Дело №2-1178/2019
УИД 26RS0010-01-2019-001609-57
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Георгиевск 10 июня 2019 года
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Купцовой С.Н.,
при секретаре Карапетяне Д.Р.,
с участием истца Склярук В.В.,
представителя ответчика Государственного учреждения -
Управление Пенсионного Фонда РФ по
Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) Метусовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда гражданское дело по иску Склярук Валентины Валерьевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) о возложении обязанности включить в стаж период работы, дающей право на досрочное назначение страховойпенсии по старости, а также возложении обязанности назначить досрочную страховуюпенсию по старости со дня ее обращения за досрочным назначением страховойпенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Склярук В.В. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) о возложении обязанности на ответчика зачесть ей в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы: с 24.11.1993 года по 21.08.2000 года в должности врача-интерна по педиатрии, врача педиатра Эдиссийского медицинского объединения Курского территориального медицинского объединения; назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения с 12.12.2018г.
В обоснование заявленных требований Склярук В.В. в иске указала, чтоДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, согласно пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
25 марта 2019 года Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края принято решение №25 об отказе в досрочном установлении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа работы в связи с лечебной деятельностью в сельской местности и поселках городского типа.
По решению пенсионного органа не подлежат включению в стаж работы в связи с лечебной деятельностью, следующие периоды работы:с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача интерна по педиатрии, врача - педиатра Эдиссийского медицинского объединения Курского территориального медицинского объединения, поскольку Эдиссийское медицинское объединение не является лечебно -профилактическим структурным подразделением территориального медицинского объединения;периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по 1. 11.2015, так как это не предусмотрено Правилами № и Правилами №;периоды дополнительного отдыха согласно коллективного договора с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, так как это не предусмотрено Правилами № и Правилами №;периоды дополнительного отдыха за сдачу крови с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как это не предусмотрено Правилами № и Правилами №;период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как это не предусмотрено Правилами № и Правилами №;периоды нерабочих праздничных дней (Радоница) ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, так как указанные нерабочие праздничные дни не предусмотрены Трудовым Кодексом Российской Федерации.
Стаж работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа составил 18 лет 8 дней, стаж работы в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах составил 18 лет 9 месяцев 4 дня, что не дает право на досрочное пенсионное обеспечение.
С решением пенсионного органа не согласна, считает отказ необоснованным. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача - интерна по педиатрии, врача - педиатра Эдиссийского медицинского объединения Курского территориального медицинского объединения, подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время непрерывно осуществляет лечебную деятельностью в Государственном бюджетном учреждение здравоохранения Ставропольского края «Курская районная больница».
ДД.ММ.ГГГГ году она окончила Ленинградский педиатрический медицинский институт по специальности педиатрия, присвоена квалификация врача – педиатра (копия диплома прилагается).
В ноябре 1993 года истица была принята на должность врача интерна по педиатрии Курское ТМО.ДД.ММ.ГГГГ была переведена на должность врача педиатра Эдиссийского МО.
Курская центральная районная больница, врачебная амбулатория с.Каново,с.Эдиссии, Фапы приписных участков переименованы на Курское территориально- медицинское объединение (Курское ТМО) на основании приказа Министерства здравоохранения Ставропольского края.(приказ №11 от 16.03.1992 года прилагается).
Курская центральная районная больница, врачебная амбулатория с.Каново,с.Эдиссии и Курское территориальное медицинское объединение различные наименования одного и того же учреждения с неизменными функциями по осуществлению лечебно-профилактической помощи населению, то есть являются тождественными.
Постановлением Главы администрации Курского района Ставропольского края от J7.02.1994 года №57 был зарегистрирован Устав муниципального учреждения «Курское территориальное медицинское объединение».
Согласно Уставу Муниципального Курского территориального медицинского объединения, Курское ТМО было сформировано из существовавших в районе учреждений и структурных подразделений: Курской ЦРБ, 4-х участковых больниц, 9-ти врачебных амбулатории и ФАПов приписных участков.
Постановлением Главы Курской районной государственной администрации Ставропольского края от 01.04.1999 года №150 был зарегистрирован Устав государственного учреждения Курского территориального медицинского объединения Ставропольского края. Муниципальное учреждение «Курское территориальное объединение» было принято в государственную собственность Ставропольского края.
Постановлением Главы Курской районной государственной администрации Ставропольского края от 28.09.1999 года №388 был зарегистрирован Устав государственного учреждения здравоохранения Курского территориального медицинского объединения. Наименование государственного учреждения Курского территориального медицинского объединения изменено на государственное учреждение здравоохранения Курское территориальное медицинское объединение.
Согласно Уставу государственного учреждения здравоохранения Курского территориального медицинского объединения в п.4 учреждение имеет в своем составе обособленные подразделения без права юридического лица, действующие на основании положений: Центральная районная больница, районная поликлиника, Эдиссийская амбулатория и т.д.
Приказом № 70 от 28.08.2000 года государственное учреждение здравоохранения Курское ТМО переименовано в государственное учреждение здравоохранения Курская центральная районная больница.
Исходя из п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона №173-Ф3, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, iсудам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях поименованных в Списке, и в структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Следовательно, считает, что период работы с 24.11.1993 года по 21.08.2000 года в должности врача - интерна по педиатрии, врача - педиатра Эдиссийского медицинского объединения Курского территориального медицинского объединения подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
В судебном заседании истица Склярук В.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) Метусова Е.Н. исковые требования Склярук В.В. не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, приобщенных к материалам дела.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования Склярук В.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть I); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2). Установление условий назначения пенсий, в том числе правил исчисления стажа, относится, таким образом, к полномочиям законодателя.
В соответствии со ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-Ф3 (с последующими изменениями) право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу пункта 3 статьи 30 вышеуказанного ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до вступления в силу данного закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно пункту 4 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы, имевшие место до дня вступления в законную силу ФЗ «О страховых пенсиях» могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страхования пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 01 января 2002 года могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. При этом, за периоды работы граждан до 01 ноября 1999 года применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", а за периоды работы граждан после 01 ноября 1999 года — Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
С 01 января 2002 года по настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, которым утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее – Список №781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее – Правила №781), в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее ФЗ №400-ФЗ).
В силу пункта 3 Правил №781 в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, включаются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке №781. Разделом «Наименование должностей» Списка № 781 предусмотрены «Врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), а разделом «Наименование учреждений» - «Больницы всех наименований».
Пунктом 6 Правил №781 предусмотрено, что в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения засчитывается работа в должностях, указанных в Списке №781, в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений, и поликлиниках, являющихся структурными подразделениями организаций.
В соответствии с п.5 Правил №781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке №781, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ в календарном порядке, за исключением случаев льготного порядка исчисления стажа, строго предусмотренных Правилами №781. В соответствии с подпунктом «а» п.5 Правил №781 лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и три месяца.
Из содержания данного пункта Правил следует, что льготный порядок исчисления специального стажа применяется тогда, когда лечебная деятельность в учреждениях здравоохранения осуществлялась как в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городе, то есть имеется смешанный стаж работы (при смешанном стаже работы право на досрочную страховую пенсию по старости возникает при наличии 30 лет стажа медицинской деятельности). Если лечебная деятельность гражданина протекала только в сельской местности, то льготный порядок подсчета стажа медицинской деятельности (год работы за год и три месяца) не применяется (право на досрочную страховую пенсию по старости возникает при наличии 25 лет стажа медицинской деятельности).
При этом в соответствии с п.4 Правил №781 периоды работы граждан в должностях в учреждения, предусмотренных Списком №781, начиная с 01 ноября 1999 года засчитываются в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения при условии выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей, то есть засчитывается работа на полную ставку.
В соответствии с п.3 Постановления №665 при исчислении стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, наряду с Правилами №781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 (далее Правила №516).
Согласно п.5 Правил №516 в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Правилами №516 и Правилами №781 не предусмотрено включение в стаж на соответствующих видах работ других периодов деятельности, в том числе периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках с 30 июня 2007 года и других отвлечений от работы.
При подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости является трудовая книжка. Если в трудовой книжке работника содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочная трудовая пенсия может назначаться без истребования дополнительных документов. В тех случаях, когда для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения, выданными на основании первичных документов.
При подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ст.14 Федерального закона №400-ФЗ). Эти сведения учитываются на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Стаж медицинской деятельности также может быть подсчитан по выбору застрахованного лица по законодательству, действовавшему в период выполнения работы и иной деятельности, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (ч.ч.3,4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ)
В этом случае, при определении права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с Постановлением № 665 применяются:
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, Утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления (далее - Список № 464 и Постановление № 464), - для учета и исчисления соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
- Списокдолжностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ может производиться с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N2 2-П по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования, то есть по нормам Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N2 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Согласно абзацу 1 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается как за один год и 3 месяца. При этом Списком № 464 предусмотрены «Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности».
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, Склярук В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения ДД.ММ.ГГГГ была принята в Курское ТМО на должность врача интерна по педиатрии, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность врача педиатра Эдиссийского МО Курского ТМО, где и работает в настоящее время.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ УПФ РФ по <адрес> с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», и предоставила пакет документов, согласно которым она не менее 25 лет осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа.
Решением ПФР от 25 марта 2019 года Склярук В.В. было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в связи с лечебной деятельностью в сельской местности и поселках городского типа (25 лет), поскольку по представленным документам и выписке из индивидуального лицевого счета стаж работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа составил 18 лет 8 дней, стаж работы в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только городах составил 18 лет 9 месяцев 4 дня. Период работы с 24.11.1993 по 21.08.2000 в должности врача-интерна по педиатрии, врача педиатра Эдиссийского медицинского объединения Курского территориального медицинского объединения не включен в стаж работы в связи с лечебной деятельностью, поскольку Эдиссийской медицинское объединение не являлось лечебно-профилактическим структурным подразделением территориального медицинского объединения. Наименование учреждения «Территориальное медицинское объединение» Постановлением №464 и №1066 не предусмотрено. При этом в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, были включены периоды работы Склярук В.В.:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры терапевтического отделения Городской больницы № (в календарном порядке);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медицинской сестры ЛОР отделения Детской городской больницы № (в календарном порядке;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача педиатра в Эдиссийском медицинском объединении Курской центральной районной больницы (1 год работы за год и 3 месяца);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача педиатра участкового районной поликлиники Курской районной больницы (1 год работы за год и 3 месяца).
Суд не может согласиться с указанными выводами ГУ УПФ РФ по Георгиевскому району СК (межрайонное), так как они основаны на неправильном применении норм материального права и нарушают право Склярук В.В. на пенсионное обеспечение.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года №320-0, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
В соответствии с разъяснениями, данными в определении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2006 года №579-О, закрепляя в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», применяемым для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно, предусмотрена должность – «врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности».
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение N 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20.01.1982 г. N 44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12.01.1982 г., Министром высшего и среднего специального образования СССР 20.01.1982 г.) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (п. 1, 8, 9, 14, 16 Положения).
Действовавшая на момент прохождения интернатуры ст. 91 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривала, что подготовка к профессиональной деятельности включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в ст. 89 Закона.
Положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских университетов, утвержденным Министром здравоохранения СССР от 12 января 1982 года и Министром высшего и среднего специального образования СССР от 20 января 1982 года, предусмотрено, что одногодичная специализация (интернатура) является обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, по окончании которой врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста (пункт 1).
В период прохождения Склярук В.В. интернатуры действовало постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 марта 1993 г. N 62 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации", которым были установлены разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников здравоохранения Российской Федерации. В приложении N 1 к указанному постановлению врачи-интерны включены в раздел 2.1 "Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием", согласно должностным обязанностям врачи-интерны осуществляли функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, в том числе врачами педиатрами, может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.
Установлено, что Склярук В.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности врача-интерна по педиатрии, что подтверждается, как записями в трудовой книжке, так и уточняющими справками от ДД.ММ.ГГГГ N 1912, согласно которых Склярук В.В. с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) принята на должность врача интерна по педиатрии Курского территориального медицинского объединения (ТМО) в Эдиссийское медицинское объединение, в должности врача интерна по педиатрии выполняла функции врача педиатра по ДД.ММ.ГГГГ, а также представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ № с указанием заработка за период прохождения интернатуры помесячно с декабря 1993 года по октябрь 1994 года.
Таким образом, судом установлено, что в период прохождения интернатуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Склярук В.В. выполняла функциональные обязанностей врача педиатра.
Как следует из справок, выданных Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ставропольского края «Курская района больница» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, Курское территориальное медицинское объединение переименовано в Государственное учреждение здравоохранения «Курская центральная районная больница» на основании Распоряжения главы Курской районной государственной администрации Ставропольского края №187-р от 22.08.2000 года.
На основании приказа Министерства здравоохранения Ставропольского края №21-рп от 26.01.2005 года «О безвозмездной передаче государственных учреждений здравоохранения из государственной собственности Ставропольского края в муниципальную собственность муниципальных районов Ставропольского края» и решения главы Курского муниципального района Ставропольского края №59 от 19.05.2005 года Государственной учреждение здравоохранения «Курская центральная районная больница» переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения «Курская центральная районная больница» с 21 июня 2005 года (Устав МУЗ «Курская центральная районная больница»). МУЗ «Курская центральная районная больница» находится на территории Курского сельского совета, обслуживает население ст. Курской и Курского района и является сельским лечебным учреждением.
Муниципальное учреждение здравоохранения «Курская центральная районная больница» переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Курская центральная районная больница» на основании постановления администрации Курского муниципального района Ставропольского края от 22.09.2011г. № 561.
Согласно распоряжению Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2012г. №586-рп муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Курская центральная районная больница» передано в государственную собственность Ставропольского края. В связи со сменой учредителя с 01.01.2013г. Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Курская центральная районная больница» переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Курская центральная районная больница».
На основании приказа Министерства здравоохранения Ставропольского края № 01-05/421 от 01.06.2016г., письма Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 05.04.2016г. №4119/03 и Листа записи Единого государственного реестра юридических лиц Межрайонной ИФНС России №1 по Ставропольскому краю от 10.06.2016г. государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Курская центральная районная больница» переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Курская районная больница».
В период с 1993 года по 21 августа 2000 года Эдиссийское медицинское объединение входило в состав Курского территориального медицинского объединения.
Таким образом, усматривается, что Эдиссийское медицинское объединение входило в состав Курского территориального медицинского объединения, переименованного первоначально в ГУЗ «Курская центральная районная больница», затем в результате неоднократных изменений форм собственности и переименований в настоящее время переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Курская районная больница»,то есть является одним и тем же лечебным учреждением, на протяжении всего периода существования основным видом деятельности которого является лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения.
Таким образом, судом установлено, что в оспариваемый период с 24.11.1993 по 21.08.2000 годы Склярук В.В. работала в должности врача интерна по педиатрии, врача педиатра и осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Несмотря на наименование медицинского учреждения (в период с 24 ноября 1993 года по 21 августа 2000 года) Курское территориальное медицинское объединение являлось лечебно – профилактическим учреждением, учреждением здравоохранения, что подтверждается, в том числе и представленными в материалы дела копиями уставов, условия труда, специфика, характер работы, функциональные обязанности истицы не менялись и соответствовали должности врача педиатра, в подтверждение чего также представлены должностные инструкции.
Однако, указанный период работы Склярук В.В. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) не был включен ответчиком в специальный стаж работы истицы, что противоречит общему смыслу и целевому назначению действующего пенсионного законодательства и ограничивает права Склярук В.В., как гражданина, профессиональная деятельность которого связана с неблагоприятным воздействием определенных факторов.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, период работы истицы в Эдиссийском медицинском объединении Курского территориального медицинского объединения в должности врача-интерна по педиатрии в период с 24.11.1993 по 31.10.1994 и врача педиатра в период с 01.11.1994 по 31.10.1999 подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном порядке (1 год работы за год и 3 месяца), в должности врача педиатра период с 01.11.1999 по 21.08.2000 подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» в календарном порядке.
Согласно ч.1 ст.22 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая спорный период, на дату обращения с заявлением истец имела необходимый 25-летний стаж лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий ей право на досрочное назначение пенсии.
Таким образом, в силу прямого указания закона, пенсия истице может быть назначена с момента обращения в уполномоченный орган, то есть с 12 декабря 2018 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Склярук Валентины Валерьевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) о возложении обязанности включить в стаж период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня ее обращения за досрочным назначением страховой пенсии, удовлетворить.
Включить в стаж, дающий право на досрочное назначение Склярук Валентине Валерьевне страховой пенсии по старости, период работы в Эдиссийском медицинском объединении Курского территориального медицинского объединения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача интерна по педиатрии, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача педиатра в льготном порядке (1 год работы за год и 3 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача педиатра в календарном порядке, в соответствии с ранее действующим законодательством.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского (межрайонное) края назначить Склярук Валентине Валерьевне страховую пенсию по старости, с даты ее обращения с 12 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, путем подачи апелляционной жалобы через Георгиевский городской суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2019 года.
Судья С.Н. Купцова