22RS0066-01-2022-006115-15
Дело № 2-788/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 апреля 2023 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Этвеш К.Н.,
при секретаре Герман Д.Е.,
с участием прокурора Сергеевой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Алейской межрайонной прокуратуры Алтайского края в интересах Письменного Ф.П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
в Железнодорожный районный суд г. Барнаула с иском в интересах Письменного Федора Павловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (после замены ответчика) обратился и.о. прокурора Алейской межрайонной прокуратуры Алтайского края, который просил признать незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по обеспечению Письменного Ф.П., ДД.ММ.ГГГГ техническим средством реабилитации - 7-01-03 Кресло-коляска с ручным приводом для управления одной рукой комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов); возложить на ответчика обязанность предоставить Письменному Ф.П, техническое средство реабилитации - 7-01-03 Кресло-коляска с ручным приводом для управления одной рукой комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов); взыскать с ответчика в пользу Письменного Ф.П., ДД.ММ.ГГГГ компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
В обоснование иска указывается, что Алейской межрайонной прокуратурой проведена проверка по поручению прокуратуры Алтайского края об обеспечении средствами техническими реабилитации инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что Письменный Ф.П. является инвалидом.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида Письменному Ф.П. рекомендованы технические средства реабилитации - 7-01-03 Кресло-коляска с ручным приводом для управления одной рукой комнатная.
ДД.ММ.ГГГГ Письменным Ф.П. написано заявление в Филиал № Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с целью обеспечения средством технической реабилитации.
Вместе с тем, согласно информации Филиал № регионального отделения Фонда социального страхования Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Письменный Ф.П. на настоящий момент не обеспечен необходимым техническим средством технической реабилитации.
В ходе рассмотрения дела от и.о. прокурора Алейской межрайонной прокуратуры Алтайского края поступил отказ от исковых требований в части требования о возложения на ответчика обязанности предоставить Письменному Ф.П, г.р. техническое средство реабилитации - 7-01-03 Кресло-коляска с ручным приводом для управления одной рукой комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов), поскольку техническое средство реабилитации после подачи иска в суд было предоставлено ответчиком Письменному Ф.П.
Определением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в этой части прекращено.
В судебном заседании прокурор Сергеева И.С. настаивала на удовлетворении исковых требований в части признания бездействия ответчик незаконными и компенсации морального вреда.
Иные участники процесса, надлежаще извещенные, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд на основании ст. 167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Письменный Ф.П. является инвалидом.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида Письменному Ф.П. рекомендованы технические средства реабилитации - 7-01-03 Кресло-коляска с ручным приводом для управления одной рукой комнатная.
ДД.ММ.ГГГГ Письменным Ф.П. написано заявление в Филиал № Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с целью обеспечения техническими реабилитации.
Вместе с тем техническим средством реабилитации Письменный Ф.П. обеспечен только ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после обращения и.о. прокурора Алейской межрайонной прокуратуры Алтайского края иском в суд, что следует из акта приема-передачи товара.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В силу статьи 2 указанного Закона, социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечиваю, социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного законодательства.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалидов является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитании инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Частью 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Абзацем 2 пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, изданным во исполнение указанной нормы, предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил определено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется, в том числе путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу пунктов 4,5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров,
выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Из приведенных норм следует, что обеспечение инвалидов средствами технической реабилитации осуществлялось в 2022 году территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Вместе с тем, правопредшественником ответчика - Государственным учреждением – Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации не предприняты необходимые меры для проведения закупки и заключения контракта на поставку индивидуальных средств реабилитации, жизненно требуемых Письменному Ф.П., что повлекло длительное бездействие по обеспечению гарантированных законом и государством технических средств реабилитации инвалида.
Из анализа приведенных норм права следует, что реализация прав граждан-инвалидов на предоставление технических средств реабилитации не ставится в зависимость от особенностей проведения закупок для обеспечения государственных нужд, поскольку отсутствие ответов поставщиков на запросы для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, не является основанием для не предоставления им средств реабилитации, поскольку невыполнение данных обязательств лишает возможности инвалидов устранить или возможно более полно компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, а значит, и его социальной адаптации, материальной независимости и интеграции в обществе.
Бездействие должностных лиц Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации существенно нарушило законные права и интересы инвалида Письменного Ф.П.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Как следует из материалов дела заявление в Филиал № Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с целью обеспечения средством технической реабилитации подано Письменным Ф.П. ДД.ММ.ГГГГ, а обеспечен необходимым средством технической реабилитации Письменный Ф.П. только ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечение более шести месяцев с момента обращения истца с заявлениями о предоставлении указанных технических средств и в период рассмотрения гражданского дела в суде первой инстанции.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что несвоевременное обеспечение ответчиком истца Письменного Ф.П. техническими средствами реабилитации лишило его возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничило право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
Учитывая, что социальные гарантии, предоставляемые гражданам-инвалидам, предполагают обязанность при наличии соответствующих показаний своевременно обеспечивать граждан - инвалидов техническими средствами реабилитации, независимо от их функционального назначения, наименования и иных обстоятельств, суд признает незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по обеспечению Письменного Ф.П. техническим средством реабилитации - 7-01-03 Кресло-коляска с ручным приводом для управления одной рукой комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов).
Доводы ответчика о том, что не обеспечение инвалида средствами реабилитации в установленный срок и в 2022 году связано с недостаточностью денежных средств, выделенных Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, не принимаются судом во внимание, поскольку реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставится в зависимость от финансирования, процедур проведения аукционов и заключения контрактов.
В силу п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Как предусмотрено ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.
Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.
Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Факт нравственных страданий Письменного Ф.П. в результате противоправного бездействия должностных лиц ответчика подтверждал характером его заболевания, наличием ограничений способности к самообслуживанию и передвижению, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствам реабилитации, а также причиненным физическим дискомфортом.
У заявителя отсутствует возможность самостоятельного приобретения необходимого технического средства реабилитации, в связи с высокой стоимостью технического средства реабилитации.
В связи с несвоевременным предоставлениям необходимого технического средства реабилитации у заявителя ограничена возможность вести комфорт уровень жизни.
В связи с изложенным суд приходит к выводу об удовлетворении требования и.о. прокурора Алейской межрайонной прокуратуры Алтайского края о взыскании с ответчика в пользу материального истца компенсации морального вреда,
Определяя размер денежной компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, суд учитывает степень причиненных истцу нравственных и физических страданий ненадлежащим исполнением своих обязанностей, продолжительность бездействия ответчика, возраст истца, то обстоятельство, что истец является инвалидом, принимает во внимание степень вины ответчика, то обстоятельство, что ответчик в правоотношениях сторон является более сильной стороной, иные заслуживающие внимания обстоятельства, требования разумности и справедливости, находит разумным размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца в размере 5 000 рублей.
В иной части суд не находит оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда.
В соответствии с п. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Процессуальным истцом заявлено об обращении решения суда к немедленному исполнению, однако не указано вследствие каких особых обстоятельств замедление исполнения решения суда о взыскании компенсации морального вреда может привести к значительному ущербу для истца или в силу каких причин исполнение может оказаться невозможным.
Суд, проанализировав спорные правоотношения, также не усматривает законных оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ 2225008796 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - 7-01-03 ░░░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░).
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ 2225008796 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>