Дело № 12-43/2024
УИД 52RS0005-01-2023-009139-38
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
09 января 2024 года г. Ижевск УР
Судья Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики Городилова Д.Д., рассмотрев жалобу представителя ООО «АСПЭК-Интерстрой» - Дронь Ольги Владимировны, на постановление начальника отдела надзора по охране труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области Трубашнова Александра Валерьевича от <дата> года № <номер> о привлечении ООО «АСПЭК-Интерстрой» (ИНН 1835071780) к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением начальника отдела надзора по охране труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области Трубашнова Александра Валерьевича от <дата> года № <номер> ООО «АСПЭК-Интерстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 130 000 руб.
Представителем ООО «АСПЭК-Интерстрой» - Дронь О.В. подана жалоба, в которой заявитель просит отменить обжалуемое постановление, в связи с малозначительностью и назначить наказание в виде предупреждения.
В судебное заседание представитель заявителя ООО «АСПЭК-Интерстрой», который о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, не явился, о причинах неявки не сообщил. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя заявителя в порядке ст. 25.1 КоАП РФ.
Изучив жалобу ООО «АСПЭК-Интерстрой», будучи не связанной с ее доводами, проверив материалы дела в полном объеме, судья приходит к следующему.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ наступает за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Указанное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 № 45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, выражается в бездействии, в частности в необеспечении работников (независимо от их количества) согласно установленным нормам средствами индивидуальной защиты, отнесенными соответствующим техническим регламентом о безопасности средств индивидуальной защиты к 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, а также невыполнении обязанности по хранению таких средств, их стирке, химической чистке, сушке, ремонту и своевременной замене (примечание к статье 5.27.1 КоАП РФ, часть третья статьи 221 ТК РФ).
Административное правонарушение, предусмотренное названной нормой, является длящимся.
В соответствии с п. 33 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.07.2007 N 477, машинист автогрейдера; машинист бульдозера; машинист катка самоходного с гладкими вальцами; машинист крана автомобильного; машинист крана (крановщик); машинист экскаватора одноковшового; машинист экскаватора роторного; водитель автомобиля; водитель погрузчика; тракторист подлежит обеспечению следующими средствами индивидуальной защиты:
- комбинезон хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий;
- ботинки кожаные или сапоги резиновые
- рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием
- наушники противошумные (с креплением на каску) или вкладыши противошумные
- жилет сигнальный 2 класса защиты
На наружных работах зимой дополнительно:
- куртка на утепляющей прокладке
- брюки на утепляющей прокладке или костюм для защиты от пониженных температур из смешанной или шерстяной ткани
- валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском
- перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами
- жилет сигнальный 2 класса защиты.
Как следует из представленных материалов и установлено должностным лицом, ООО «АСПЭК-Интерстрой», будучи работодателем, не выдало работнику Усачеву С.Г., трудоустроенному в должности водителя-машиниста автокрана жилет сигнальный 2 класса защиты, наушники противошумные (с креплением на каску) или вкладыши противошумные, в соответствии с п. 33 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Факт совершения ООО «АСПЭК-Интерстрой» административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, при изложенных обстоятельствах зафиксирован в постановлении по делу об административном правонарушении от <дата> года № <номер>, вынесенном начальником отдела надзора по охране труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области Трубашновым А.В. и соответствующем требованиям ст. 29.10 КоАП РФ; протоколе об административном правонарушении от 05.09.2023 года №05/487/2023/248, составленном начальником отдела надзора по охране труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области Трубашновым А.В., отвечающем требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, а также имеющихся материалах дела, заключением государственного инспектора труда по несчастному случаю со смертельным исходом от 28.08.2023 года.
Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих недопустимость имеющихся в деле доказательств, судьей не установлено.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «АСПЭК-Интерстрой», имея возможность для соблюдения норм трудового законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, а потому обоснованно подвергнуто административному наказанию за совершение вышеописанного деяния.
Таким образом, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и виновность ООО «АСПЭК-Интерстрой» подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают. Собранные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми и в совокупности достаточными для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Доказательства оценены должностным лицом всесторонне, полно, объективно в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При квалификации деяния ООО «АСПЭК-Интерстрой» должностное лицо дало правильную юридическую оценку содеянному.
Из представленных материалов не усматривается наличие противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица о доказанности вины ООО «АСПЭК-Интерстрой» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, тем более, что по существу жалобы событие административного правонарушения не отрицается.
Оснований для признания административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, малозначительным не имеется, поскольку совершенное административное правонарушение связано с посягательством на трудовые права работника в сфере охраны труда, в том числе с нарушением работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
Государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в части порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, направлены на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а, следовательно, на охрану жизни и здоровья работников, что относится к конституционно защищаемым государством ценностям.
Административное правонарушение, в основе которого лежит нарушение конституционно защищаемых ценностей, не может быть признано малозначительным правонарушением.
Вместе с тем, согласно ч.ч.3, 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельства, совершение административного правонарушения впервые, принимаемых ООО «АСПЭК-Интерстрой» мер для устранения допущенных нарушений, суд полагает, что назначенное наказание в виде административного штрафа в соответствие с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ может быть снижено до 65 000 рублей, что в полной мере обеспечит его цель.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника отдела надзора по охране труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области Трубашнова Александра Валерьевича от <дата> года № <номер> о привлечении ООО «АСПЭК-Интерстрой» к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ изменить в части назначенного административного наказания, определив административное наказание ООО «АСПЭК-Интерстрой» в виде административного штрафа в размере 65 000 руб.
Жалобу представителя юридического лица – ООО «АСПЭК-Интерстрой» - Дронь Ольги Владимировны удовлетворить частично
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Судья: Д.Д. Городилова