УИД: 11RS0001-01-2023-003941-88 Дело № 12-34/2023
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар 19 июля 2023 года
Судья Эжвинского районного суда города Сыктывкара Республики Коми, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Калинина, д. 14, Попов А.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ООО Микрокредитная Компания "Твой.Кредит", ... на постановление врио заместителя руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Татрова Марата Александровича №... от **.**.** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
указанным выше постановлением ООО Микрокредитная Компания "Твой.Кредит" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 120000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО Микрокредитная Компания "Твой.Кредит" обратилось с жалобой на него, в которой просит указанное постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указывает, что привлечение к ответственности осуществлено с нарушением закона. Полагает, что УФССП России по Республике Коми проведено контрольно-надзорное мероприятие, в ходе которого выявлены признаки нескольких административных правонарушений. В силу положений ч. 5 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должно было быть вынесено одно постановление об административном правонарушении с назначением одного наказания. Фактически вынесено два постановления по каждому из выявленных фактов правонарушения, что нарушает требования, установленные нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также заявлено о малозначительности совершённого правонарушения и необходимости применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный орган, лицо, привлечённое к административной ответственности, потерпевшая извещены о месте и времени рассмотрения дела в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель административного органа Елфимов С.Л. против удовлетворения жалобы возражал, указал, что контрольно-надзорных мероприятий в отношении ООО Микрокредитная Компания "Твой.Кредит" не осуществлялось, сведения о событиях, имеющих признаки административных правонарушений, получены в рамках взаимодействия в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006. В связи с чем положения ч. 5 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применяться не должны были.
Иные лица в судебное заседание не явились.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав явившегося, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Положения ч. 1 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривают ответственность за совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.06.2016 № 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон № 230-ФЗ), при осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны действовать добросовестно и разумно.
В силу подп. "б" п. 2 ч. 5 ст. 7 Федерального закона № 230-ФЗ по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником посредством телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи общим числом более четырех раз в неделю.
Из материалов дела следует, что **.**.** между Н. и ООО Микрокредитная Компания "Твой.Кредит" был заключен договор потребительского займа №... на сумму 24000 рублей, сроком на 7 дней. В последующем у Н. образовалась просроченная задолженность.
ООО Микрокредитная Компания "Твой.Кредит" направило Н. на абонентский номер: +№... в период с **.**.** по **.**.** шесть СМС-сообщений, осуществляя взаимодействие с должником.
Изложенное подтверждается представленными УФССП России по Республике Коми сведениями, а именно заявлением Н., сведениями ООО Микрокредитная Компания "Твой.Кредит" об отправленных сообщениях.
Таким образом, установлено, что действия ООО Микрокредитная Компания "Твой.Кредит" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд соглашается с позицией должностного лица о том, что ООО Микрокредитная Компания "Твой.Кредит" в нарушение требований ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не предприняло все зависящие от него меры к недопущению нарушения законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, несмотря на то, что такая возможность у него имелась.
С учетом изложенного, выводы должностного лица о доказанности вины ООО Микрокредитная Компания "Твой.Кредит" в совершении административного правонарушения является правильным, в полной мере мотивирован, соответствует фактическим обстоятельствам дела, подтверждается представленными суду доказательствами и получили надлежащую правовую оценку в постановлении по делу об административном правонарушении.
Доводы заявителя жалобы о необходимости применения положений ч. 5 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении одного административного наказания, поскольку два нарушения были выявлены в ходе одного контрольно-надзорного мероприятия, судом во внимание не принимаются.
Так, **.**.** Н. обратилась в УФССП России по Республике Коми и сообщила, что проходит процедуру банкротства, а МФО распространяют ложную информацию о ней, не дают покоя родственниками, угрожают и воруют личные данные. Данное обращение подано в рамках Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В рамках рассмотрения обращения Н. на основании ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ 05.12.2022 УФССП России по Республике Коми запросило у ООО Микрокредитная Компания "Твой.Кредит" сведения о взаимодействии с Н. по договорам займа.
**.**.** запрошенные сведения были предоставлены.
На основании полученных сведений **.**.** должностным лицом УФССП России по Республике Коми вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Каких-либо сведений о проведении контрольно-надзорных мероприятий со стороны УФССП России по Республике Коми в отношении ООО Микрокредитная Компания "Твой.Кредит" в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Запрос сведений в ходе рассмотрения обращения гражданина в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ, прямо предусмотрен ст. 10 названного закона.
В дальнейшем, обнаружив признаки административного правонарушения, должностное лицо УФССП России по Республике Коми пришло к выводу о возбуждении дела об административном правонарушении.
В связи с чем суд приходит к выводу, что необходимость применения положений ч. 5 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела отсутствовала.
Доводы жалобы о неприменении положений ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются ошибочными.
Должностное лицо УФССП России по Республике Коми в постановлении прямо указывает на учёт положений ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении наказания.
По сведениям ЕГРЮЛ ООО Микрокредитная Компания "Твой.Кредит" является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Ч. 1 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает наказание для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Следовательно, в отношении общества подлежит применению ч. 2 ст. 4.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкция ч. 1 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ООО Микрокредитная Компания "Твой.Кредит", включенному на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф подлежит назначению в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, то есть в размере от двадцати пяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Наказание назначено в виде штрафа в размере 150000 руб., то есть с учётом положений ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения к административной ответственности, срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной соответствующей нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований полагать его чрезмерно суровым суд не усматривает. Основания для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого постановления при рассмотрении жалобы не установлено.
На основании изложенного суд
решил:
постановление врио заместителя руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Татрова Марата Александровича №... от **.**.** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО Микрокредитная Компания "Твой.Кредит" оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд города Сыктывкара Республики Коми в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Попов