Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1615/2019 ~ М-1209/2019 от 08.08.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 декабря 2019 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего-Судьи Родиной Т.А.

При секретаре Матвеевой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-1615/2019 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим нормативного правового акта в части,

с участием прокурора Устиновой Т.А.,

представителя Федерального агентства лесного хозяйства посредством системы видеоконференцсвязи Якуниной Е.А.,

представителя Думы г.о. Кинель Сычева М.В.,

Администрации г.о. Кинель Рысаевой С.Р.,

представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Объедковой И.В.,

ООО «Газпром трансгаз Самара» Агапчевой А.В.,

у с т а н о в и л :

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим Генеральный план г.о. Кинель, утвержденный Решением Думы г.о. Кинель от 27 мая 2010 года № 793 ( с изменениями от 27 ноября 2014 года № 496), в части включения в границы поселка городского типа Алексеевка лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в части выделов <адрес>; в границы города Кинеля – лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>, 23, 24, 26-30, 32, 33, 34, 36 квартала 2; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов 1<адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выдела <адрес>; в части выделов <адрес>; в границы поселка городского типа Усть-Кинельский - лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в части выделов <адрес>, в части выделов <адрес>; в части выдела <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов 1<адрес>, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, как не соответствующее Земельному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, Федеральному закону от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и приказу Министерства регионального развития РФ от 27.02.2012 года № 69 «Об утверждении Порядка согласительной комиссии при согласовании документов территориального планирования муниципальных образований», Порядку согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», со дня его принятия.

Заявленные требования обоснованы тем, что по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» графического совмещения материалов лесоустройства Кинельского лесничества с границами населенных пунктов, определенные Генеральным планом г.о. Кинель, установлено включение в границы поселка городского типа Алексеевка, города Кинель, поселка городского типа Усть-Кинельский лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах, перечисленных в административном исковом заявлении. При принятии Думой г.о. Кинель решения не было обеспечено согласование проекта соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенных пунктов вышеуказанных земельных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства. Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться представительным органом местного самоуправления.

В судебном заседании представитель административного истца Якунина Е.А., опрошенная посредством систем видеоконференцсвязи, поддержала исковые требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель Думы г.о. Кинель по доверенности Сычев М.В., представитель Администрации г.о. Кинель по доверенности Рысаева С.Р. заявленные требования не признали, ссылаясь на то, что необходимости в согласовании генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства не было ввиду того, что указанные в административном исковом заявлении земельные участки были включены в земли населенных пунктов решением Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся от 15 октября 1976 года № 687, задолго до принятия оспариваемого нормативного правового акта. При этом пояснила, что ряд земельных участков, указанных в административном исковом заявлении как земли лесного фонда, поставлены на кадастровый учет как земли населенных пунктов; границы земельных участков в установленном законом порядке не определены; материалы лесоустройства представлены без определения даты их формирования, в результате чего невозможно определить их актуальность на 2010 год.

Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Объедкова И.В. поддержала заявленные требования и указала, что нарушен порядок согласования при принятии оспариваемого нормативного правового акта, что влечет его признание недействующим. Факт наложения земельных участков лесного фонда на земли населенных пунктов подтвержден схемой, составленной ФГБУ «Рослесинфорг», право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда не оспорено.

Представитель ООО «Газпром трансгаз Самара» Агапчева А.В. оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда, ссылаясь на то, что права ООО «Газпром трансгаз Самара» оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает.

Управление Росреестра Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Дума г.о. Кинель представила письменные возражения, Администрация г.о. Кинель и Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - письменные отзывы.

Заслушав стороны, свидетеля Яшкину О.А., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования следует удовлетворить, суд приходит к выводу о том, что заявленные Федеральным агентством лесного хозяйства требования подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.

Решением Думы г.о. Кинель от 27 мая 2010 года № 703 утвержден Генеральный план городского округа Кинель.

Данный нормативный правовой акт официально опубликован в издании «Кинельская жизнь» от 22 июня 2010 года № 38.

Решением Думы городского округа Кинель от 27 ноября 2014 года № 496 внесены изменения в Генеральный план городского округа Кинель.

Указанное решение опубликовано в издании «Кинельская жизнь» от 11 декабря 2014 года № 84 (12455).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8, пунктом 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса российской Федерации, пунктом 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.

В силу пункта 1 части 1статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации ( пункт 1 части 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 ЗК РФ).

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 172 от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона № 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов ( в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом ( часть 8 статьи 25, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).

В период подготовки проекта Генерального плана г.о. Кинель действовало Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 178.

Пунктами 2 - 4, подпунктом "а" пункта 5 и пунктами 6 - 10 этого Положения предусматривалось, что организацию согласования проекта документа территориального планирования обеспечивает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления), являющийся заказчиком разработки проекта документа территориального планирования. Установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации 3-месячный срок для согласования проектов документов территориального планирования исчисляется с даты отправления заказчиком указанного проекта на согласование в соответствующие органы до даты получения заказчиком заключений этих органов. В случае неполучения заказчиком в указанный срок заключения согласующего органа проект документа территориального планирования считается согласованным с этим органом. Результаты согласования проекта документа территориального планирования каждым согласующим органом оформляются в виде заключения. Заключение должно содержать положения о согласовании представленного проекта или об отказе в его согласовании с обоснованием причин такого отказа. Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться.

В соответствии с пунктом 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 283 и действовавшего в период принятия оспариваемого правового акта, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства.

Таким образом, включение спорных лесных участков, находящихся в составе земель лесного фонда, в границы г.о. Кинель, предполагающее в связи с этим изменение их границ, могло произойти только при условии согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Между тем, условия согласования проекта генерального плана г.о. Кинель с Федеральным агентством лесного хозяйства не были соблюдены, и это обстоятельство сторонами не оспаривается.

При таких обстоятельствах в отсутствие необходимой согласительной процедуры проект оспариваемого генерального плана г.о. Кинель представляться на утверждение Думы г.о. Кинель и утверждаться ею не мог.

Процедура согласования проекта генплана с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области и муниципальными образованиями не может считаться соблюденной без согласования в порядке, предусмотренном ст.25 Градостроительного кодекса РФ и вышеперечисленными нормативными правовыми актами.

Установлено, что на основании статьи 19 Лесного кодекса РФ Российской Федерации на праве собственности принадлежат следующие участки лесного фонда леса первой группы площадью 66 600 000 кв.м., категории защитности: запретные полосы лесов по берегам рек, озер и водохранилищ и других водных объектов, расположенные по адресу: Самарская область, Кинельский район, Кинельский лесхоз, Кинельское лесничество.

В материалы дела представлено выполненное ФГБУ «Рослесинфорг» картографическое совмещение материалов лесоустройства Кинельского лесничества с границами населенных пунктов, установленных Генеральным планом г.о. Кинель, из которого следует, что в границы поселка городского типа Алексеевка включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда в части выделов <адрес>; в границы города Кинеля – лесные участки, расположенные на землях лесного фонда в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>, 23, 24, 26-30, 32, 33, 34, 36 квартала 2; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов 1<адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выдела <адрес>; в части выделов <адрес>; в границы поселка городского типа Усть-Кинельский- лесные участки, расположенные на землях лесного фонда в части выделов <адрес>, в части выделов <адрес>; в части выдела <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов 1<адрес>.

Указанное обстоятельство подтверждается показаниями в судебном заседании специалиста ФГБУ «Рослесинфорг» ФИО1 выполнившей вышеуказанное картографическое совмещение, а также выписками из государственного лесного реестра, согласно которым перечисленные выше земельные участки относятся к землям лесного фонда.

Как следует из пояснений представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Объедковой И.В. и из отзыва министерства, Кинельский лесхоз организован в 1940 году на базе Красносамарского и Кинельского лесничеств Самарской области и части лесов местного значения Кинельского межрайлесхоза. В 1941 году в состав лесхоза дополнительно была включена значительная площадь лесов местного значения. В административно-хозяйственном отношении лесхоз был разделен на три лесничества: Кинельское, Кротовское и Красносамарское. В 1965 году организовано Советское лесничество. Первое лесоустройство лесов, входящих в состав лесничества, проведено в 1934-1936 года, последующие в 1948, 1959, 1972, 1994, 1995 годах. Земли лесного фонда, на которые налагаются земли, указанные в Генеральном плане г.о. Кинель, относятся к старому лесному фонду, границы которого определены в 1940 году.

То обстоятельство, что спорные земельные участки были включены в земли населенных пунктов решением Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся от 15 октября 1976 года № 687, изданного до утверждения оспариваемого генерального плана, не имеют существенного значения в рамках проверки генерального плана, утвержденного решением Думы г.о. Кинель от 27 мая 2010 года № 793, на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с требованиями действующего законодательства перевод земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, в земли населенных пунктов осуществляется Правительством Российской Федерации, а в соответствии с ранее действующим законодательством - ВСНХ РСФСР.

С доводами административного ответчика о том, что не были установлены границы земель лесного фонда, в связи с чем не доказан факт включения земель лесного фонда в границы земель населенных пунктов, суд не может согласиться.

В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Кодекса.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и /или/ лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади /часть 2 статьи 69 ЛК РФ/.

Согласно статье 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Частью 6 статьи 47 вышеуказанного закона предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах.

Местоположение границ земель из состава земель лесного фонда Кинельского лесничества Самарской области определено на основании выписки из государственного лесного реестра, материалов лесоустройства, таксационных описаний.

Необоснованны и доводы административного ответчика и заинтересованного лица о нарушении прав граждан в связи с не установлением конкретных точек координат наложения границ земель лесного фонда и границ населенных пунктов.

Вопросы об установлении границ земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенных пунктов, уточнения их местоположения на местности не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании генерального плана, указанные вопросы являются предметом согласования проекта генерального плана с уполномоченным на то органом и подлежат урегулированию в ходе работы согласительной комиссии.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что при подготовке проекта генерального плана г.о. Кинель нарушена предусмотренная Градостроительным кодексом РФ процедура согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства, и имеется документально подтвержденное наложение границ населенных пунктов, включенных в состав указанного сельского поселения, в связи с этим имеются основания для удовлетворения требований административного истца в полном объеме.

В соответствии со статьей 215 КАС РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт применяется со дня его принятия, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд признает оспариваемый нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требование Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать недействующим Решение думы г.о. Кинель от 27 мая 2010 года № 793 недействующим в части включения включения в границы поселка городского типа Алексеевка лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в части выделов <адрес>; в границы города Кинеля – лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>, 23, 24, 26-30, 32, 33, 34, 36 квартала 2; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов 1<адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выдела <адрес>; в части выделов <адрес>; в границы поселка городского типа Усть-Кинельский- лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в части выделов <адрес>, в части выделов <адрес>; в части выдела <адрес>; в части выделов <адрес>; в части выделов 1<адрес>, со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Думу г.о. Кинель опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в издании «Кинельская жизнь».

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 31 декабря 2019 года.

3а-1615/2019 ~ М-1209/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Федеральное агентство лесного хозяйства
Решетникова Наталья Михайловна
Ответчики
Дума г.о. Кинель
Правительство Самарской области
Другие
ООО «Газпром трансгаз Самара»
Глава г.о.Кинель Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Администрация городского округа Кинель Самарской области
Ведяшкина О.А.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
08.08.2019Регистрация административного искового заявления
08.08.2019Передача материалов судье
09.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
09.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2019Подготовка дела (собеседование)
26.08.2019Рассмотрение дела начато с начала
26.08.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.09.2019Предварительное судебное заседание
07.10.2019Судебное заседание
13.11.2019Судебное заседание
02.12.2019Судебное заседание
25.12.2019Судебное заседание
31.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.08.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
31.08.2021Судебное заседание
10.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
15.02.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.02.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
13.03.2023Судебное заседание
24.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее