Дело №5-398/2020
УИД 66RS0057-01-2020-001281-88
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
11 ноября 2020 года г. Талица
Судья Талицкого районного суда Свердловской области Бакланова Н.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении юридического лица Акционерного общества «СВЕРДЛОВСКАВТОДОР» (далее АО «СВЕРДЛОВСКАВТОДОР»), ИНН 6658374729, ОКВЭД 42.11, ОГРН 1106658022250, юридический адрес 620014, г.Екатеринбург, Московская, д.11,
установил:
АО «СВЕРДЛОВСКАВТОДОР» при осуществлении деятельности в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, нарушило законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно: п.п. 1.1,1.2, 2.1,2.2, 2.10, 2.12, 2.13 МР 02/6338-2020-15 «О рекомендациях по профилактике коронавирусной инфекции (covid-19) среди работников»; MP 3.1/2.2.0172/2-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVTD-19) среди работников строительной отрасли», п.п.5, 6 МР 3.1/2.5.0172/4-20 «Рекомендации по организации работы транспорта и транспортных предприятий в условиях сохранения рисков распространения covid-19. Методические рекомендации», п.п. 4.4, 6.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; п. 1.6 СП 2.2.3.1384-03 «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ», п.п.2.7, 2.20, 3.6.3 СП 3.5.1378-03 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», п.2.1, 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 2.2. MP 3.1/2.2.0172/2-20 от 18.04.2020 N 02/7329-2020-27 "Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVIB-19) среди работников строительной отрасли».
Правонарушение было совершено АО «СВЕРДЛОВСКАВТОДОР» на территории Талицкого района Свердловской области и выявлено должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлове, Камышловском и Пышминском районах в период с 27.07.2020 по 24.08.2020, при проведении в отношении организации эпидемиологического расследования, на объектах: Талицкое дорожное ремонтно-строительное управление (623640, Талицкий район, г. Талица, Лермонтова ул., 2), Талицкое дорожное ремонтно-строительное управление, Промышленная площадка №2 (623620, Талицкий район, пгт Троицкий, Тюменская ул., 4), Производственная площадка №3 (623620, Талицкий район, пгт Троицкий, Тюменская ул., 8).
29.07.2020 г. в период с 9 час. 40 мин. до 11 час. 00 мин. при проведении эпидемиологического расследования обнаружено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий совершенных в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий, а именно
-не обеспечено проведение санитарно-профилактических мероприятий по обеспечению безопасных условий труда работников, а именно: при организации трудового процесса на предприятии не обеспечено разделение всех работников, задействованных в работах одного строительного проекта (строительство дороги вблизи с. Казаковского Талицкого района) по бригадам, в целях минимизации контакта. Так бригада для строительства дороги и другие работники предприятия в начале трудового дня приходят и доставляются на транспортном средстве организации в здание на проходную ( п.1.1 MP 3.1/2.2.0172/2-2, п. 1.6 СП 2.2.3.1384-03);
- не обеспечено предотвращение заноса инфекции на предприятие (в организацию): на входе (через вахту) в здание филиала Талицкого дорожного ремонтно-строительного управления, расположенного по адресу: Талицкий район, г. Талица, ул. Лермонтова,2, отсутствует кожный антисептик, отсутствуют гигиенические салфетки. На поверхности пола при входе через проходную и в помещение диспетчерской, где проводятся руководителем предприятия в утренние часы планерки, отсутствует разметка социальной дистанции 1,5-2,0 метра друг от друга. Не обеспечено измерение температуры тела работников бесконтактным термометром. На предприятии имеется электронный контактный термометр для измерения температуры тела работников. Отсутствует возможность обработки термометра обеззараживающими средствами, Дезинфицирующих средств для обработки термометра нет. Все работники организации, пришедшие на работу 29.07.2020 г. в количестве 80 человек проводят измерения температуры тела одним контактным термометром. В помещении проходной и диспетчерской где происходит скопление людей отсутствует оборудование по обеззараживанию воздуха. Отсутствует бактерицидный облучатель, рециркулятор воздуха с целью регулярного обеззараживания воздуха (п.п. 1.1,1.2 МР 02/6338-2020-15, п. 4.4 СП 3.1.3597-20);
- не обеспечено проведение дезинфекции помещений здания дезинфицирующими средствами, применяемых для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях. Так в административном помещении филиала Талицкого дорожного ремонтно-строительного управления с целью профилактики и борьбы с COVID-19 не организовано проведение текущей дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов и стульев работников, орг. техники), мест общего пользования (туалетных комнат) через 2 часа. Поверхность выключателей света, в кабинетах и месте общего пользования (туалете) загрязнены жиро-потовыми отложениями. Для дезинфекции используется средство - "Антивирус" (средство дезинфицирующее, антибактериальное, универсальное. Согласно информации, нанесенной на таре изготовителя состав данного средства - вода, гипохлорид натрия, менее 5 %, поверхностно-активные вещества (ПАВ) менее 5 процентов. Согласно информации, также нанесенной на этикетке средства чистка и дезинфекция осуществляется (раковин, ванн, унитазов, для этого нанести средство на поверхность, выдержать 5 минут, затем почистить щеткой и смыть водой.) На данной емкости со средством отсутствует какая-либо информация об эффективности против вирусной инфекции, разведении средства, времени экспозиции, необходимого для уничтожения вирусов (п.6.1 СП 3.1.3597-20).
- не обеспечено проведение профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сокращения контактов между сотрудниками для ограничения воздушно- капельного и контактного механизмов передачи инфекции на предприятии (организации). Ежедневно в здании филиала Талицкого дорожного ремонтно-строительного управление в диспетчерской проводятся оперативные совещания сотрудников (мастеров, начальников участков, инженера, директора), при этом не обеспечено ограничение контактов между коллективами отдельных цехов, участков, отделов и функциональных рабочих групп. Так в рамках эпидемиологического расследования установлено, что начальник участка (Промышленная площадка № 2 по адресу Талицкий район, пгт Троицкий. Тюменская ул.,4) Семериков Сергей Александрович 03.09.1980г. р. На территории которой выявлены случаи заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID-19) ежедневно принимал участие в совещаниях (утренних планерках). Совещательная комната - диспетчерская, в которой находятся работники организации не имеет оборудования для обеззараживания воздуха. Используемые средства для обработки помещений - "Антивирус" не предназначено для борьбы с вирусными инфекциями. ("Антивирус" - средство дезинфицирующее, антибактериальное, универсальное. Согласно информации, нанесенной на таре изготовителя состав данного средства - вода, гипохлорид натрия, менееЗ %, поверхностно-активные вещества (ПАВ) менее 5 процентов. Согласно информации, также нанесенной на этикетке средства чистка и дезинфекция осуществляется (раковин, ванн, унитазов, для этого нанести средство на поверхность, выдержать 5 минут, затем почистить щеткой и смыть водой.) На данной емкости со средством отсутствует какая-либо информация об эффективности против вирусной инфекции, разведении средства, времени экспозиции, необходимого для уничтожения вирусов. Не организовано наличие специального помещения для принятия пищи работниками. Работники в обеденный перерыв уходят на обед, либо домой, либо обедают в помещении (работники инженерно- технического состава) в не приспособленном для этих целей помещении - комнате приема пищи, расположенной в смежном помещении, в котором организовано хранение дезинфекционных средств – «Антивирус» в количестве 5 упаковок объемом 25 литров (п.п. 2.1,2.2, 2.10, 2.12, 2.13 МР 02/6338-2020-15,
- не обеспечено ограничение направления сотрудников в командировки. За период июль - август направлялись в командировки: Мастер - Заверткин Н.В., направление в командировку г. Екатеринбург, 06.07, 15.07, с 24 по 02.08; Ведущий инженер по снабжению Ш., направление в командировку в г. Челябинск 08.07, 09.07; Водитель автомобиля Ч. направление в командировку в г. Челябинск 08.07, 09.07; Дорожный рабочий К., направление в командировку в г. Екатеринбург с 15.07 по 24.07; Дорожный рабочий М., направление в командировку в г. Екатеринбург с 15.07 по 24.07; Дорожный рабочий Т., направление в командировку в г. Екатеринбург с 15.07 по 24.07; Дорожный рабочий П., направление в командировку в г. Екатеринбург с 15.07 по 24.07; Водитель автомобиля Ч., направление в г. Двуреченск 27.07, 28.07. (п. 3.2 MP 3.1/2.2.0172/2-20)
- не обеспечено ограничение перемещения работников в обеденный перерыв и во время перерывов на отдых: выхода за территорию предприятия (организации), перемещение на другие участки, в отделы, помещения, не связанные с выполнением прямых должностных обязанностей. Работники организации в обеденный перерыв покидают организацию и обедают дома (п. 2.2. MP 3.1/2.2.0172/2-20).
- В целях доставки работников на работу на предприятии имеется 2 автотранспортных средства - автобусы марки ПАЗ модель 4234 государственный регистрационный номер № водителем которого является В. и автобус государственный регистрационный номер №, водителем которого является М.. Не обеспечено соблюдение социального дистанцирования при получении путевых листов, прохождения медицинского освидетельствования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию). Медицинский кабинет расположен на первом этаже здания, медицинский работник работает на 0,5 ставки, рабочий день начинается с 06. час. 15 мин. до 09. час.00 мин. Медицинский работник осуществляет предрейсовый осмотр водителей (измерение температуры, давления), ежедневно проходят 20-30 человек. Для измерения температуры тела имеется в наличии один электронный градусник контактного действия, две спиртовые салфетки для обработки градусника. Проводится ежедневно осмотр водителей. Все сотрудники, ожидающие проведение медицинского осмотра находятся на проходной, без соблюдения социального дистанцирования (п.5 МР 3.1/2.5.0172/4-20, п.2.1, 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 )
- Юридическим лицом для дезинфекции автотранспортных средств, перевозящих работников до места работы и обратно используется средство - "Антивирус" Используемый препарат "Антивирус" не содержит какой-либо информации об его эффективности против инфекций, вызванных вирусной этиологией. При осмотре автотранспортного средства, предназначенного для перевозки работников ПАЗ модель 4234 государственный регистрационный номер №, водителем которого является В. установлено, что поверхность сидений, поручней, стекол, спинок сидений автотранспортного средства загрязнены. Имеется значительное скопление пыли, грязи, подтеков. Отсутствует специальный пост дезинфекции, оборудованный в моечных блоках или на специальной площадке, подключенной к водопроводу и канализации (п.6 МР 3.1/2.5.0172/4-20, п.2.1, 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 )
- не обеспечено хранение дезинфекционных средств в специальном помещении. Так средство - "Антивирус" в количестве 5 упаковок объемом 25 литров хранятся в смежном помещении комнаты приема пищи ( п. 2.7.СП 3.5.1378-03).
- Водителям автобусов для перевозки работников до места работы и обратно - М., В. не обеспечено прохождение профессиональной подготовки и аттестации, включая вопросы безопасного осуществления работ, оказания первой доврачебной помощи при отравлении дезинфекционными средствами. Сведений о проведении обучения на данных сотрудников не представлено. Так юридическим лицом разработаны и утверждены приказы по работе предприятия в условиях риска распространения коронавирусной инфекции (COVID- 19). Согласно приказа № 32 от 20.04.2020 г. "О проведении уборки и дезинфекции автотранспорта" ответственным лицам - главному механику, начальникам участков, мастерам участков необходимо организовать работу по проведению профилактических и дезинфекционных работ с дезинфицирующими средствами. Предприятием разработана и утверждена инструкция № 32 от 20.04.2020 г. по проведению дезинфекционных мероприятий салонов автотранспортных средств, осуществляющих перевозку работников до места работы и обратно. Согласно данной инструкции водителями автобусов проводится текущая дезинфекция автотранспортных средств. С инструкцией ознакомлены М., В. ( п. 2.20 СП 3.5.1378-03)
- для дезинфекции автотранспортных средств, перевозящих работников до места работы и обратно используется средство – «Антивирус» (средство дезинфицирующее, антибактериальное, универсальное. Согласно информации, нанесенной на таре изготовителя состав данного средства - вода, гипохлорид натрия, менее 5 %, поверхностно-активные вещества (ПАВ) менее 5 процентов. Согласно информации, также нанесенной на этикетке средства чистка и дезинфекция осуществляется (раковин, ванн, унитазов, для этого нанести средство на поверхность, выдержать 5 минут, затем почистить щеткой и смыть водой.) Используемый препарат "Антивирус" не содержит какой-либо информации об его эффективности против инфекций, вызванных вирусной этиологией ( п. 3.6.3 СП 3.5.1378-03).
В судебном заседании представитель юридического лица АО «СВЕРДЛОВСКАВТОДОР» Долгих М.А., действующий на основании доверенности, с протоколом согласился, указав, что недостатки устранены, суду представлено письменное возражение.
Суд, заслушав представителя юридического лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что факт совершения АО «СВЕРДЛОВСКАВТОДОР» административного правонарушения установлен.
Поводом к возбуждению производства по делу об административном правонарушении явилось непосредственное выявление должностными лицами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, допущенных АО «Почта России» при осуществлении деятельности в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
В соответствии с частью ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. ст. 26.2, 26.10, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таких доказательств суду представлено достаточно, все они допустимы.
Частью 2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с п. 1, п. 3 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ст.31, указанного закона ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (п.2 ст.31).
Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV)", как заболевание, представляющие опасность для окружающих.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации №7 от 18.03.2020 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации указано принять меры по введению режима повышенной готовности.
Согласно п.1 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №417, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу п.п.а п.3 указанных Правил при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 №100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" (в редакции Указа, действующей на момент совершения правонарушения от 27.07.2020 №411-УГ) на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно п.п.1 п.12 Указа Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 №100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения) работодатели, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области обязаны обеспечить соблюдение в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях), прилегающих территориях, иных рабочих местах, с использованием которых осуществляется соответствующая деятельность, санитарно-эпидемиологических требований по защите от распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в том числе в части соблюдения социального дистанцирования, обеспечения работников индивидуальными средствами защиты дыхательных путей и дезинфицирующими средствами, кожными антисептиками.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
В силу санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации, организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу ( п.4.4); С целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях (п.6.1).
В соответствии с MP 3.1/2.2.0172/2-20 "Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVIB-19) среди работников строительной отрасли», установлено ограничение перемещения работников в обеденный перерыв и во время перерывов на отдых: выхода за территорию предприятия (организации), перемещение на другие участки, в отделы, помещения, не связанные с выполнением прямых должностных обязанностей (п.2.2), Ограничение направления сотрудников в командировки (п.3.2).
Согласно п.п.5, 6 МР 3.1/2.5.0172/4-20 «Рекомендации по организации работы транспорта и транспортных предприятий в условиях сохранения рисков распространения covid-19. Методические рекомендации», рекомендовано:
- соблюдение водителями социального дистанцирования при получении путевых листов, прохождения медицинского освидетельствования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию)(п.5).
-проведение ежедневной дезинфекции транспортных средств (автобусов, троллейбусов, трамваев) организациями дезинфекционного профиля, а также собственными силами предприятия при наличии и соблюдении условий в соответствии с требованиями санитарного законодательства к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности.
Дезинфекция осуществляется только после предварительного проведения тщательной мойки транспорта. Дезинфекция транспорта осуществляется после рабочей смены на территории транспортных предприятий.
Дезинфекция транспорта должна проводиться на постах дезинфекции, оборудованных в моечных блоках или на специальных площадках, подключенных к водопроводу и канализации.
При условии выполнения дезинфекционных мероприятий силами транспортных компаний необходимо обеспечить создание запаса дезсредств, зарегистрированных в установленном порядке, разрешенных для дезинфекции и имеющих соответствующие документы (свидетельство о государственной регистрации, декларацию о соответствии, инструкцию по применению).
Для дезинфекции следует применять дезинфицирующие средства, зарегистрированные в установленном порядке: хлорсодержащие препараты (натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты - в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 0,06%, хлорамин Б - в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 3,0%, гипохлорит кальция (натрия) - в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 0,5%), средства на основе дихлорантина (в концентрации активного хлора в рабочем растворе 0,05%), кислородактивные (перекись водорода - в концентрации не менее 3,0%), катионные поверхностно-активные вещества (КПАВ), четвертичные аммониевые соединения (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,5%), третичные амины (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,05%), полимерные производные гуанидина (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,2%) (п.6).
Согласно п.2.1, 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Согласно п.1.6. СанПиН 2.2.3.1384-03 «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ», юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны проводить санитарно-профилактические мероприятия по обеспечению безопасных условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к технологическим процессам и оборудованию, строительным машинам, организации рабочих мест, режимам труда, отдыха и санитарно-бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения воздействия на здоровье работников вредных факторов, сопровождающих строительные работы, и профессиональных заболеваний.
В силу п.п. 1.1, 1,2, 2.1,2.2, 2.10, 2.12, 2.13 МР 02/6338-2020-15 «О рекомендациях по профилактике коронавирусной инфекции (covid-19) среди работников», в организациях должно быть обеспечено:
- организация ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками инфекционного заболевания; уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации (опрос, анкетирование и др.) (п.1.1).
- организация при входе на предприятие мест обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками (п.1.2).
- ограничение контактов между коллективами отдельных цехов, участков, отделов и функциональных рабочих групп, не связанных общими задачами и производственными процессами (принцип групповой ячейки). Разделение рабочих потоков и разобщение коллектива посредством размещения сотрудников на разных этажах, в отдельных кабинетах, организации работы в несколько смен (п.2.1).
-ограничение перемещения работников в обеденный перерыв и во время перерывов на отдых: выхода за территорию предприятия (организации), перемещение на другие участки, в отделы, помещения, не связанные с выполнением прямых должностных обязанностей (п.2.2).
- проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 - 4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники (п.2.10);
- применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа (п.2.12);
- регулярное проветривание (каждые 2 часа) рабочих помещений (п.2.13);
Согласно п.п.2.7, 2.20, 3.6.3 СП 3.5.1378-03 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» дезинфекционные средства хранят в таре (упаковке) поставщика с этикеткой, в условиях, регламентированных нормативными документами на каждое средство, в специально предназначенных помещениях (складах). Тарная этикетка хранится весь период хранения (реализации) дезинфекционного средства, лица, занимающиеся дезинфекционной деятельностью, проходят профессиональную подготовку и аттестацию, включая вопросы безопасного осуществления работ, оказания первой доврачебной помощи при отравлении дезинфекционными средствами, выбор дезинфицирующего средства, а также способа его применения определяются особенностями обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизма, что в совокупности должно обеспечить достижение дезинфекции.
Согласно инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами (письмо Роспотребнадзора от 23 января 2020 г. N 02/770-2020-32) с целью профилактики и борьбы с инфекциями, вызванными коронавирусами, проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, зарегистрированные в установленном порядке. В Инструкциях по применению этих средств указаны режимы для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
Для дезинфекции могут быть использованы средства из различных химических групп: хлорактивные (натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты - в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 0,06%, хлорамин Б - в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 3,0%), кислородактивные (перекись водорода в концентрации не менее 3,0%), катионные поверхностно-активные вещества (КПАВ) - четвертичные аммониевые соединения (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,5%), третичные амины (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,05%), полимерные производные гуанидина (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,2%), спирты (в качестве кожных антисептиков и дезинфицирующих средств для обработки небольших по площади поверхностей - изопропиловый спирт в концентрации не менее 70% по массе, этиловый спирт в концентрации не менее 75% по массе). Содержание действующих веществ указано в Инструкциях по применению.
Воздух в присутствии людей рекомендуется обрабатывать с использованием технологий и оборудования, разрешенных к применению в установленном порядке, на основе использования ультрафиолетового излучения (рециркуляторов), различных видов фильтров (в том числе электрофильтров) в соответствии с действующими методическими документами.
В нарушение приведенных выше положений законодательства АО «СВЕРДЛОВСКАВТОДОР» при осуществлении деятельности, проводится неполный комплекс мероприятий, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID - 2019, допускается нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что в полном объеме нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Согласно протоколу об административном правонарушении АО «СВЕРДЛОВСКАВТОДОР» допущены нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Процессуальный документ в отношении юридического лица был составлен, в установленном законом порядке, уполномоченным на его составление, должностным лицом, с соблюдением, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности, установленного для данной категории дел.
Поводом для возбуждения производства по делу об административном правонарушении стали результаты эпидемиологического расследования, проведенного должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, в отношении АО «СВЕРДЛОВСКАВТОДОР».
Эпидемиологическое расследование очага инфекционной (паразитарной) болезни было проведено, в установленном законом порядке на основании приказа начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлове, Камышловском и Пышминском районах № от 27.07.2020 года, с целью установления причин возникновения инфекционных и паразитарных болезней, в связи с поступлением информации о регистрации случаев заболевания лабораторно подтвержденной новой коронавирусной инфекции COVID-19 среди работников АО «СВЕРДЛОВСКАВТОДОР» (л.д. 9-10).
О предстоящем проведении, изложенных в приказе мероприятий законный представитель юридического лица был уведомлен, расследование было проведено в присутствии уполномоченного представителя предприятия и завершено в установленный приказом двадцатидневный срок. В ходе его проведения, выявлен ряд нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, допущенных юридическим лицом при осуществлении деятельности (л.д. 9-10).
Выявленные нарушения были зафиксированы в акте № от ДД.ММ.ГГГГ, составленном должностным лицом по результатам проведения эпидемиологического расследования, в указанном документе так же подробно описаны, все, проведенные в рамках расследования мероприятия (л.д. 11-32).
Акт расследования был вручен законному представителю юридического лица, что подтверждается его подписью в названном документе. Каких - либо замечаний относительно достоверности, изложенных в нем, а так же в последующем приведенных в протоколе об административном правонарушении обстоятельств законным представителем приведено не было.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что вина юридического лица в совершении административного правонарушения установлена.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению, что вина юридического лица в совершении правонарушения доказана.
Действия АО «СВЕРДЛОВСКАВТОДОР» квалифицируются судом по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
При избрании меры наказания суд, руководствуясь ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывает характер совершенного правонарушения, обстоятельства смягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельств смягчающих административную ответственность, в соответствии с. ч. 2 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд учитывает, что законный представитель юридического лица, приведенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства и юридическую оценку действий привлекаемого к ответственности лица, в целом не оспаривал.
Обстоятельств, которые в соответствии со ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются отягчающими административную ответственность судом не установлено.
С учетом совокупности вышеперечисленных обстоятельств, суд полагает возможным, целесообразным и справедливым назначить юридическому лицу наказание в виде штрафа предусмотренное санкцией ст. 6.3 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд не находит оснований для применения положений ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, так как основным критерием института малозначительности, направленного на избежание чрезмерного ограничения прав и законных интересов граждан и юридических лиц при назначении административного наказания, является отсутствие в результате совершения правонарушения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Принимая во внимание степень общественной опасности совершенного лечебным учреждением в условиях, действующих в стране беспрецедентных мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции административного правонарушения, суд полагает, что оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется
Вместе с тем суд при назначении наказания, с учетом обстоятельств, совершения правонарушения, принимает во внимание, что все выявленные нарушения на момент рассмотрения дела были устранены.
С учетом изложенных обстоятельств суд находит возможным применить положения п. 3 прим. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначения наказания менее минимального, установленного санкцией ст.6.3 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
п о с т а н о в и л:
Признать Акционерное общество «СВЕРДЛОВСКАВТОДОР» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 100000 ( сто тысяч рублей) 00 копеек.
Указанную сумму штрафа перечислить не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ по следующим реквизитам:
УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по Свердловской области) счет № 40101810500000010010 Уральское ГУ Банка России г.Екатеринбург, ИНН 6670083677, КПП 667001001, БИК 046577001, КБК 14111601061010003140, ОКТМО 65724000, Назначение платежа (Административный штраф), УИН 14102660016720001639.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей на срок до трех месяцев при наличии заявления лица, в отношении которого вынесено постановление.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанных выше сроков судья направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф в установленный законом срок, санкция указанной статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в течение 10 суток с момента получения или вручения копии мотивированного постановления в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд Свердловской области.
Судья Бакланова Н.А.