Дело № 2-2185/2023
УИД 35RS0010-01-2023-000670-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда | 12 сентября 2023 года |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Моисеева К.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Азаровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Главного государственного санитарного врача по Вологодской области Кузнецовой И. А. к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Новые технологии», Администрации города Вологды, Департаменту городского хозяйства Администрации города Вологды, обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Верхний Посад», открытому акционерному обществу «Подшипник», Агапову К. С., обществу с ограниченной ответственностью «Промышленно-производственная фирма «ЛИТ», Вологодской областной общественной организации «Вологодский поисковый отряд», индивидуальному предпринимателю Олейник К. В. о возложении обязанности,
установил:
Главный государственный санитарный врач по Вологодской области Кузнецова И.А. обратилась в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Новые технологии» (далее- ООО УО «Новые технологии») о понуждении к выполнению законных требований. В обоснование требований указано, что в Управление Роспотребнадзора по Вологодской области (далее - Управление) из Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды (далее – Департамент) поступило обращение гражданина (вх. № от 18 июля 2022 года) о размещении контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) по адресу: <адрес> до многоквартирного жилого <адрес> с нарушением требований санитарного законодательства. При рассмотрении обращения установлено, что в соответствии с Реестром мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования «город Вологда» контейнерная площадка по адресу: <адрес> зарегистрирована под номером №, пользователями которой являются жилые <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № <адрес>. Согласно базе данных государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства управление многоквартирным жилым домом № <адрес> осуществляет открытое акционерное общество «Подшипник» (далее - ОАО «Подшипник»), домом № – общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Верхний посад» (далее - ООО УК «Верхний посад»), домом № - ООО УО «Новые технологии», для жилого <адрес> - управляющая организация не определена. В рамках рассмотрения обращения гражданина в адрес вышеуказанных управляющих организаций направлены запросы о предоставлении пояснений по размещению контейнерной площадки с нарушением требований санитарного законодательства. Согласно ответу ООО УО «Новые технологии» место размещения контейнерной площадки № согласовано с Администрацией <адрес>. Контейнерная площадка установлена согласно реестру мест размещения твердых коммунальных отходов на территории города Вологды, на момент перехода дома в управление ООО УО «Новые технологии» в ноябре 2016 года контейнерная площадка уже была расположена на данном месте, управляющая организация участия в определении места размещения не принимала. По информации ООО УК «Верхний посад» контейнерная площадка размещена на придомовой территории многоквартирного жилого <адрес>, кадастровый номер земельного участка № В рамках рассмотрения обращения специалистом Управления 08 августа 2022 года проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования, в ходе которого проведены замеры расстояния от контейнерной площадки № до многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> с использованием рулетки измерительной. Согласно замерам, установлено, что контейнерная площадка № фактически расположена на расстоянии 9м 2см до многоквартирного жилого <адрес>. Таким образом, заключив договор управления МКД № по <адрес>.
Ссылаясь на то, что ООО УО «Новые технологии» фактически приняло на себя обязанности по содержанию образованной до перехода дома под управление и используемой жителями указанного дома контейнерной площадки, однако организацию и обслуживание места накопления ТКО осуществляет с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, просило возложить на ответчика в срок до 03 апреля 2023 года исполнить законные требования в части соблюдения санитарного законодательства, а именно оборудовать контейнерную площадку №, расположенную по адресу: <адрес> с соблюдением расстояния до многоквартирного жилого <адрес> не менее 20 м, но не более 100 метров.
В процессе рассмотрения дела к участию в качестве соответчиков привлечены Администрация города Вологды, Департамент, ООО УК «Верхний посад», ОАО «Подшипник», Агапов К.С., общество с ограниченной ответственностью «Промышленно - производственная фирма «ЛИТ» (далее – ООО «Промышленно - производственная фирма «ЛИТ», Вологодская областная общественная организация «Вологодский поисковый отряд» (далее - ВООО «Вологодский поисковый отряд», ИП Олейник К.В., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора общество с ограниченной ответственностью «АкваЛайн» (далее - ООО «АкваЛайн»)
В ходе рассмотрения дела судом истец, неоднократно уточнив в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требования и окончательно просил обязать ООО УО «Новые технологии», Администрацию г. Вологда, Департамент, ОАО «Подшипник», ООО УК «Верхний Посад», Агапова К.С., ООО Промышленно-производственную фирму «ЛИТ», ВООО «Вологодский поисковый отряд», ИП Олейник К.В. в срок до 01 ноября 2023 года обустроить контейнерную площадку №, расположенную по адресу: <адрес> соответствии с требованиями пункта 4 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В судебном заседании представитель истца по доверенности ДолгА. А.Н. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации по доверенности Малафеевская М.Г. в судебном заседании требования к Администрации не признала, просила в удовлетворении требований отказать. Представила письменный отзыв на исковое заявление. Полагает, что обязанность по размещению контейнерной площадки в соответствии с требованиями пункта 4 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 должна быть возложена на организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом, либо на собственника жилого дома если нет такой организации.
Представитель ответчика ООО УО «Новые технологии» по доверенности Удалова Н.Н. в судебном заседании не оспаривала, что контейнерная площадка расположена с нарушением установленных требований. Указала, что ООО УО «Новые технологии» предприняло все необходимые меры для устранения нарушения.
Представитель ответчика ОАО «Подшипник» по доверенности Холмагорова А.Ю. в судебном заседании не оспаривала факт размещения контейнерной площадки с нарушением санитарных норм и правил. Указала, что управляющая организация готова принимать меры для надлежащего обустройства территории.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Указала, что в связи с близким размещением контейнерной площадки и ненадлежащим ее содержанием в ее доме складывается антисанитарная обстановка, включая неприятный запах, наличие насекомых и крыс.
Представители ответчиков Департамента, ООО УК «Верхний посад», ООО «Промышленно - производственная фирма «ЛИТ», ВООО «Вологодский поисковый отряд», ответчики Агапов К.С., ИП Олейник К.В., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО «АкваЛайн» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды (преамбула), устанавливает, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2), а в числе принципов, на основе которых должна осуществляться деятельность органов публичной власти, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, называет соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Федеральный закон № 52-ФЗ предусматривает, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (пункт 2 части 1 статьи 2) и закрепляет, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 21, пункт 1 статьи 22).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Реализуя предоставленные полномочия, установленные Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1100, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации утвердил и ввел в действие СанПин 2.1.3684-21, определяющие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, определив, что они вводятся в действие с 1 марта 2021 года и установив срок их действия до 1 марта 2027 года.
В соответствии с пунктом 4 указанных Санитарных правил расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № к Санитарным правилам.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, а также организация накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов относятся к компетенции ответчика как управляющей компании.
Наличие у управляющей организации данных обязанностей установлено положениями пункта 11, подпункта «а» пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положений Минимального перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290.
В случае отсутствия управляющей домом организации в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации данная обязанность возлагается на собственника дома.
Из материалов дела следует, что в рамках рассмотрения обращения ФИО2 Управления Роспотребнадзора по Вологодской области 08 августа 2022 года проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования, в ходе которого, установлено, что контейнерная площадка № фактически расположена на расстоянии 9м 2см до многоквартирного жилого <адрес>.
Согласно сведениям Реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории городского округа города Вологды (далее - Реестр) контейнерная площадка для накопления ТКО, расположенная по указанному адресу, закреплена за многоквартирным домом № по <адрес> и зарегистрирована под №.
Указанное место (площадка) накопления ТКО не является муниципальной собственностью, в казне города Вологды не числится. В соответствии с Реестром данная контейнерная площадка накопления ТКО оборудована для нужд жителей многоквартирных домов №№ по <адрес> и <адрес>.
Управление многоквартирным жилым домом № <адрес> осуществляет ОАО «Подшипник», домом № –ООО УК «Верхний посад», домом № - ООО УО «Новые технологии», для жилого <адрес> - управляющая организация не определена.
Собственником жилого дома по адресу: <адрес> является Агапов К.С., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Размещение контейнерной площадки № с нарушением требований пункта 4 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» ответчиками не оспаривалось.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание приведенные выше нормы, учитывая, что управление многоквартирными жилыми домами № <адрес> осуществляют ОАО «Подшипник», ООО УО «Новые технологии», ООО УК «Верхний посад», а собственником дома № по улице Пролетарской города Вологды является Агапов К.С. суд полагает необходимым возложить на указанных лиц обязанность по оборудованию контейнерной площадки №, расположенной по адресу: <адрес> соответствии с требованиями пункта 4 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Определяя срок, в течение которого ответчики обязано произвести оборудование указанной контейнерной площадки в соответствии с установленными требованиями, суд принимает во внимание требование разумности и полагает необходимым установить срок - четыре месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Принимая во внимание, что на остальных ответчиков в силу приеденных выше норм обязанность по оборудованию надлежащим образом контейнерной площадки не возложена, суд отказывает в удовлетворении иска к Администрации, Департаменту, ООО «Промышленно-производственная фирма «ЛИТ», ВООО «Вологодский поисковый отряд», ИП Олейник К.В.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Главного государственного санитарного врача по Вологодской области Кузнецовой И. А. о возложении обязанности удовлетворить частично.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Новые технологии» (ИНН №), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Верхний Посад» (ИНН №), открытое акционерное общество «Подшипник» (ИНН №), Агапова К. С. (паспорт серия № обязанность в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда обустроить контейнерную площадку №, расположенную по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями пункта 4 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.А. Моисеев
Решение в окончательной форме принято 19 сентября 2023 года.