Дело № 07 июля 2022 года
УИД: 78RS0№-04
В окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Феодориди Н.К.,
при секретаре ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании общим имуществом супругов жилое помещение, исключении из наследственной массы, признании права собственности на супружескую долю,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась с исковым заявлением к ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании общим имуществом супругов жилое помещение, исключении из наследственной массы, о признании права собственности на супружескую долю мотивируя тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в зарегистрированном браке с ФИО1. В период брака, а именно, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было зарегистрировано право собственности на жилое помещение, квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, в которой проживали ФИО1, ФИО2 и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 скончался. После смерти ФИО1, наследниками по закону являются ФИО3 (сын), ФИО4 (дочь), ФИО2, ФИО5 (мать).
Истец, являясь наследником по закону, продолжала пользоваться и проживать в вышеуказанной квартире, несла бремя содержания наследственного имущества, которое согласно наследственному делу № было заведено нотариусом нотариального округа <адрес> ФИО9 на основании которого истцу стало известно, что вышеуказанная квартира вошла в наследственную массу, однако, хотя квартира, расположенная по адресу: <адрес> зарегистрирована на ФИО1, но была приобретена во время брака, на основании договора об инвестировании долевого участия в строительстве жилья от ДД.ММ.ГГГГ, и, следовательно, является совместной собственностью супругов, в связи с чем, просит признать жилое помещение совместно нажитым имуществом, выделить в праве собственности на жилое помещение супружескую долю, исключить из наследственной массы имущество в виде ? доли жилого помещения, признать право собственности на ? долю в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>
Истец и ее представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Ответчик ФИО3 иск признал в полном объеме, не возражал против удовлетворения.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Ответчик ФИО5 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, возражений против иска не представила.
3-е лицо нотариус ФИО9 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила копии наследственного дела № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.ст.56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.34 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства (ч. 2 ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации).
Из разъяснений, изложенных в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака", также следует, что общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу (п.п.1 и 2 ст.34 Семейного кодекса Российской Федерации), является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу ст.ст.128,129, п.п.1 и 2 ст.213 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть объектом права собственности граждан, независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Раздел общего имущества супругов производится по правилам, установленным ст.ст.38, 39 Семейного кодекса Российской Федерации и ст.254 Гражданского кодекса Российской Федерации. Стоимость имущества, подлежащего разделу, определяется на время рассмотрения дела.
Согласно ст.256 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе, и порядок такого раздела устанавливаются семейным законодательством.
В соответствии с ч.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО2 состояла в зарегистрированном браке с ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В период брака, ДД.ММ.ГГГГ № ИС/02-075 на основании договора об инвестировании долевого участия в строительстве жилья приобретено жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ серия 78-ВЛ №.
Согласно свидетельству о смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер.
К имуществу умершего ФИО1 на основании заявления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ открыто наследственное дело.
Таким образом, совместная собственность супругов возникает в силу прямого указания закона. Если супруги при жизни не заключили брачный договор, то имущество, приобретенное ими в период брака на совместные средства, поступает в их совместную собственность, при этом доли супругов в силу статьи 39 Семейного кодекса Российской Федерации признаются равными.
Доводы ответчика ФИО4 об истечении срока исковой давности не нашли своего объективного подтверждения и признаются не состоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
В соответствии с п.1 ст.38 Семейного кодекса Российской Федерации раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов.
К требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности (пункт 7 указанной статьи).
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 43 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" в соответствии со ст.195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица. Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п.1 ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для правильного применения ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо определить день, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" разъяснено, что течение трехлетнего срока исковой давности для требований о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, брак которых расторгнут (п.7 ст.38 Семейного кодекса Российской Федерации), следует исчислять не со времени прекращения брака (дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - дня вступления в законную силу решения), а со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п.1 ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд полагает, что истцом срок исковой давности к заявленным требованиям о выделе доли в совместно нажитом имуществе не пропущен, поскольку срок исковой давности в данном случае следует исчислять с момента смерти ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, именно с этого времени истец должен был узнать о нарушении своего права на раздел общего имущества.
То обстоятельство, что ФИО2 является бывшей супругой наследодателя, не умаляет ее права на выдел супружеской доли в наследственном имуществе, которое было приобретено в период брака с ФИО1
В период жизни ФИО1, между бывшими супругами не возникало споров о разделе совместно нажитого имущества.
В ходе рассмотрения дела ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что с момента расторжения брака ФИО1 предпринимались какие-либо действия, нарушающие права ФИО2 на спорное имущество, в том числе, действия по отчуждению данного объекта недвижимости, а потому у последней отсутствовали основания полагать, что ее права, как сособственника спорного объекта недвижимости, после расторжения брака были нарушены.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст.12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Исключить из наследственной массы после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ ? долю в праве собственности на <адрес> корпус 1 по <адрес>.
Признать за ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. Ленинград, гражданкой РФ, пол женский, паспорт 40 08 762294 выдан ТП № ОУФМС России по СПб и ЛО в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 780-049 право собственности на ? долю в праве собственности на <адрес> корпус 1 по <адрес>, расположенную на 16 этаже, общей площадью 164,5 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья Н.К. Феодориди