяев Сергей Николаевич
Прокуратура Сыктывдинского района
Ответчики
Администрация МР "Сыктывдинский" Республики Коми
Другие
Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства по РК
АСП "Нювчим"
ГБУ РК "РУТИКО"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Долгих Елена Алексеевна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
15.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2024Передача материалов судье
18.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2024Судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
04.07.2024Судебное заседание
15.07.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
06.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Судебное заседание
03.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее