Дело № 12-304/2023
Р Е Ш Е Н И Е
10 августа 2023 года город Южно-Сахалинск
Судья Южно-Сахалинского городского суда Лукша Е.Н., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу законного представителя акционерного общества «Северо-Курильская База Сейнерного Флота» (далее по тексту, - АО «СК БСФ») ФИО на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Сахалинской области от 14 марта 2023 года № по делу о привлечении названного общества к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Сахалинской области от 14 марта 2023 года АО «СК БСФ» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 60 000 рублей.
На указанное постановление законным представителем АО «СК БСФ» ФИО принесена жалоба, в которой он просит его отменить, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, а также составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 220 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Лица, претендующие на допуск к работе на судне, обязаны пройти предварительный медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Лица, допущенные к работе на судне, обязаны ежегодно проходить такой медицинский осмотр (часть 1 статьи 55 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).
В силу части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в числе прочего соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29 был утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее - Порядок).
Из положений пункта 2.1.3 Порядка следует, что кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.
На основании пунктов 2.2.1, 2.2.3, 2.2.4 Порядка работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.
Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.
Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.
Работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.
В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Из материалов дела следует, что 5 мая 2022 года ФИО был принят на работу в АО «СК БСФ» на должность капитана <данные изъяты>», о чем с последним был заключен трудовой договор.
21 мая 2022 года с ФИО произошел несчастный случай.
В ходе расследования несчастного случая Государственной инспекцией труда в Сахалинской области установлено, что ФИО был допущен к работе без медицинского осмотра и обучения по охране труда.
Между тем, из материалов расследования несчастного случая следует, что при заключении трудового договора ФИО была представлена работодателю медицинская книжка, содержащая сведения о прохождении ФИО медицинского осмотра, а также заключение о его профессиональной пригодности по занимаемой должности от 9 декабря 2021 года. Данные обстоятельства прохождения медицинского осмотра подтверждаются соответствующими печатями и подписями медицинских работников, а также заключением председателя врачебной комиссии по экспертной профессиональной пригодности.
Приказом Минздрава России от 1 ноября 2022 года № 714н утвержден Порядок проведения медицинского осмотра на наличие медицинских противопоказаний к работе на судне, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и формы медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к работе на судне.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что документы, подтверждающие годность к работе на судне по состоянию здоровья, выданные до вступления в силу настоящего приказа, действительны до истечения срока, на который они были выданы, но не более одного года.
При таких обстоятельствах на момент заключения трудового договора медицинский осмотр ФИО являлся действующим.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что 27 октября 2021 года ФИО прошел обучение по охране труда, что подтверждается соответствующим удостоверением.
Данные о том, что при принятии на работу в АО «СК БСФ» срок действия указанного удостоверения истек, в деле отсутствуют.
При этом, обучение по охране труда работодатель мог провести в течение месяца после приема на работу, который на момент несчастного случая с ФИО не истек.
Кроме того, из диспозиции части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективную сторону правонарушения составляет допуск конкретного работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения им в установленном порядке проверки знаний требований охраны труда.
Следовательно, должны быть установлены обстоятельства такого допуска (работник, дата его допуска, характер работы, вид необходимого инструктажа, и т.д.).
Из протокола об административном правонарушении и обжалуемого постановления такие обстоятельства не следуют.
Напротив, материалами дела подтверждается, что 5 мая 2022 года с ФИО был заключен трудовой договор.
Пунктом 1.3 указанного договора предусмотрено, что местом работы ФИО является судно <данные изъяты>».
Трудовой договор вступает в силу с 6 мая 2022 года (пункт 1.6 Договора).
С 6 по 14 мая 2022 года ФИО находился в отпуске.
15 мая 2022 года ФИО был направлен в командировку в <данные изъяты> для приемки судна <данные изъяты>».
18 мая 2022 года, прибыв в <данные изъяты>, ФИО был направлен в гостиницу на карантин в рамках ограничительных мер в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции, где 21 мая 2022 года и был обнаружен без признаков жизни.
В этой связи фактически ФИО к месту работы не прибыл, к исполнению трудовых обязанностей не приступил.
Таким образом, вывод должностного лица о наличии в действиях АО «СК БСФ» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказанным признать нельзя.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Сахалинской области от 14 марта 2023 года подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению в связи с отсутствием в действиях АО «СК БСФ» состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░ 2023 ░░░░ № ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ «░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 3 ░░░░░░ 5.27.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░
░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░