Дело № 2-99/2022
21RS0015-01-2021-001235-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 января 2022 года г.Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Крыловой В.М., при ведении протокола помощником судьи Красновой Е.В., с участием помощника прокурора Цивильского района Чувашской Республики Викторовой Д.О., главы администрации Богатыревского сельского поселения Цивильского района ЧР Лаврентьева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Цивильского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Богатыревского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики об обязании установить дублирование звуковой и зрительной информации для инвалидов,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Цивильского района Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Богатыревского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики об обязании установить дублирование звуковой и зрительной информации для инвалидов. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Цивильского района Чувашской Республики проведена проверка соблюдения администрацией Богатыревского сельского поселения требований закона о социальной защите инвалидов. Проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в здании администрации Богатыревского сельского поселения дублирование звуковой и зрительной информации, необходимой для инвалидов знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, не выполнено.
Согласно п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020.Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденными и введенными в действие Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года №904/пр, информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: - перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; - перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); - рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Прокуратурой района в адрес администрации Богатыревского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление по указанным фактам. Вместе с тем, в настоящее время, исходя из ответа администрации Богатыревского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, на представление прокурора следует, что выявленные прокуратурой района нарушения не устранены.
В судебном заседании помощник прокурора Викторова Д.О. исковые требования прокурора района поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям и вновь привела их суду.
Ответчик - администрация Богатыревского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики в лице главы поселения Лаврентьева А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора признал в полном объеме. Суду пояснил, что в настоящее время выявленные нарушения ими устранены.
Выслушав доводы помощника прокурора, объяснения представителя ответчика, признавшего исковые требования прокурора, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Закрепленная в абз. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ льгота предполагает дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Согласно пункту 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:
1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Судом установлено, что прокуратурой Цивильского района Чувашской Республики проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности администрации Богатыревского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики.
ДД.ММ.ГГГГ по фактам выявленных нарушений прокуратурой района в адрес администрации Богатыревского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики было внесено представление.
Проведенной в последующем проверкой было установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в здании администрации Богатыревского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики дублирование звуковой и зрительной информации, необходимой для инвалидов, знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, не обеспечено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что здание администрации Богатыревского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием, и на него в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых административные здания должны быть приспособлены для доступа инвалидов.
Несоблюдение вышеуказанных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, установленных ст. ст. 7, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие, потому исковые требования прокурора Цивильского района ЧР подлежат удовлетворению.
Из представленных ответчиком фотоматериалов следует, что на момент рассмотрения дела в судебном заседании исковые требования прокурора ответчиком исполнены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Цивильского района Чувашской Республики удовлетворить.
Обязать администрацию Богатыревского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики установить дублирование звуковой и зрительной информации, необходимой для инвалидов, знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, на здании администрации Богатыревского сельского поселения Цивильского района, находящемся по адресу: <адрес>, в соответствии с «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденными и введенными в действие Приказом Минстроя России от 30 декабря 2002 года №904/пр.
Решение суда считать исполненным.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Цивильский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 января 2022 года.
Председательствующий: В.М.Крылова