Дело № 2-161/2024 <данные изъяты>
УИД 81RS0006-01-2023-002805-26
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2024 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Чащиной Ю.А., при секретаре Засухиной Т.В.,
с участием прокурора Савельевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре с использованием систем видеоконференц-связи в ПСП Кудымкарского городского суда в с. Юрла гражданское дело по иску прокурора Юрлинского района в интересах несовершеннолетнего Д.М.Л. к Зубареву А.В. о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
<адрес> в интересах несовершеннолетнего Д.М.Л. обратился в суд с иском к Зубареву А.В. о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указал, что Зубарев А.В. ДД.ММ.ГГГГ около 18-00 часов, находясь в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, на веранде квартиры по адресу: <адрес>, в ходе внезапно возникшего чувства злости к несовершеннолетнему Д.М.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в момент, когда Д.М.Л. сидел на диване, подошел к нему и нанес один удар по правой ноге, отчего Д.М.Л. испытал физическую боль, при этом у него образовалась гематома на ноге. Приговором Кудымкарского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Зубарев А.В. привлечен к уголовной ответственности <данные изъяты>. Гражданский иск по уголовному делу законным представителем потерпевшего не заявлялся. Совершенное в отношении несовершеннолетнего Д.М.Л. преступление против жизни и здоровья обладает повышенной общественной опасностью, поскольку несовершеннолетнее лицо не способно в должной мере защитить себя. Кроме этого, преступление против жизни и здоровья несет вред как моральному, так и психологическому развитию несовершеннолетнего. Ссылаясь на положения статьи 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, прокурор Юрлинского просит взыскать с Зубарева А.В. в пользу несовершеннолетнего Д.М.Л. компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Юрлинского района Савельева Н.А. на удовлетворении заявленного иска настаивала по изложенным основаниям.
Законный представитель несовершеннолетнего Зубарева А.А., ответчик Зубарев А.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. Ответчик Зубарев А.В. заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен в полном объеме.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу статьи 22 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на личную неприкосновенность. Под правом на личную неприкосновенность понимается гарантированная государством личная безопасность гражданина, состоящая в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на его жизнь и здоровье.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации нематериальные блага, к числу которых отнесены жизнь и здоровье гражданина, принадлежат ему от рождения и неотчуждаемы. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В абзаце 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 14 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда (пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33).
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» моральный вред подлежит компенсации независимо от формы вины причинителя вреда (умысел, неосторожность). Вместе с тем при определении размера компенсации морального вреда суд учитывает форму и степень вины причинителя вреда (статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что приговором Кудымкарского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по уголовному делу № Зубарев А.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью <данные изъяты>.
Из приговора следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 18-00 часов, Зубарев А.В., являясь лицом, подвергнутым административному наказанию по постановлению мирового судьи судебного участка № 6 Кудымкарского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по статье 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, находясь в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, на веранде квартиры по адресу: <адрес>, в ходе внезапно возникшего чувства злости к несовершеннолетнему Д.М.Л., имея умысел на причинение физической боли последнему, осознавая противоправный характер своих действий, предвидя наступление последствий в виде причинения телесных повреждений и физических страданий и желая их наступления, в момент, когда Д.М.Л. сидел на диване, подошел к нему и нанес один удар ногой по правой ноге последнему, от чего Д.М.Л. испытал сильную физическую боль. При этом от противоправного действия Зубарева А.В. у Д.М.Л. образовалось телесное повреждение в виде гематомы на ноге.
Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом (часть 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что поскольку вина Зубарева А.В. в нанесении побоев несовершеннолетнему Д.М.Л. ДД.ММ.ГГГГ установлена вступившим в законную силу приговором Кудымкарского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, которое имеет преюдициальное значение в рамках настоящего гражданского дела, требование прокурора Юрлинского района о взыскании с Зубарева А.В. компенсации морального вреда в пользу несовершеннолетнего Д.М.Л. является правомерным и подлежащим удовлетворению.
Действия ответчика находятся в прямой причинно-следственной связи с имеющимися у несовершеннолетнего Д.М.Л. телесными повреждениями (гематома на правой ноге) и наступившими последствиями в виде физической боли. Причинение морального вреда в этом случае предполагается, является очевидным, а потому выступает достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.
С учетом изложенного, требование прокурора Юрлинского района о взыскании компенсации морального вреда в пользу несовершеннолетнего Д.М.Л. подлежит удовлетворению.
При определении размера подлежащей взысканию с Зубарева А.В. в пользу Д.М.Л. компенсации морального вреда суд принимает во внимание фактические обстоятельства, при которых Д.М.Л. был причинен вред, умышленную форму и степень вины ответчика при совершении им конкретных противоправных действий, характер и тяжесть физических и нравственных страданий несовершеннолетнего Д.М.Л. в результате нанесения ему ответчиком удара ногой по правой ноге, причинившего физическую боль, а также индивидуальные особенности личности истца Д.М.Л. (несовершеннолетний возраст, неспособность в силу возраста в должной мере защитить себя).
Учитывая, что преступление совершено ответчиком с умышленной формой вины, оснований для снижения компенсации морального вреда на основании статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, а также с учетом требований разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с Зубарева А.В. в пользу Д.М.Л. в сумме 20 000 рублей.
На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Юрлинского муниципального округа Пермского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░ №) ░ ░░░░░░ ░.░.░. (░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░ № ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.