К делу № 2-1161/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Темрюк 30 апреля 2019 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Логвин Л.А.,
при секретаре Беловой Я.О.,
с участием помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края Агаева М.Н.,
представителя ответчика ИП Харенко С.С. – по доверенности Татлыбаева Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по исковому заявлению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края Черного М.В. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Харенко ФИО8 об обязании обеспечить содержание и экспонирование в зоопарке животных в помещениях, позволяющих им свободно передвигаться, площадью соответствующей нормам и обязании обеспечить проведение в отношении животных, содержащихся в зоопарке, профилактических мероприятий (вакцинации),
У С Т А Н О В И Л :
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор Краснодарского края Черный М.В. обратился в Темрюкский районный суд Краснодарского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с указанным исковым заявлением, ссылаясь в обоснование требований на то, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках рассмотрения обращения Сергеевой М.И., в деятельности индивидуального предпринимателя Харенко Сергея Сергеевича, осуществляющего коммерческую демонстрацию объектов животного мира в зоопарке «Лукоморье», расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения обязательных требований.
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным ресурсам.
Согласно ст.ст. 4, 120 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектом Российской Федерации.
Граждане и юридические лица, включая общественные объединения и религиозные организации, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Из положений ч.1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом её изменения, выполнения санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии» определено, что основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются: реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства.
Исходя из требований ст. 18 Закона №4979-1 ответственность за здоровье, содержание использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства – производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
В силу ст. 13 Закона № 4979-1 помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья. Предприятия, учреждения, организации граждане – владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам.
Министерством культуры СССР 25.07.1973 утверждены Правила техники безопасности и производственной санитарии для зоопарков (зоосадов) СССР. Пунктами 158, 159 Правил императивно установлено, что все помещения для содержания животных должны по площади соответствовать средним нормам. Кубатура помещений должна обеспечивать свободу движений, наличие достаточного количества воздуха и света. Нормы экспозиционной площади на одно животное приведены в Приложении №9, согласно которому площадь содержания «Страусов» составляет 15 кв.м, «Енотов» - 2 кв.м, «Лис» - 2 кв.м.
Однако, в ходе контрольно-надзорных мероприятий, проведенных природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Государственной ветеринарной инспекции, ветеринарного надзора и контроля «Славянский» департамента ветеринарии Краснодарского края установлено, что ИП Харенко С.С. в зоопарке «Лукоморье» содержатся 3 головы африканских страуса «Эму» в вольере площадью 40 кв.м, 15 енотов «Полоскунов» - в вольере 15 кв.м, 4 лисы «Чернобурки» - в вольере 4 кв.м.
Помимо прочего, животные, содержащиеся ИП Харенко С.С., профилактическими мероприятиями (вакцинации) против сибирской язвы, ящура, лептоспироза, туберкулеза безосновательно не подверглись, чем нарушены положения ст. 18 Закона №4979-1, п.п. 4.1 Ветеринарных правил 13.3.1103-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 13. Бешенство», утвержденных постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 18.06.1996 №23.
Данные обстоятельства подтверждаются информацией начальника Государственной ветеринарной инспекции, ветеринарного надзора и контроля «Славянский» департамента ветеринарии Краснодарского края от 29.03.2019, создают риск причинения вреда жизни и здоровью животных, содержащихся в зоопарке «лукоморье», а также его посетителей, что является недопустимым.
Бездействие ИП Харенко С.С., выраженное в содержании объектов животного мира в ненадлежащих условиях, и непроведении в отношении последних санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий нарушает интересы Российской Федерации, являющейся собственником объектов животного мира, а также конституционные права неопределенного круга лиц на благополучную окружающую среду, что в соответствии со тс. 45 ГПК РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.
Прокурор просит суд обязать ответчика ИП Харенко С.С. обеспечить содержание и экспонирование в зоопарке «Лукоморье», рас положенном по адресу: <адрес> животных: 3 головы африканских страуса «Эму», 15 енотов «Полоскунов», 4 лисы «Чернобурки» в помещениях, позволяющих им свободно передвигаться, площадью соответствующей нормам, установленным приложением №9 Правил техники безопасности и производственной санитарии для зоопарков (зоосадов) СССР, утвержденных Министерством культуры СССР 25.07.1973, в течение двухмесячного срока после вступления решения суда в законную силу; обязать ответчика обеспечить проведение в отношении животных, содержащихся в зоопарке «Лукоморье», расположенном по адресу: <адрес> профилактических мероприятий (вакцинации) против сибирской язвы, ящура, лептоспироза, туберкулеза, в течение месячного срока после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца – помощник Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры Краснодарского края Агаев М.Н. в судебном заседании настаивал на заявленных исковых требованиях и просил суд удовлетворить х в полном объеме.
Ответчик ИП Харенко С.С., будучи извещенным, в судебное заседание не явился. Его представитель Татлыбаев Н.С., действующий на основании доверенности представил суду письменное заявление и в судебном заседании поддержал заявление о признании ответчиком исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица Государственной ветеринарной инспекции, ветеринарного надзора и контроля «Славянский» департамента ветеринарии Краснодарского края, будучи извещенным судом путем направления судебной повестки, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений, в судебное заседание не явился.
Признание иска представителем ответчика в судебном заседании, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц и на основании ст. 39 ГПК РФ принимается судом.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Таким образом, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и считает возможным и необходимым удовлетворить данные требования в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 173 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края Черного М.В. удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Харенко С.С. обеспечить содержание и экспонирование в зоопарке «Лукоморье», расположенном по адресу: <адрес>, животных: 3 головы африканских страуса «Эму», 15 енотов «Полоскунов», 4 лисы «Чернобурки» в помещениях, позволяющих им свободно передвигаться, площадью соответствующей нормам, установленным приложением №9 Правил техники безопасности и производственной санитарии для зоопарков (зоосадов) СССР, утвержденных Министерством культуры СССР 25.07.1973, в течение двухмесячного срока после вступления решения суда в законную силу.
Обязать индивидуального предпринимателя Харенко С.С. обеспечить проведение в отношении животных, содержащихся в зоопарке «Лукоморье», расположенном по адресу: <адрес>, профилактических мероприятий (вакцинации) против сибирской язвы, ящура, лептоспироза, туберкулеза, в течение месячного срока после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Л.А. Логвин
Решение суда в окончательной форме составлено 06 мая 2019 года.