Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4524/2023 ~ М-2330/2023 от 16.06.2023

Дело № 2-4524/2023

УИД 18RS0003-01-2023-002896-32

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 августа 2023 года                            г.Ижевск

Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи                    Карповой О.П.,

при секретаре                             Гордеевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Граховского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Удмуртской Республики» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Граховскогорайона Удмуртской Республики (далее – прокурор, истец) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Удмуртской Республики» (далее –ответчик, АУ «МФЦ по УР») о возложении обязанности установить информирующую тактильную табличку для людей с нарушением зрения с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы перед входом в здание МФЦ Граховского района в срок до 31.12.2024.

Требования мотивированы следующим.

Прокуратурой Граховского района УР проведена проверка исполнения законодательства при предоставлении мер социальной поддержки гражданам, а также семьям, имеющим детей, в ходе которой выявлены нарушения требования законодательства о доступности здания многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Граховского района для инвалидов. Так, перед входом в здание МФЦ Граховского района внарушением требований Закона №181-ФЗ, п.6.5.9 СП 59.13330.2020 не установлены информирующие таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы. Согласно п.1.14 устава АУ «МФЦ по УР», утвержденного приказом Министерства экономики УР от 15.12.2017 №345, структурным подразделением АУ «МФЦ по УР» является МФЦ Граховского района. В связи с выявленными нарушениями закона 10.11.2022 прокурором района в адрес директора АУ «МФЦ по УР» внесено представлением, которое рассмотрено, однако меры по устранению нарушений не приняты. Согласно информации АУ «МФЦ по УР» от 18.05.2023 по состоянию на 18.05.2023 выявленные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов не устранены в связи с отсутствием необходимых денежных средств. Информация о необходимости выделения денежных средств направлена учредителю АУ «МФЦ по УР» - Министерству цифрового развития УР. Устранение нарушений запланировано на 2024 год. Несоблюдение вышеперечисленных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие. Инвалиды в силу состоянию здоровья являются социально-незащищенной категорией населения. В связи с этим прокурор выступает в защиту прав и законных интересов указанной категории граждан.

Прокурор Граховского района УР, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие прокурора Граховского района УР.

В судебном заседании представитель прокурора Граховского района УР – помощник прокурора Октябрьского района г.Ижевска УР Железняк Т.А. на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика АУ «МФЦ по УР» Лысова О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила отзыв на исковое заявление, из которого следует, что информация о необходимости проведения мероприятий по обеспечению доступа для лиц с ограниченными возможностями в здание (помещения) структурных подразделений доведена до учредителя АУ «МФЦ по УР» - Министерства цифрового развития УР, которым, в свою очередь, направлены запросы в Министерство социальной политики и труда УР о возможности включения в государственную программу «Доступная среда» и Министерство финансов УР о рассмотрении возможности финансирования мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа дл инвалидов и других маломобильных групп населения в здания (помещения) МФЦ. В настоящее время в процессе согласования находится проект постановления Правительства УР, которым вносятся изменения в государственную программу УР «Доступная среда», в том числе, в части включения Министерства цифрового развития УР в соисполнители государственной программы м включения мероприятий по обеспечении. Беспрепятственного доступа для инвалидов и других МГН в здания (помещения) МФЦ. При выделении необходимого финансирования на указанные цели мероприятия планируются к проведению на 2024 год.

Представитель третьего лица Министерства цифрового развития УР в суд не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, дело в соответствии со ст.167 ГПК РФ, рассмотрено в его отсутствие.

Ранее в ходе предварительного судебного заседания представитель третьего лица Олюнин А.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований истца.

    Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.7, ч.1 ст.45 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Статья 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов", провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-телекоммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), определено, что социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Согласно п.6 ст.15 Закона о социальной защите инвалидов, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр утвержден Свод правил 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".

Согласно пункту 6.5.9 СНиП 35-01-2001, информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 м до 1,6 м:

- перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов);

- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.

Из материалов дела следует, что Прокуратурой Граховского района УР проведена проверка исполнения законодательства при предоставлении мер социальной поддержки гражданам, а также семьям, имеющим детей, в ходе которой выявлены нарушения требования законодательства о доступности здания многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Граховского района для инвалидов.

В ходе проведения проверки выявлено, что перед входом в здание МФЦ Граховского района внарушением требований Закона №181-ФЗ, п.6.5.9 СП 59.13330.2020 не установлены информирующие таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы.

Согласно п.1.14 Устава АУ «МФЦ по УР», утвержденного приказом Министерства экономики УР от 15.12.2017 №345, структурным подразделением АУ «МФЦ по УР» является МФЦ Граховского района.

    В связи с выявленными нарушениями закона 10.11.2022г. прокурором Граховского района УР в адрес директора АУ «МФЦ по УР» внесено представлением №44-2022, которым предложено безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий им способствовавших, рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности лиц, виновных в нарушении закона.

    Согласно письму АУ «МФЦ по УР» от 15.12.2022, представление рассмотрено.

    Согласно информации АУ «МФЦ по УР» от 18.05.2023 по состоянию на 18.05.2023 выявленные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов не устранены в связи с отсутствием необходимых денежных средств. Информация о необходимости выделения денежных средств направлена учредителю АУ «МФЦ по УР» - Министерству цифрового развития УР, устранение нарушений запланировано на 2024 год.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в их совокупности с учетом принципов относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, суд приходит к выводу о том, что АУ «МФЦ по УР» не исполнена обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, поддержка и адаптация инвалидов по зрению в полной мере не осуществляется.

Таким образом, ответчиком нарушено законодательство о социальной защите инвалидов, что влечет за собой нарушение права на беспрепятственный доступ инвалидов к информации, к объектам социальной инфраструктуры, нарушение права неопределенного круга лиц на получение гарантированной законом информации.

Выявленные нарушения ответчиком, не обжаловались, не оспаривается в настоящее время законность проверки и ее результатов. Более того, из письменных пояснений ответчика и материалов дела следует, что нарушения имели и имеют место.

Таким образом, фактическое наличие нарушений, а равно и соответствующая такому наличию обязанность ответчика по устранению выявленных нарушений, не вызывает у суда сомнений.

Запрашиваемый прокурором срок для устранения недостатков, суд находит разумным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ 1831021019) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░░░ 1833049323) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░" ░ ░░░░ ░░ 31.12.2024.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.08.2023.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                                              ░.░. ░░░░░░░

2-4524/2023 ~ М-2330/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Граховского района Удмуртской Республики
Ответчики
Автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Удмуртской Республики"
Другие
Министерство цифрового развития Удмуртской Республики
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Карпова Оксана Павловна
Дело на сайте суда
oktyabrskiy--udm.sudrf.ru
19.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2023Передача материалов судье
19.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.07.2023Предварительное судебное заседание
17.08.2023Судебное заседание
21.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее