№ 2-471/2023
24RS0056-01-2022-004200-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2023 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Дидур Н.Н.,
при секретаре Чернышеве Г.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой <данные изъяты> к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» Минтруда России о признании незаконным решения об отказе в установлении группы инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
Смирнова Е.С. обратилась в суд с исковым заявлением к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» о признании незаконными решения Бюро № 7 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» с 11.11.2021 по 16.11.2021 года (акт освидетельствования № 2024.7.24/2021). Свои требования мотивировала тем, что имеет ряд тяжелых заболеваний, с 27.08.2021 по 01.12.2021 истец находилась на обследовании и лечении в стационаре ТБ-1 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России, в результате были выявлены новые тяжкие заболевания. 10.11.2019 года Смирнова Е.С. по просьбе врача подписала протокол ВПК ТБ №1 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России, не ознакомившись с ним в полной мере. В последствии 16.11.2021 года Бюро № 7 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» были представлены документы ТБ№1 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России в отношении Смирновой Е.С. и проведена заочная медико-социальная экспертиза, по результатам которой принято решение: инвалидность Смирновой Е.С. не устанавливать. В числе представленных Бюро № 7 документов, был протокол ВПК ТБ №1 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России, который, по мнению истца, является ничтожным, потому как в нем не содержатся сведения о членах комиссии ВПК от 10.11.2021 года, непонятно кем данный протокол подписан, также в нем указаны заболевания, которые не соответствуют имеющимся у истца тяжелым заболеваниям. Истец полагает, что на основании указанного документа должностные лица Бюро № 7 не имели права разрешать вопрос об установлении ей инвалидности. Просила признать незаконными действия должностных лиц Бюро № 7 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» об отказе у становлении ей инвалидности, признать незаконным решение Бюро № 7 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» об отказе в установлении истцу инвалидности, обязать ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» изучить представленные медицинские документы и установить истцу инвалидность.
В судебном заседании Смирнова Е.С., участвовавшая посредством ВКС-связи, заявленные требования поддержала. Настаивала, что действия ответчика по разрешению вопроса о наличии либо отсутствии у нее инвалидности на основании протокола от 10.11.2021 года носят незаконный характер, т.к. данный протокол оформлен с существенными нарушениями действующего законодательства.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» Минтруда России Туренко Ж.В. (по доверенности от 31.01.2023 года) против иска возражала.
Ответчиком представлены в материалы дела письменный отзыв с возражениями относительно заявленных требований.
Исследовав представленные суду доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.
Согласно п. 1, ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты возложено на учреждения медико-социальной экспертизы.
В соответствии со ст. 7, 8 Закона проведение медико-социальной экспертизы, т.е. определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке и возложено на учреждения медико-социальной экспертизы.
Согласно п.2,3 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95 (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений), признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В силу п.5,6 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В соответствии с п. 7 Правил в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».
В соответствии п. 16 Правил организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно (пункт 19 Правил).
П242D2CD45050966059A557EDD101D2D10FCED3C4ACA0612E98E136426F32C00mBa6I" \h 242D2CD45050966059A557EDD101D2D10FCED3C4ACA0612E98E136426F32C00mBa6I" \h орядок242D2CD45050966059A557EDD101D2D10FCED3C4ACA0612E98E136426F32C00mBa6I" \h орядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, установлен Приказом Минюста России от 02.10.2015 № 233 «Об утверждении порядка и сроков направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы».
Положениями данного Порядка предусмотрено, что Осужденный направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией уголовно-исполнительной системы либо органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (п. 3).
Медицинская организация уголовно-исполнительной системы направляет осужденного на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое расстройство функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 4).
В случае, если медицинская организация уголовно-исполнительной системы отказала осужденному в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой осужденный (его законный представитель) имеет право обратиться в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы самостоятельно (через администрацию исправительного учреждения) (п. 5).
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 16.10.2020 № 1697 утвержден временный порядок признания лица инвалидом, согласно которому освидетельствование в учреждениях проводится без личного участия граждан – заочно.
При проведении медико-социальной экспертизы для определения группы инвалидности специалисты медико-социальной экспертизы руководствуются, помимо приведенных Правил, Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными Приказом Минтруда России 27.08.2019 № 585н, а также Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным Приказом Минтруда России от 30.12.2020 № 978н.
Так, в силу п.п. 1,2 Приказа Минтруда России 27.08.2019 № 585н, классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).
Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка (п. 9 Приказа Минтруда России 27.08.2019 № 585н).
В соответствии с п.п. 10-14 Приказа Минтруда России 27.08.2019 № 585н, критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием для установления инвалидности, предусмотренным пунктом 9 настоящих классификаций и критериев.
Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
В судебном заседании из материалов дела, установлено следующее.
10.11.2021 года Филиалом «Туберкулезная больница № 1 «ФКУЗ МСЧ № 24 ФСИН России в проведено освидетельствование истца Смирновой Е.С., отбывающей наказание по приговору суда в ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
По результатам медицинского обследования врачебной подкомиссией Филиала «Туберкулезная больница № 1 «ФКУЗ МСЧ № 24 ФСИН России был составлен протокол № 962 от 10.11.2021 года, в соответствии с которым Смирновой Е.С. установлен диагноз: <данные изъяты>
Медицинских показаний для представления на МСЭ нет.
11.11.2021 года в бюро № 7 поступило указанное заключение врачебной подкомиссии. Также, была предоставлена выписка Филиала «Туберкулезная больница № 1 «ФКУЗ МСЧ № 24 ФСИН России от 27.08.2021 года.
16.11.2021 гола специалистами Бюро № 7 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» в отношении Смирновой Е.С. проведена заочная медико-социальная экспертиза. На основании анализа представленных медико-экспертных документов у истца выявлено нарушение здоровья человека с 1 степенью выраженности стойких нарушений нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, обусловленное заболеванием, не приводящее к ограничению категорий жизнедеятельности человека, не нуждающегося в социальной защите, группа инвалидности не установлена.
Экспертное решение вынесено специалистами бюро № 7 на основании действующих на момент проведения медико-социального исследования Смирновой Е.С. нормативно - правовых актов по МСЭ: постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», Приказа Минтруда России от 27.08.2019 № 585н «О классификациях и критериях, используемых осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
По результатам МСЭ Истцу выдана справка № 31.7.24/2021 от 16.11.2021.
При проведении МСЭ специалистами бюро № 7 велся протокол проведения МСЭ, составлен акт МСЭ, которые подписаны специалистами, принимавшими решение, а также заверены печатью бюро № 7.
Для проверки доводов истца и обоснованности, вынесенного заключения ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России судом по делу назначена судебная медико-социальная экспертиза.
Заключением очной судебной медико-социальной экспертизы, проведенной ФКУ «ГБ МСЭ по Иркутской области» Минтруда России от 30.09.2022 года, сделан вывод, что на момент освидетельствования 11.11.2021-16.11.2021 года Смирновой Е.С. в Бюро МСЭ № 7 ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России 11.06.2021 года, у истца «выявлено нарушение здоровья с первой степенью выраженности» - стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических функций, обусловленные имеющимися заболеваниями. Количественная оценка степени нарушения функции человека в процентном выражении составила 10% - в соответствии с разделом II, п. 5.1 Приложения к «Классификациям и критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденным Приказом Минтруда России от 27.08.2019 года № 585-н.
Установленные стойкие незначительные нарушения функций организма не приводят к ограничению ни в одной из категорий жизнедеятельности человека.
На даты 11.11.2021-16.11.2021 года освидетельствования (проведения медико-социальной экспертизы) в Бюро МСЭ № 7 ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России Смирновой Е.С., оснований для установления инвалидности не имелось.
Указанное заключение проведено компетентными специалистами, предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы мотивированы, и обоснованность указанного заключения сомнений у суда не вызывает. Допустимых доказательств, опровергающих выводы указанной экспертизы, стороной истца не представлено и в ходе судебного разбирательства не добыто.
При таком положении, правовых оснований для признания незаконным решений медико-социальной экспертизы Бюро № 7 от 16.11.2021 у суда не имеется.
Доводы истца об имеющихся нарушениях при составлении протокола врачебной подкомиссии от 10.11.2021 года не влияют на данный вывод суда, поскольку форма протокола соблюдена, а имеющиеся в нем сведения проверены экспертным составом соответствующей квалификации при проведении судебной медико-социальной экспертизы, в связи с чем у суда отсутствуют основания сомневаться в допустимости данного доказательства.
Поскольку судом установлено, что оснований для признания незаконным решения медико-социальной экспертизы не имеется, требования истца требования истца о возложении обязанности на ответчика установить ей инвалидность также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Смирновой Е.С. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Отказать Смирновой <данные изъяты> в удовлетворении иска к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» Минтруда России о признании незаконным решения об отказе в установлении группы инвалидности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г.Красноярска в течение месяца с момента изготовления его мотивированной части.
Председательствующий Н.Н. Дидур
Мотивированная часть решения изготовлена 06.07.2023 года