Дело № 2-636/2023
УИД 45RS0006-01-2023-000768-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Каргаполье 22 ноября 2023 г.
Каргапольский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Корепановой Т.А.,
с участием представителя истца Горшкова С.Ю. - Черепанова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горшкова Сергея Юрьевича к инспекции Каргапольского муниципального округа отдела регистрации техники и организации государственного надзора управления гостехнадзора Департамента агропромышленного комплекса Курганской области о возложении обязанностей,
установил:
Горшков С.Ю. обратился в суд с иском к инспекции Каргапольского муниципального округа отдела регистрации техники и организации государственного надзора управления гостехнадзора Департамента агропромышленного комплекса Курганской области о возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что 5 октября 2021 г. обратился в Каргапольский районный суд с иском к Администрации Осиновского сельсовета о признании права собственности на прицеп, его исковые требования были удовлетворены, за ним было признано право собственности на прицеп ПСЕ-20-1, заводской № 13360, год выпуска 1990, цвет красный, государственный номер отсутствует.
11 ноября 2021 г. он обратился в инспекцию Гостехнадзора по Каргапольскому муниципальному округу Курганской области с целью постановки на регистрационный учет прицепа ПСЕ-20-1, 1990 года выпуска. В регистрации ему было отказано по причине отсутствия правоустанавливающих документов и ему было рекомендовано обратиться в суд с иском о регистрации прицепа. Техническая документация на прицеп ПСЕ-20-1, а именно – паспорт самоходного транспортного средства и свидетельство о регистрации отсутствуют, что лишает его права в полной мере реализовать свои полномочия собственника в отношении данного имущества, поскольку транспортное средство при отсутствии технической документации на него не может быть поставлено на регистрационный учет в соответствующем государственном органе, осуществляющем регистрацию транспортных средств, и как следствие, не может выступать в качестве участника дорожного движения.
Просит суд, обязать инспекцию Каргапольского муниципального округа отдела регистрации техники и организации государственного надзора управления гостехнадзора Департамента агропромышленного комплекса Курганской области зарегистрировать за ним прицеп ПСЕ-20-1, заводской № 13360, год выпуска 1990, цвет красный, государственный номер отсутствует, выдать паспорт самоходной машины и других видов техники.
В судебном заседании представитель истца Черепанов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. В дополнении пояснил, что прицеп был найден Горшковым С.Ю. и приведен в исправное состояние. В регистрации прицепа ему было отказано в связи с отсутствием паспорта самоходной машины, было предложено обратиться в суд.
Представитель ответчика инспекции Каргапольского муниципального округа отдела регистрации техники и организации государственного надзора управления гостехнадзора Департамента агропромышленного комплекса Курганской области Брагин А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, решение оставил на усмотрение суда.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что решением Каргапольского районного суда Курганской области от 5 октября 2021 г., вступившего в законную силу 9 ноября 2021 г., частично удовлетворены исковые требования Горшкова С.Ю. к Администрации Осиновского сельсовета о признании права собственности на прицеп. За Горшковым С.Ю. признано право собственности на прицеп ПСЕ-20-1, заводской № 13360, 1990 года выпуска, цвет красный, г/н отсутствует. В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на Инспекцию Гостехнадзора Курганской области поставить на учет и провести техническое освидетельствование прицепа, отказано.
Из описательно – мотивировочной части решения следует, что основанием для отказа Горшкову С.Ю. в части заявленных требований послужило не соблюдение истцом требований Правил государственной регистрации тракторов органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, предусматривающих заявительный порядок регистрации самоходной машины. Кроме того, из справки Инспекции Гостехнадзора Каргапольского района Курганской области от 16 августа 2021 г. и акта проведения сверки номерных узлов и агрегатов самоходной машины от 16 августа 2021 г. следует, что прицеп ПСЕ-20-1, заводской № №*, 1990 года выпуска, цвет красный, г/н отсутствует, на учете в Инспекции Гостехнадзора, в журнале регистрации угона не значится, в базе данных Инспекции Гостехнадзора Курганской области данной единицы техники нет, прицеп исправен, то есть пригоден к эксплуатации (л.д. 3-4).
В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Вступившим в законную силу решением Каргапольского районного суда Курганской области от 5 октября 2021 г. признано право собственности Горшкова С.Ю. на прицеп ПСЕ-20-1, заводской №*, 1990 года выпуска, цвет красный, г/н отсутствует. С учетом положений ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указанные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь по настоящему делу.
11 ноября 2021 г. Горшков С.Ю. обратился с заявлением в инспекцию Каргапольского района Управления гостехнадзора с просьбой зарегистрировать тракторный прицеп ПСЕ-20-1, заводской № 13360, 1990 года выпуска, цвет красный. В регистрации прицепа Горшкову С.Ю. отказано на основании п. 6 Правил регистрации самоходных машин № 1507 от 21 сентября 2020 г. (л.д. 5).
В силу п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Статья 2 указанного Закона устанавливает, что под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.
Правовые и организационные основы деятельности в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, в том числе деятельности, связанной с допуском к эксплуатации самоходных машин и других видов техники, запрещением эксплуатации такой техники, государственной регистрацией и государственным учетом самоходных машин и других видов техники, установлены Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 297-ФЗ «О самоходных машинах и других видах техники» (далее Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 297-ФЗ), вступившим в силу с 3 июля 2022 г.
В пунктах 2 и 3 ст. 1 Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 297-ФЗ определены следующие понятия: другие виды техники - прицепы (полуприцепы) к самоходным машинам, на которые оформляются паспорта самоходных машин и других видов техники (электронные паспорта самоходных машин и других видов техники); прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем, приводящим данное транспортное средство в движение, и предназначенное для движения в составе самоходной машины. Понятие «прицеп» включает в себя понятия «полуприцеп» и «прицеп-роспуск».
Осуществление государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, выдача паспортов самоходных машин и других видов техники и их дубликатов, а также бланков указанных паспортов, действующих в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, отнесены к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники (пп. 1, 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 297-ФЗ).
В соответствии с чч. 1-4 ст. 6 Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 297-ФЗ, государственная регистрация самоходных машин и других видов техники осуществляется в целях их государственного учета и допуска их к эксплуатации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Государственную регистрацию самоходных машин и других видов техники осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники. Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники осуществляется на имя собственника. Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 297-ФЗ, государственный учет самоходных машин и других видов техники, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 297-ФЗ, паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются и выдаются (электронные паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются) в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
В соответствии с п.п. «б, в, д» п. 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники» (далее Порядок № 122), до 1 января 2016 г. допускалось оформление паспортов самоходных машин и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства-члена. Допускается оформление паспортов самоходных машин и других видов техники в соответствии с единой формой паспорта самоходной машины и других видов техники и Порядком заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утвержденными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. № 100 (далее Порядок № 100): в Российской Федерации - до 1 ноября 2022 г. включительно. Не допускается одновременное оформление электронного паспорта и паспорта на бумажном носителе на 1 транспортное средство (шасси транспортного средства), самоходную машину и другой вид техники.
Согласно п. 2 Порядка № 100, паспорт оформляется организациями - изготовителями машин, включенными в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники (далее - изготовители), на произведенные ими машины, а также в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), - уполномоченными органами (организациями) государств-членов, включенными в указанный единый реестр (далее - уполномоченные органы (организации)), по единой форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 № 100.
Согласно п. 9 Порядка № 100, орган, уполномоченный на регистрацию машин может выдать дубликат ПСМ только на ранее зарегистрированную машину.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники» (далее - постановление Правительства РФ № 460) предусматривалось введение паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме машин Вооруженных Сил и других войск РФ, с 1 сентября 1995 г. При этом было установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации. Согласно п. 2 указанного постановления, паспорта выдавались органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 г., ввозимые на территорию РФ до 1 сентября 2001 г., а также полученные от Вооруженных Сил и других войск РФ, при предъявлении их к регистрации.
Постановление Правительства РФ № 460 утратило силу с 4 августа 2023 г. в связи с переходом Российской Федерации на оформление электронных паспортов самоходных машин и других видов техники.
Таким образом, начиная со 2 ноября 2022 г. на самоходные машины и другие виды техники допускается оформлять только электронный паспорт.
Согласно п.п. 4, 5 Порядка № 122, участниками систем электронных паспортов являются: а) администратор систем электронных паспортов (далее - администратор); а(1)) национальный оператор систем электронных паспортов; б) организации - изготовители транспортных средств (шасси, машин), включенные в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники (далее - единый реестр), в том числе организации, осуществляющие сборочное производство продукции организации-изготовителя и уполномоченные этой организацией-изготовителем на оформление электронных паспортов на собранную ими продукцию, сведения о которых вносятся организацией-изготовителем в единый реестр в качестве сведений об организациях, уполномоченных на оформление электронных паспортов на собранную продукцию (далее - организации-изготовители); в) органы (организации) государства-члена, уполномоченные на оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси, машин), включенные в единый реестр (далее - уполномоченные органы (организации)); г) Евразийская экономическая комиссия; д) органы государственной власти государств-членов, в том числе: органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств (машин) (далее - органы регистрации); таможенные органы; правоохранительные органы; налоговые органы; е) собственник транспортного средства (шасси, машины); ж) иные лица, заинтересованные в получении (направлении) сведений, содержащихся в электронных паспортах.
Электронные паспорта оформляются в системах электронных паспортов: а) организацией-изготовителем - в отношении транспортных средств (шасси, машин), изготовленных этой организацией-изготовителем с даты начала применения электронных паспортов; б) уполномоченным органом (организацией) - в отношении: единичных транспортных средств; транспортных средств (шасси, машин), ввозимых на таможенную территорию Союза физическим или юридическим лицом на срок более 12 месяцев подряд; транспортных средств (шасси, машин), обращенных в собственность государства-члена в порядке, установленном законодательством государства-члена; транспортных средств (шасси, машин), ввозимых на таможенную территорию Союза, на которые обращено взыскание; транспортных средств (шасси, машин), изготовленных на таможенной территории Союза организацией-изготовителем, не включенной в единый реестр, - в случаях, установленных законодательством государства-члена; транспортных средств (шасси, машин), выпущенных в обращение до даты начала применения электронных паспортов.
В соответствии с п. 20 Порядка, оформление электронного паспорта транспортного средства (шасси) осуществляется с учетом следующих особенностей: а) электронный паспорт транспортного средства (шасси) оформляется уполномоченным органом (организацией) в отношении транспортного средства (шасси) при наличии одобрения типа транспортного средства (шасси), или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 (далее - ТР ТС 018/2011), или документа об оценке соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством государства-члена, выданного в отношении транспортного средства (шасси), являющегося объектом технического регулирования ТР ТС 018/2011, до дня вступления в силу ТР ТС 018/2011; в) электронный паспорт транспортного средства оформляется уполномоченным органом (организацией) при отсутствии документа, указанного в подпункте «а» настоящего пункта, в отношении: транспортного средства, зарегистрированного в органе регистрации до даты начала применения электронных паспортов.
В соответствии с п. 5 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (утв. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. № 1291), полномочия по осуществлению регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) возложены на органы Гостехнадзора.
Указанные органы на момент обращения Горшкова С.Ю. за совершением регистрационных действий 11 ноября 2021 г. и в настоящее время находятся в подчинении (ведении) органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пп. 57.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п. 109 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Порядок государственной регистрации самоходных машин и других видов техники определяют Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации
от 21 сентября 2020 г. № 1507 «Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники» (далее Правила регистрации).
Согласно п. 6 Правил регистрации, государственная регистрация техники совершается на основании заявления владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники. Для государственной регистрации техники представляется в том числе паспорт техники с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации или выписка из электронного паспорта техники (может быть представлена по инициативе заявителя) со статусом «действующий» в автоматизированной системе «Системы электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники» (далее - автоматизированная система системы электронных паспортов техники), оформленного в соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г.
В соответствии с п. 16 Правил регистрации, электронный паспорт техники оформляется органом гостехнадзора в следующих случаях: взамен паспортов техники, предъявляемых заявителем при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации техники; в отношении техники, состоящей на государственном учете.
Судом установлено, что прицеп ПСЕ-20-1, заводской № 13360, цвет красный, 1990 года выпуска, принадлежащий на праве собственности Горшкову С.Ю., ранее на учете в органах гостехнадзора не состоял, выдача паспорта на него не осуществлялась.
С учетом вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Горшковым С.Ю. требований, поскольку в полномочия органов гостехнадзора выдача паспортов самоходных машин и других видов техники, в отношении техники, не состоящей на государственном учете, не входит. Правовые основания для возложения на ответчика обязанности зарегистрировать прицеп также отсутствуют, поскольку проведение регистрации прицепа без предоставления паспорта самоходной машины и других видов техники вышеназванными Правилами регистрации не предусмотрено.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Горшкову Сергею Юрьевичу (паспорт №*) к инспекции Каргапольского муниципального округа отдела регистрации техники и организации государственного надзора управления гостехнадзора Департамента агропромышленного комплекса Курганской области (ИНН 4501034600) о возложении обязанности зарегистрировать прицеп, выдать паспорт самоходной машины, отказать.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Каргапольский районный суд Курганской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.С. Киселева
Мотивированное решение изготовлено 24.11.2023
Судья Н.С. Киселева