Судья: Грищенко Э.Н. гражданское дело № 33 – 3106/2020
(гр. дело № 2-5178/2019)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11.03. 2020 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Елистратовой Е.В.,
судей Занкиной Е.П., Самодуровой Н.Н.
при секретаре Туроншоевой М.Ш.
с участием прокурора Самарцевой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Территориального управления Росимущества по Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самара от 28.11.2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования и.о.прокурора Ленинского района г.Самары удовлетворить.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение, приняв необходимые организационные меры для учёта в реестре федерального имущества защитных сооружений <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Занкиной Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Ленинского района г.Самары обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, указав, что прокуратурой Ленинского района г.Самара проведена проверка соблюдения должностными лицами Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом по Самарской области законодательства при осуществлении полномочий собственника в отношении защитных сооружений <данные изъяты>. В ходе проверки установлено, что на территории <адрес> расположены защитные сооружения <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> которые в реестре федерального имущества не числятся.
Согласно п.2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утверждённой указом Президента РФ от 24.12.1993 года №2284 защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
В соответствии с п.4.1.22 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, утверждённого приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 года №278 территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта РФ, осуществляет в установленном порядке учёт федерального имущества, ведение реестра федерального имущества.
На основании вышеизложенного, и.о.прокурора Ленинского района г.Самары просил обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области обеспечить учёт вышеперечисленных защитных сооружений гражданской обороны.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, в апелляционной жалобе просит решение отменить, считает, что суд не верно определил юридически значимые обстоятельства по делу. Возможность и обязанность учета в реестре федерального имущества РФ возникает с момента представления сведений, необходимых и достаточных для учета в реестре федерального имущества. На момент рассмотрения представления прокуратуры Территориальное управление не располагало документацией необходимой для учета защитных сооружений, в частности, паспортами <данные изъяты>. Кроме того, наличие ( отсутствие) в реестре федерального имущества спорных объектов не нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В суде апелляционной инстанции прокурор Самарцева А.С. просила оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки судебной коллегии не сообщили.
В силу статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Согласно ст.2 ФЗ «О гражданской обороне» одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
В силу п.2 постановления правительства РФ от 29.11.1999 года №1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны относятся, в том числе, убежище и противорадиационное укрытие.
В соответствии с п.3 постановления Верховного совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
Поскольку защитные сооружения <данные изъяты> относятся к объектам, которые не указаны в Приложении 1-3 к указанному постановлению, данные объекты относятся к <данные изъяты>
В силу п.15 указанного постановления управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 года №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Основания и порядок осуществления учета федерального имущества установлен постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 года №447 «О совершенствовании учета федерального имущества».
Из материалов дела следует, что прокуратурой Ленинского района г.Самара проведена проверка соблюдения должностными лицами Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом по Самарской области законодательства при осуществлении полномочий собственника в отношении защитных сооружений <данные изъяты>, в ходе которой было установлено, что на территории <адрес> расположены защитные сооружения <данные изъяты> которые в реестре федерального имущества не числятся.
Прокуратурой Ленинского района г.Самары в адрес руководителя Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о гражданской обороне.
21.02.2019 года Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области в адрес прокуратуры был дан ответ, из которого следует, что сотрудниками управления не было допущено нарушений требований действующего законодательства и Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации «О совершенствовании учета федерального имущества» от 16.07.2007 года №447.
Судом установлено, что расположенные на территории <адрес> защитные сооружения <данные изъяты>, в реестр федерального имущества не включены.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований, указав, что произвести учет защитных сооружений гражданской обороны без включения их в реестр федерального имущества не возможно.
При этом, суд не принял во внимание доводы ответчика о том, что учет защитных сооружений <данные изъяты> ведется лишь при наличии паспорта защитного сооружения <данные изъяты>, которого в данном случае не имеется. Суд указал, что в соответствии с приказом МЧС РФ от 15.12.2002 года №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» учет данных сооружений может вестись как при наличии паспорта защитного сооружения гражданской обороны, так и при его отсутствии. В последнем случае, основаниями для учета защитного сооружения гражданской обороны являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к защитным сооружениям гражданской обороны.
Таким образом, отсутствие паспорта защитного сооружения <данные изъяты> не является основанием, освобождающим ответчика от обязанности вести учет защитных сооружений <данные изъяты>.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что нарушений со стороны Территориального управления не допущено, судебная коллегия отклоняет.
Суд пришел к обоснованному выводу, что защитные сооружения <данные изъяты>, расположенные по вышеуказанным адресам, в силу закона являются <данные изъяты>, ответчик обязан обеспечить учет убежищ <данные изъяты>
Доводы жалобы относительно того, что наличие ( отсутствие) в реестре федерального имущества спорных объектов не нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, являются необоснованными. Ситуация, при которой защитные сооружения не числятся в реестре федерального имущества может повлечь ненадлежащее содержание и эксплуатацию, а также утрату данных сооружений. Данная ситуация создает угрозу правам и законным интересам неопределенного круга лиц на защиту при возникновении опасности <данные изъяты>.
Иные доводы жалобы правовых оснований к отмене постановленного судом решения не содержат, поскольку сводятся к общему несогласию с выводами суда первой инстанции и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда г. Самара от 28.11.2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Росимущества по Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: