Дело № 2-3714/2023
59RS0007-01-2023-001342-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 02 октября 2023 года
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чураковой О.А.,
при секретаре Бусыгиной Е.Н.,
с участием представителя истца ФИО3,
прокурора Раева Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Перми к ФИО1 о взыскании размера возмещения, признании утратившим право пользования,
встречному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Перми обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании размера возмещения в размере ДД.ММ.ГГГГ рублей за однокомнатную квартиру площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м. по адресу <адрес>, а так же за долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № Прекращении права собственности за ответчиком, признании утратившим право пользования квартирой, выселении из квартиры ответчика, по адресу: <адрес>
Требования мотивированы тем, что указанная квартира принадлежит на праве собственности ФИО1, также собственнику жилого помещения принадлежат доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № начальником управления жилищных отношений администрации города Перми издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № № о признании многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, собственникам жилых помещений предписано освободить занимаемые жилые помещения и снести дом в течение 1 месяца с даты получения уведомления. Учитывая, что указанные действия собственниками не совершены, изданы: распоряжение заместителя главы администрации <адрес> – начальника департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № об изъятии земельного участка с кадастровым номером для муниципальных нужд №, по <адрес>, в <адрес>; распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым предусмотрено изъятие для муниципальных нужд однокомнатной <адрес> площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м. Согласно отчету ООО «Оценка-Консалтинг» № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость изымаемого недвижимого имущества составила ДД.ММ.ГГГГ рублей, а также компенсация за непроизведённый капительный ремонт ДД.ММ.ГГГГ рублей.
ФИО5 обратилась в суд со встречным исковым заявлением к Администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить в собственность взамен аварийного жилого помещения – однокомнатной квартиры площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м. по адресу <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение общей площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в г. Перми.
Представитель истца в судебное заседание не явился, ранее первоначальные исковые требования поддержал, в удовлетворении встречных исковых требований просил отказать.
Представитель ответчика в судебном заседании просил встречные исковые требования удовлетворить, первоначальные требования оставить без удовлетворения.
Третье лицо ПАО Сбербанк в судебное заседание не явилось, направило отзыв на иск, который приобщен к материалам дела.
Третьи лица Управление Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю, ООО «Зетта страхование» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, заявлений, ходатайств не поступало.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения стороны, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить встречные требования, суд, приходит к следующим выводам.
Согласно положениям ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с п. 49 названного Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз. 7 п. 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем возмещения за изымаемое жилое помещение.
Из разъяснений, изложенных в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, следует, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Как следует из материалов дела, ответчик ФИО1 является собственником жилого помещения - однокомнатной квартиры, площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ПАО Сбербанк заключен кредитный договор (ипотека) № на срок до ДД.ММ.ГГГГ под залог квартиры: расположенной по адресу: <адрес>
Согласно справке из отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Заключением строительно-технической экспертизой обследования строительных конструкций жилого <адрес> в <адрес>, выполненной ООО «Норматив» № № от ДД.ММ.ГГГГ установлено что здание не пригодно к дальнейшей эксплуатации ввиду аварийного состояния строительных конструкций и несоответствия гигиеническим и противопожарным требованиям.
На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Начальником управления жилищных отношений издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-11-01-04-46 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», которым <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам жилых помещений предписано освободить занимаемые жилые помещения и снести дом в течение 6 месяцев с даты получения уведомления.
Указанные действия собственниками не произведены, в связи с чем изданы: распоряжение заместителя главы администрации <адрес> – начальника департамента земельный отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд», которым предусмотрено изъятие для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым номером № по <адрес>; распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии жилых помещений по <адрес>», которым предусмотрено изъятие для муниципальных нужд однокомнатной <адрес> площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика Управлением жилищных отношений администрации <адрес> направлено уведомление № с предложением о заключении договора об изъятии жилого помещения, с проектом договора об изъятии.
Однако указанное соглашение ответчиком заключено не было.
Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, включен в Региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Согласно отчета об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной ООО «Оценка-Консалтинг», рыночная стоимость однокомнатной квартиры площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м, с учетом доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок по адресу: <адрес>, составляет ДД.ММ.ГГГГ рублей, а также компенсация за непроизведенный капительный ремонт жилого дома в размере ДД.ММ.ГГГГ рублей.
Согласно ценовой справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной ООО «Оценка-Консалтинг», рыночная стоимость однокомнатной квартиры площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м, с учетом доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок по адресу: <адрес>, составляет ДД.ММ.ГГГГ рублей, а также компенсация за непроизведенный капительный ремонт жилого дома в размере ДД.ММ.ГГГГ рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г. Перми и ФИО1 заключено соглашение о намерениях предоставления жилого помещения ответчику в строящемся доме по адресу: <адрес>
Согласно п. 6 указанного соглашения стороны договорились о приобретении (строительстве) для ответчика жилого помещения равнозначного по площади ранее занимаемому в аварийном доме жилому помещению с освобождением от доплаты разницы стоимости жилых помещений в пределах допустимого превышения площади либо равнозначного по площади ранее занимаемому в аварийном доме жилому помещению с доплатой разницы в стоимости жилых помещений либо меньшей площадью, но равноценного по стоимости размеру возмещения за изымаемое жилое помещение в аварийном доме.
Муниципальное образование <адрес> обязуется в течение ДД.ММ.ГГГГ месяцев даты заключения с муниципального контракта на приобретение (строительство) жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда заключить с ответчиком предварительный договор мены жилых помещений и в дальнейшем договор мены жилых помещений на условиях, установленных Гражданским кодексом РФ и Постановлением <адрес> №-п. (п. 7 соглашения).
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Однако, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Аналогичные разъяснения содержатся в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.).
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В соответствии с 6.2. Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 227-п, переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется следующими способами: в т.ч. в связи с предоставлением жилых помещений путем заключения договоров мены взамен изымаемых жилых помещений; п. 6.4. по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, Программой, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 227-П «Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на 2019-2024 годы" предусмотрено предоставление собственникам жилых помещений в аварийных многоквартирных домах жилых помещений на основании договоров мены, соответственно у собственника жилого помещения имеется право выбора способа возмещения ему стоимости изымаемого жилого помещения, в том числе, получение взамен изъятого иного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, встречные требования ФИО1 о предоставлении ей в собственность благоустроенного жилого помещения в границах <адрес> в виде квартиры общей площадью не менее ДД.ММ.ГГГГ кв.м. взамен квартиры общей площадью ДД.ММ.ГГГГ кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь приведенными нормами права, установив, что жилое помещение, в котором проживает ответчик, признано непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу, принято решение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд; ответчиком избран способ обеспечения жилищных прав путем предоставления ему в собственность взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения - приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения встречного иска.
В соответствии со ст.32 ЖК РФ обоснованными являются требования истца в части прекращения права собственности ответчика на жилое помещение и на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок. При этом суд учитывает требования пп. «л» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», которым разъяснено, что резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение.
Таким образом, следует прекратить право собственности ФИО1 на однокомнатную квартиру площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м., по адресу: <адрес> а также на долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № по <адрес>, в <адрес>, одновременно признав право собственности на указанную квартиру за Муниципальным образованием «<адрес>».
Частью 1 ст. 35 Жилищного кодекса РФ установлено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Жилищным Кодексом РФ, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Согласно ч. 2 ст. 292 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
На основании изложенного, подлежат удовлетворению требования истца о признании ответчика утратившим права пользования помещением, снятии с регистрационного учета и выселении ответчика, после предоставления ФИО1 жилого помещения взамен признанного аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 345 ГК РФ независимо от согласия на это залогодателя или залогодержателя считаются находящимися в залоге имущество, предоставленное залогодателю взамен предмета залога в случае его изъятия (выкупа) для государственных или муниципальных нужд, реквизиции или национализации по основаниям и в порядке, которые установлены законом, а также право требовать предоставления имущества взамен предмета залога по указанным основаниям.
На основании п. 5 ст. 345 ГК РФ в случаях, указанных в пункте 2 настоящей статьи, имущество, которое заменяет предмет залога, в том числе право (требование), считается находящимся в залоге вместо прежнего предмета залога с момента возникновения на него прав залогодателя или с момента возникновения права, за исключением случаев, если в соответствии с законом возникновение, переход и обременение прав требуют государственной регистрации.
С учетом указанных правовых норм ПАО Сбербанк, как залогодержатель квартиры по договору от ДД.ММ.ГГГГ, взамен которой ФИО1 будет предоставлено иное жилое помещение в связи с изъятием первоначальной квартиры для муниципальных нужд после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, банк приобретает право требовать предоставления данного имущества взамен предмета залога по указанным основаниям.
Руководствуясь ст. 194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Муниципального образования «<адрес>» в лице администрации <адрес> - удовлетворить частично.
Встречные исковые требования ФИО1 – удовлетворить.
Обязать Муниципальное образование "город Пермь" в лице администрации г. Перми предоставить ФИО1 в собственность благоустроенное жилое помещение в границах г. Перми в виде квартиры общей площадью не менее ДД.ММ.ГГГГ кв.м. взамен квартиры общей площадью ДД.ММ.ГГГГ кв. м, расположенной по адресу: <адрес>
После предоставления ФИО1 жилого помещения взамен признанного аварийным и подлежащим сносу: признать ФИО1 утратившей право пользования квартирой по адресу: <адрес> и выселить из нее; прекратить право собственности ФИО1 на квартиру общей площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, а также долю в праве долевой собственности на земельный участок по адресу: <адрес> и признать право собственности за Муниципальным образованием "город Пермь".
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А. Чуракова
Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2023 года.