УИД: 91RS0009-01-2023-003170-74
Дело № 2-115/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 февраля 2024 года г. Евпатория
Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Лантратовой А.И.
при секретаре судебного заседания Хайбердыевой Л.М.,
с участием представителя истца Юхневич Т.Ю.
представителя ответчика Кузнецова В. – адвоката Григорьевой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Евпатории Республики Крым к Лемешко Александру, третье лицо Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Евпатории Республики Крым о понуждении к продаже земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Евпатории Республики Крым обратилась в суд с исковым заявлением к Лемешко Александру, третье лицо Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Евпатории Республики Крым о понуждении к продаже земельного участка.
Требования мотивированы тем, что согласно выписке ЕГРН от 29.06.2023 Лемешко Александр является собственником ? долей земельного участка, с КН №, общей площадью 472 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Лемешко Александр является гражданином Латвии, что подтверждается информацией из выписки ЕГРН.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 января 2011 года № 26, с внесенными изменениями от 20 марта 2020 года № 201, муниципальное образование городской округ Евпатория Республики Крым включен в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками (п. 44.18). Срок для добровольного отчуждения земельного участка согласно ч. 1 ст. 238 ГК РФ был предоставлен до 20 марта 2021 года. Собственник обязан самостоятельно продать такое имущество в течение установленного законом срока, а в случае его бездействия, имущество подлежит принудительной продаже по решению суда.
Поскольку ответчик Лемешко А. до настоящего времени не произвел отчуждение указанной доли земельного участка, истец Администрация города Евпатории Республики Крым просит принудительно продать с публичных торгов ? доли земельного участка с КН №, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности гражданину Лемешко Александру, с последующей передачей Лемешко Александру вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества. Определить начальную продажную цену отчуждаемого имущества равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.
Представитель истца администрации города Евпатории Республики Крым Юхневич Т.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Ответчик Лемешко А. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Лемешко А. - адвокат по назначению Григорьева М.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Евпатории Республики Крым в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Администрации города Евпатории Республики Крым к Лемешко Александру, третье лицо Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Евпатории Республики Крым о понуждении к продаже земельного участка подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела судом установлено следующее.
Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от 01.10.2018г., Лемешко А. унаследовал после смерти своего отца ? доли земельного участка, кадастровый №, площадью 472 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. (л.д. 30)
Согласно выписке из ЕГРН от 13.11.2023г. ? доли земельного участка с кадастровым номером №, площадью 472 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежат на праве общей долевой собственности Лемешко А. (л.д. 48-50). Сведения о праве общей долевой собственности Лемешко А. на ? доли земельного участка внесены в ЕГРН 10.10.2018г.
В разделе 2 графе 1 указанной выписке из ЕГРН содержится информация о том, что Лемешко Александр, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является уроженцем Вентспилс Латвия, документирован общегражданским заграничным паспортом иностранного гражданина № LV5023632, выданным 12.02.2015г. Отделом управления по делам гражданства и миграции <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес>.
Ответчик Лемешко Александр, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированным либо снятым с регистрационного учета не значится, что подтверждается информацией ОМВД России по г. Евпатории (л.д. 51).
Из ответа ОМВД России по г. Евпатории № 52/49665 от 23.11.2023г. предоставленного на запрос суда следует, что в результате проверки по ЦБД УИГ ФМС России СПО «Мигрант», Лемешко Александр, 18.11.1967 года рождения выехал с территории РФ 20.02.2020г. (л.д. 59-70)
Согласно ответу ОПК ФСБ России в МАП Шереметьево № 21/77/57-6980 от 13.11.2023г. на запрос суда, гражданин Латвии Лемешко Александр, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выехал с территории РФ 23.02.2020г. (л.д. 72-73)
В статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации определено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
Исходя из того, что в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац четвертый пункта 1 статьи 2), и в соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (пункт 1 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из статей 9 (часть 2) и 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 62 (часть 3).
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, однако, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Так, статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 2 ст. 129 Гражданского кодекса РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до установления Президентом Российской Федерации указанного в пункте 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации перечня приграничных территорий не допускалось предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.
Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» (с учетом дополнений внесенных Указом Президента РФ № 201 от 20.03.2020г.) утвержден Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. Под номером 44.18 в данном перечне значится муниципальное образование городской округ Евпатория Республики Крым.
Земельные участки, расположенные на приграничных территориях, входящих в утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 года № 26 Перечень, и находящиеся на праве собственности у иностранных граждан, должны быть отчуждены в установленном российским законодательством порядке.
Перечень приграничных территорий является открытым и устанавливается Президентом РФ в рамках реализации им определенных ст. 80 Конституции РФ полномочий по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.
Исходя из подлежащих применению в данном деле норм материального права, юридически значимыми обстоятельствами по делу является гражданство ответчика и наличие у него в собственности земельного участка, расположенного на приграничной территории.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что ответчик Лемешко Александр является гражданином Латвии, и с 10.10.2018 года ему на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 472 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, размер доли в праве – ?.
В соответствии с пунктом 2 статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238).
Порядок отчуждения такого имущества определен в статье 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 которой, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена определенная процедура принудительного прекращения права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности граждан.
Так, собственник обязан самостоятельно произвести отчуждение такого имущества в течение установленного законом срока, а в случае его бездействия, имущество подлежит принудительной продаже по решению суда, - в таком случае суд выносит решение о продаже земельного участка на торгах, либо имущество передается в государственную или муниципальную собственность.
Вместе с тем, по состоянию на день принятия решения по заявленному спору, ответчиком меры по устранению нарушений, послуживших основанием для обращения в суд с настоящим иском, не устранены.
Судом в ходе рассмотрения дела также установлено, что на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 01.10.2018г. Лемешко А. унаследовал ? доли жилого дома с хозяйственными строениями и сооружениями, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, кадастровый №, общей площадью 45,0 кв.м., летней кухни лит. «В», кадастровый №, общей площадью 26,0 кв.м., сарая лит. «Б», кадастровый №, общей площадью 19,0 кв.м., сарая лит. «в», кадастровый №, общей площадью 4,0 кв.м., сарая лит. «Г», кадастровый №, общей площадью 2,7 кв.м., сарая лит. «Д», кадастровый №, общей площадью 16,1 кв.м., сараев лит. «Е», «Ж». Сведения о праве общей долевой собственности Лемешко А. на указанные объекты недвижимости внесены в ЕГРН 08.10.2018г. (л.д. 118)
В тоже время следует отметить, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2019 года N 2970-О "По запросу Геленджикского городского суда Краснодарского края о проверке конституционности пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 15 и пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 2 статьи 238 и статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации", принудительная продажа земельного участка с одновременным сохранением за иностранным гражданином права собственности на находящиеся на нем здания, сооружения предполагает сохранение прав владения и пользования земельным участком, на котором расположена данная недвижимость, на основании статьи 271 ГК Российской Федерации. Этим обусловлена затруднительность принудительной продажи земельного участка, принадлежащего иностранному гражданину, в частную собственность другим лицам, которые в случае приобретения участка фактически будут лишены возможности его использовать, сохраняя за собой лишь право - в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 и статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации - на получение платы с иностранного гражданина, являющегося собственником здания, сооружения. Однако объективные затруднения, связанные с реализацией такого рода земельных участков, не могут служить оправданием для лишения иностранных граждан права собственности в отношении зданий, сооружений, которое признается российским законодателем и, значит, гарантируется Российской Федерацией. С другой стороны, статья 238 ГК Российской Федерации - предусматривая принудительное отчуждение имущества, оказавшегося по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица, которому в силу закона не может принадлежать, - в пункте 2 закрепляет в качестве возможного варианта прекращения права собственности передачу имущества в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику его стоимости, определенной судом. Избираемый вариант принудительного отчуждения имущества во всяком случае должен быть наиболее разумным, справедливым и оптимальным, в минимальной степени ограничивающим права собственников, в том числе должен учитывать особенности данного имущества, наличие заинтересованности в его приобретении как у частных лиц, так и у публично-правовых образований.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, действующий во взаимосвязи с другими положениями данного Кодекса и с нормами гражданского законодательства, не предполагает возложения на иностранного гражданина обязанности продать в принудительном порядке принадлежащее ему здание, сооружение, расположенное на земельном участке в пределах приграничной территории. Предусмотренный же пунктом 3 статьи 15 данного Кодекса и адресованный иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам запрет обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, входящих в перечень, установленный Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, не может толковаться расширительно и распространяться на объекты, которые в данном законоположении не указаны.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив в порядке статей 12, 56, 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, исходя из того, что ответчик как гражданин иностранного государства, не может обладать на праве собственности земельным участком, находящимся на приграничных территориях, суд приходит к выводу, что исковые требования Администрации города Евпатории Республики Крым о принудительной продаже с публичных торгов ? долей земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Лемешко А., с последующей передачей Лемешко А. вырученной суммы, за вычетом затрат понесенных на отчуждение имущества, с определением начальной продажной цены отчуждаемого имущества равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем, подлежат удовлетворению в полном объеме.
руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации города Евпатории Республики Крым к Лемешко Александру, третье лицо Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Евпатории Республики Крым о понуждении к продаже земельного участка – удовлетворить.
Принудительно продать с публичных торгов ? доли земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащие на праве собственности Лемешко Александру, с последующей передачей Лемешко Александру вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.
Определить начальную продажную цену отчуждаемого имущества – ? доли земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности Лемешко Александру, равной рыночной стоимости земельного участка, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соразмерно отчуждаемой доли.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его оформления в окончательной форме.
Судья А.И. Лантратова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.