Дело № 2-4333/2023
50RS0021-01-2022-009404-78
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 июля 2023 года г. Химки Московской области
Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., при секретаре Кочоян Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социального развития Московской области о взыскании единовременной денежной выплаты по оплате дополнительного отпуска 14 календарных дней за 2019, 2020, 2021 г.г. в размере 149 655,24 руб., ежегодной денежной компенсации на оздоровление за 2019, 2020, 2021 г.г. в размере 300,00 руб., третьи лица – Военный комиссариат Московской области, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области,
УСТАНОВИЛ:
28.07.2022 г. ФИО1 обратилась в Красногорский городской суд Московской области с иском к Министерству социального развития Московской области о взыскании единовременной денежной выплаты по оплате дополнительного отпуска 14 календарных дней за 2019, 2020, 2021 г.г. в размере 149 655,24 руб., ежегодной денежной компенсации на оздоровление за 2019, 2020, 2021 г.г. в размере 300,00 руб.
Определением Красногорского городского суда Московской области от 15.03.2023 г. дело передано по подсудности в Химкинский городской суд Московской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства социального развития Московской области пояснил, что Федеральным законом от 06.12.2021 N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" полномочия по предоставлению мер социальной поддержки пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС переданы Пенсионному Фонду Российской Федерации. Также были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации № 542. В соответствии со пунктом 2 финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, за исключением расходных обязательств Российской Федерации, указанных в пункте 6 настоящих Правил. Согласно изменениям, внесенным в постановление Правительства РФ № 136 (в редакции № 9 от 21.01.2022), заявление и документы, на оплату дополнительного оплачиваемого осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2021 N 391-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 годов" следует, что финансирование мер социальной поддержки гражданам, подвергшихся радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, предоставляется Пенсионному Российской Федерации. Аналогичные сведения содержатся и в Федеральном законе от 05.12.2022 N 464 «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов". Учитывая, что ФИО1 обратилась за получением ежегодной компенсации за дополнительный оплачиваемый отпуск и оздоровление, в июле 2022 г., т.е. уже после проведения процедуры передачи полномочий Пенсионному фонду Российской Федерации, реализация Министерством социального развития Московской области выплаты компенсации в случае ее присуждения, не представляется возможной и противоречит выше приведенным нормативно - правовым актам.
Истица ФИО1 в судебное заседание явилась, пояснила суду, что за выплатой за 2019 г. она обратилась в Министерство социального развития в 2020 г. В связи с пандемией больше не имела возможности обращаться соответствующий орган. И сразу обратилась в суд за выплатами за 2019-2021 г.г.
Представитель третьего лица - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в судебное заседание явился, пояснил, что истица в их организацию не обращалась, в связи с чем, е необходимо обратиться в Отделение № 1.
Представитель третьего лица - Военного комиссариата Московской области в судебное заседание не явился, извещен.
Дело с учетом мнения участников процесса рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица - Военного комиссариата Московской области.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу абз. 2 ст. 222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.
ФИО1 работает врачом клинической лабораторной диагностики офтальмологического отделения (клинико-функциональной диагностики органа зрения) офтальмологического центра ФГБУ «3 ЦВГК им.А.А. Вишневского» Министерства обороны РФ.
ФИО1 в период с 26.04.1986 года по 11.12.1989 года проживала в г. <адрес>, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, добровольно эвакуирована из зоны отселения, что подтверждается соответствующим удостоверением серии АГ № 087709, выданным Красногорским управлением социальной защиты населения, имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а именно на предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска 14 календарных дней, с выплатой единовременной компенсации на оздоровление.
Согласно ст.ст.2, 3 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются данным Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих этому Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.
Гражданам Российской Федерации гарантированы установленные законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Согласно ст.13 Закона к гражданам, подвергшимся радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, относятся граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения либо выехавшие в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации.
К мерам социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является предоставление им ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (п.5 ч.1 ст.14 Закона).
Статьей 5 Закона предусмотрено, что возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2005г № 542 утверждены Правила финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным Законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, в том числе работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органом исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Как следует из материалов дела, ФИО1 не относится к той категории лиц, финансирование и предоставление мер социальной поддержки которым осуществляет Министерство обороны РФ.
Федеральным законом от 06.12.2021 N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" полномочия по предоставлению мер социальной поддержки пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС переданы Пенсионному Фонду Российской Федерации.
Также были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации № 542. В соответствии со пунктом 2 финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, за исключением расходных обязательств Российской Федерации, указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Согласно изменениям, внесенным в постановление Правительства РФ № 136 (в редакции № 9 от 21.01.2022), заявление и документы, на оплату дополнительного оплачиваемого осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2021 N 391-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 годов" следует, что финансирование мер социальной поддержки гражданам, подвергшихся радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, предоставляется Пенсионному Российской Федерации.
Аналогичные сведения содержатся и в Федеральном законе от 05.12.2022 N 464 «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Учитывая, что ФИО1 обратилась за получением ежегодной компенсации за дополнительный оплачиваемый отпуск и оздоровление, в июле 2022 г., т.е. уже после проведения процедуры передачи полномочий Пенсионному фонду Российской Федерации, реализация Министерством социального развития Московской области выплаты компенсации в случае ее присуждения, не представляется возможной.
Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата ежегодной компенсации за дополнительный оплачиваемый отпуск и оздоровление осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении указанных выплат со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за назначением выплат, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении указанных выплат или об отказе в их назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Как установлено судом, истица надлежащим образом не обращалась в Пенсионный орган с просьбой о ежегодной компенсации за дополнительный оплачиваемый отпуск и оздоровление за 2019-2021 г.г., и в данном случае решение Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области не было вынесено. Таким образом, истицей не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.222, 224-225 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Исковое заявление ФИО1 к Министерству социального развития Московской области о взыскании единовременной денежной выплаты по оплате дополнительного отпуска 14 календарных дней за 2019, 2020, 2021 г.г. в размере 149 655,24 руб., ежегодной денежной компенсации на оздоровление за 2019, 2020, 2021 г.г. в размере 300,00 руб., третьи лица – Военный комиссариат Московской области, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области, оставить без рассмотрения.
Для устранения обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела, разъяснить Заявителю необходимость обратиться с соответствующим заявлением в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области.
На определение может быть подана частная жалоба в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение 15 дней.
Судья: Н.Н. Тягай