Дело № 2-1598/2022
УИД 59RS0011-01-2022-001986-36
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 07 июня 2022 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Матлиной О.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пономаревой А.С.,
с участием представителя истца КАА – ГВВ, действующего на основании доверенности,
представителя ответчика ПОА, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Березники Пермского края гражданское дело по иску КАА к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о включении периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж для назначения пенсии,
у с т а н о в и л :
Истец КАА обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным, включении периода работы в трудовой стаж для назначения пенсии. В обоснование исковых требований указал, что ..... истец подал в орган пенсионного обеспечения документы для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с п.п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», как лицо, отработавшее на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее половины установленного срока по Списку № 1. ..... орган пенсионного обеспечения рассмотрел его документы и отказал в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с недостаточностью специального стажа. При рассмотрении документов истца комиссией из подсчета специального стажа был исключен период службы в армии с ..... по ...... Отказ во включении периода службы в армии в его специальный стаж считает необоснованным. В период службы в армии действовало положение «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденное Постановлением СМ СССР от 03.08.1972 № 590. Согласно п. 109 названного положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах со вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, период, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Пункт «к» предусматривает службу в Вооруженных силах СССР, а уходил истец в армию и после службы продолжил свою деятельность на ...... Указанные периоды работы органами Пенсионного фонда в специальный стаж зачтены. По мнению истца, период службы в армии после ..... также подлежит включению в спецстаж, не смотря на то, что с этого момента Положение № 590 уже не действовало, так как при призыве в армию истец рассчитывал на то, что служба в армии будет включена в спецстаж в полном объеме. Исключение периода службы с ..... в противном случае будет являться неправомерным и ущемлять права истца. Кроме того, истец проходил обучение в училище с ..... по ...... Согласно Положению «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденное Постановлением СМ СССР от 03.08.1972 № 590 (п.109) период, указанный в подпункте «з» приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода, п. «з» предусматривал обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации. Истец начал работать во вредных цехах сразу после обучения, что подтверждается документами. Просит суд признать за истцом право на включение в специальный стаж периода обучения с ..... по ..... и периода службы в армии с ..... по ..... для досрочного назначения страховой пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязать орган пенсионного обеспечения включить в специальный стаж период обучения ..... по ..... и период службы в армии с ..... по ....., как лицу, работавшему на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.
Истец КАА в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя.
Представитель истца КАА – ГВВ, действующий на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ПОА, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просит в удовлетворении исковых требований отказать, считает решение об отказе в установлении пенсии законным и обоснованным.
Выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело КАА, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Согласно ст. 3 Федерального закона, страховая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности; страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400 ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 22 указанного Федерального закона, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не рапсе чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия назначается им с уменьшением возраста на один год за каждый полный год такой работы.
Согласно ч. 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 указанного Федерального закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьей 30 Закона, применяются Списки, работ, производств, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665.
В соответствии с пунктом 1 данного постановления в специальный стаж засчитываются периоды работы в соответствии со Списками №№ 1 и 2 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 и со Списками №№ 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
В соответствии с п.12 Приказа от 04.08.2021 № 538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии...», для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Закона в дополнение к документам должны быть приложены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 14 Закона № 400-ФЗ периоды работы и иной деятельности, подлежащие включению в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.1 ст.14). А периоды работы, подлежащие включению в страховой стаж, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п.2 ст. 14).
Истец КАА ..... обратился в Отделение Пенсионного фонда с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-Ф3 «О страховых пенсиях».
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Березники от ..... истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа (л.д.6-8).
По результатам оценки пенсионных прав КАА пенсионным органом установлено, что на день обращения за назначением пенсии специальный стаж истца по Списку № 1 составил .....
По имеющимся документам в специальный стаж по Списку №1 ответчиком зачтены периоды работы:
- с ..... по ..... (0-03-26) - .....
- с ..... по ..... (2-02-26 по фактически отработанному времени) - .....
- с ..... по ..... (4-02-15, за исключением отвлечений, отраженных на ИЛС) - .....
В специальный стаж истца не включены периоды:
- ..... по ..... - обучение в .....;
- с ..... по ..... военная служба в армии по призыву.
Из трудовой книжки истца следует, что в период с ..... по ..... истец КАА учился в ..... ....., ..... был принят в ..... в должности ....., ..... уволен в связи с призывом на военную службу. В период с ..... по ..... служба в армии, ..... принят в ..... на должность ..... (л.д. 16-23).
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно п.8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы, которые имели место до дня вступления в силу данного Закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы, могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.
При необходимости учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 по выбору застрахованного лица могут применяться нормы пунктов Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590), которое действовало при назначении пенсий в соответствии с Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях».
Согласно п.109 Положения № 590 период службы в армии по призыву приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Учитывая, что период действия Списков 1956 только по 31.12.1991, период службы в армии может быть приравнен к периодам льготной работы до этой даты. В период действия Списков 1956 года (до 01.01.1992) специальный стаж заявителя по Списку №1 составляет ......
Согласно пунктам 97 и 109 Положения № 590 к работе по Спискам № 1 или 2 1956 года, приравниваются периоды иной работы и деятельности при соблюдении определенных условий:
- периоды службы в составе Вооруженных сил СССР, иной службы, предусмотренной в подпункте «к» пункта 109 Положения № 590, приравниваются либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода;
- периоды обучения в училищах, школах и на курсах, перечисленных в подпункте «з» пункта 109 Положения № 590, приравниваются к работе, которая следовала за окончанием данного периода.
При этом действует ограничение, предусмотренное предпоследним абзацем пункта 109 Положения № 590, а именно, приравниваемая к работе по Списку № 1 или 2 1956 года, работа и другая деятельность учитывается в размере, не превышающем такой работы, то есть суммарной продолжительности периодов работы по указанным Спискам до 01 января 1992.
Учитывая, что период работы, засчитываемый в стаж на соответствующих видах работ, до ..... Истца составляет ....., период учебы и службы в армии может быть приравнен к работе по Списку № 1 1956 не более данной продолжительности, то есть .....
С учетом такого порядка суммирования специальный стаж по Списку №1 составляет ....., что дает КАА право на льготное пенсионное обеспечение по достижении возраста ......
Такое правовое регулирование направлено на реализацию пенсионных прав лиц, занятых на соответствующих видах работ, и не может рассматриваться как нарушающее права истца на пенсионное обеспечение.
Таким образом, оценив представленные суду доказательства на предмет относимости, допустимости, достаточности, взаимной связи доказательств в их совокупности в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований КАА к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о включении периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж.
Доводы истца о применении аналогии права в данном случае отвергаются судом, поскольку в силу прямого указания закона приравниваемая к работе по Списку № 1 или 2 1956 года, работа и другая деятельность учитывается в размере, не превышающем такой работы, то есть суммарной продолжительности периодов работы по указанным Спискам до 01 января 1992.
Данное положение закона в полной мере учтено ответчиком при подсчете трудового стажа истца, оснований для иного его исчисления судом не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования КАА к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о включении периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме (.....).
Судья (подпись) О.И. Матлина
Копия верна: Судья -