Дело № 5-118/2024
64RS0045-01-2024-001087-97
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть постановления вынесена 22 апреля 2024 года
Мотивированное постановление изготовлено 24 апреля 2024 года
город Саратов
Судья Кировского районного суда города Саратова Сорокина Е.Б.,
при секретаре Агаеве Ш.Ш.,
с участием защитника ГКУ Саратовской области «Управление капитального строительства» Еронина О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении государственного казенного учреждения Саратовской области «Управление капитального строительства»
установил:
ГКУ Саратовской области «Управление капитального строительства» совершило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, то есть совершила правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками счетной палатой Российской Федерации произведен контрольный обмер в отношении объекта культурного наследия регионального значения с наименованием «Театр оперы и балета, 1864 г., 1959-1961 гг.», расположенного по адресу: <адрес>, пл. Театральная, 1.
В ходе проведения мероприятий, установлено, что в процессе проведения работ по сохранению указанного объекта культурного наследия утрачены элементы лепного декора в помещениях театра, являющегося предметом охраны (охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ №), установлена частичная утрата элементов, которые в соответствии с приказом комитета по охране культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ № и охранным обязательством от ДД.ММ.ГГГГ № являются предметом охраны, а именно: стилизованные балясины ограждений парадных лестниц; мутулы под выносной плитой карниза антаблементов; колонны с капителями; орнаментный лепной декор; скульптурная композиция в нише главного фасада (демонтирована частями), утеряна часть композиции. Установлено частичное отсутствие объектов, являющихся предметом охраны в соответствии с приложением № к приказу комитета по охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: колонны гл. входа и ризалитов восточного объема здания; венчающие карнизы; карниз антаблемента с модульонами; художественные рельефные вставки; подлинные деревянные входные двери с тянутыми наличниками; гранитный цоколь с гранитным кордоном; ограждение двух парадных лестниц - гипсовые стилизованные колонки с ионическими капителями, с деревянными поручнями перил; лепные тянутые настенные и потолочные карнизы сложного профиля, дентикулы, колонны вестибюля и лепной фриз; пилястры, колонны с ионическими капителями роспись плафона (по эскизам арх. ФИО3), фриз с многофигурными барельефами; своды с распалубками и лепным декором и полукупольный свод с кессонным декором в буфетных залах 2-го этажа; подлинные паркетные полы.
В соответствии с государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ (идентификационный код закупки: 202645213198764520№) ГКУ <адрес> «Управление капитального строительства» (Заказчик) в лице директора Князева О.Е. с одной стороны и ООО «Адепт Строй» (Подрядчик) в лице генерального директора Варлахина М.Н., заключили государственный контракт, в соответствии с которым Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство по выполнению работ на объекте капитального строительства «Сохранение объекта культурного наследия регионального значения «Театр оперы и балета, 1864 г., 1959-1961 гг.», расположенного по адресу: <адрес>, пл. Театральная, <адрес>.
Согласно условиям государственного контракта, работы по сохранению указанного объекта культурного наследия проводятся в соответствии с проектной, в том числе сметной документацией, имеющей положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства ГАУ «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве», а также условиям контракта, техническим заданием, требованиям действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок выполнения работ, являющихся предметом Контракта, в том числе Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; приказа Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы».
Согласно пункту 4 государственного контракта заказчик обязуется осуществлять технический надзор за выполнением работ на объекте,, обеспечивает строительство объекта специальным технологическим и другим оборудованием, контролирует осуществление приемки, учета и надлежащего хранения находящегося на складах подрядчика изделий и материалов.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Адепт Строй» выдано разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения с наименованием «Театр оперы и балета, 1864 г., 1959-1961 гг.».
В соответствии с проектной документацией, сохранение архитектурных элементов составляющих предмет охраны в оригинальном виде является обязательным условием при выполнении работ по сохранению указанного объекта культурного наследия.
В связи с вышеизложенным, ГКУ <адрес> «Управление капитального строительства» не осуществив должным образом обязательства по контролю за ходом проведения работ на объекте культурного наследия, предусмотренные государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ и допустило нарушение ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», что привело к несоответствию фактически выполненных работ с проектной документацией.
Таким образом, в действиях ГКУ <адрес> «Управление капитального строительства» содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ -нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Защитник ГКУ <адрес> «Управление капитального ремонта» Еронин О.Ю. в судебном заседании вину не признал, указав, что все переданные на хранение объекты культурного наследия находятся в наличии, в подтверждении чего представил фотоматериал, просил производство прекратить.
Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Выслушав защитника ГКУ Саратовской области « Управление капитального ремонта» Еронина О.Ю., исследовав письменные доказательства, проанализировав и оценив представленные доказательства в совокупности, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, решение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации урегулированы положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу ч. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
В судебном заседании установлено, что «Театр оперы и балета, 1864 г., 1959-1961 гг.», расположенный по адресу: <адрес>, пл. Театральная, 1 является объектом культурного наследия регионального значения.
«Театр оперы и балета, 1864 г., 1959-1961 гг.», расположенный по адресу: <адрес>, пл. Театральная, 1 находится в ведении ГКУ <адрес> «Управление капитального строительства».
В соответствии со статьей 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", собственник или иной законный правообладатель памятника архитектуры также обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Так, в результате осмотра установлено, что на выявленном объекте культурного наследия «Театр оперы и балета, 1864 г., 1959-1961 гг.» утрачены элементы лепного декора в помещениях театра, являющегося предметом охраны (охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ №), установлена частичная утрата элементов, которые в соответствии с приказом комитета по охране культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ № и охранным обязательством от ДД.ММ.ГГГГ № являются предметом охраны, а именно: стилизованные балясины ограждений парадных лестниц; мутулы под выносной плитой карниза антаблементов; колонны с капителями; орнаментный лепной декор; скульптурная композиция в нише главного фасада (демонтирована частями), утеряна часть композиции. Установлено частичное отсутствие объектов, являющихся предметом охраны в соответствии с приложением № к приказу комитета по охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: колонны гл. входа и ризалитов восточного объема здания; венчающие карнизы; карниз антаблемента с модульонами; художественные рельефные вставки; подлинные деревянные входные двери с тянутыми наличниками; гранитный цоколь с гранитным кордоном; ограждение двух парадных лестниц - гипсовые стилизованные колонки с ионическими капителями, с деревянными поручнями перил; лепные тянутые настенные и потолочные карнизы сложного профиля, дентикулы, колонны вестибюля и лепной фриз; пилястры, колонны с ионическими капителями роспись плафона (по эскизам арх. ФИО3), фриз с многофигурными барельефами; своды с распалубками и лепным декором и полукупольный свод с кессонным декором в буфетных залах 2-го этажа; подлинные паркетные полы.
Вина ГКУ <адрес> «Управление капитального строительства» в совершении указанного административного правонарушения, подтверждается полученными с соблюдением требований КоАП РФ доказательствами, а именно:
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержится описание совершенного правонарушения, аналогичного обстоятельствам, установленным в судебном заседании;
- копией постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П О включении объектов культурного наследия регионального значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- копией приказа министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Театр оперы и балета, 1864 г., 1959-1961 гг.» в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- копией паспорта объекта культурного наследия;
- копией учетной карты объекта, представляющего собой историко- культурную ценность;
- копией охранного обязательства собственника недвижимого объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) от ДД.ММ.ГГГГ №;
- копией приказа комитета по охране культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границ территорий объектов"культурного наследия, правовых режимов использования земельных участков в границах территорий и предмета охраны объектов культурного наследия»;
- копией государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ;
- копией разрешения на производство работ по сохранению объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ N° 03-10/94;
- копией согласования проектной документации;
- копией акта контрольного обмера на объекте контрольного мероприятия, проводимого счетной палатой Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ;
- копией служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ.
- выпиской из единого государственного реестра юридических лиц;
- копией устава государственное казенное учреждение <адрес> «Управление капитального строительства»;
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в действиях ГКУ <адрес> «Управление капитального строительства» содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 7. 13 КоАП РФ - нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ оценка доказательств производится судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Указанные доказательства судья считает достоверными, допустимыми, относящимися к данному делу, не дающими оснований сомневаться в их объективности и достоверности, в связи с чем, судья принимает их и кладет в основу данного постановления, как доказательства виновности ГКУ <адрес> «Управление капитального строительства» в совершении указанного административного правонарушения.
Представленный защитником Ерониным О.Ю. фотоматериал, договора аренды и накладные не являются достоверным доказательством наличия всех вверенных объектов культурного наследия у ГКУ <адрес> «Управление капитального строительства».
Доказательств, подтверждающих отсутствие реальной возможности соблюдать требования действующего законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, принятие всех зависящих мер для соблюдения вышеуказанных требований закона, в материалах дела не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств суд не находит.
Назначая административное наказание, судья учитывает положения ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, объектом которого является охрана объекта культурного наследия, имущественное и финансовое положение должностного лица, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
На основании ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания должностному лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
С учетом совокупности обстоятельств по делу, установленных в судебном заседании, исходя из санкции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, судья считает необходимым назначить ГКУ <адрес> «Управление капитального строительства» административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
государственное казенное учреждение Саратовской области «Управление капитального строительства» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.
Перечисление штрафа необходимо произвести в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Саратовской области (Министерство финансов Саратовской области Комитет культурного наследия Саратовской области), отделение Саратов банка России//УФК по Саратовской области, казначейский счет 03221643630000006000, единый казначейский счет 40102810845370000052, БИК ТОФК 16311121, ИНН 6454104918, КПП 645401001, КБК 03711607090020000140, плательщик ГКУ Саратовской области «Управление капитального строительства».
Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Сорокина Е.Б.