Медвежьегорский районный суд Республики Карелия, 186352, г. Медвежьегорск, ул. Заводская, д. 7а
РЕШЕНИЕ
дело № 12-14/2022
УИД 10RS0008-01-2022-000404-55
25 апреля 2022 года г. Медвежьегорск
Судья Медвежьегорского районного суда Республики Карелия Ерохова Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Павковой А.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу Федерального бюджетного учреждения «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» (далее: ФБУ «Администрация «Беломорканал») на постановление старшего государственного инспектора труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 14 февраля 2022 года № 10/6-67-21-ИЗ/12-1260-И/168-2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 14.02.2022 № 10/6-67-21-ИЗ/12-1260-И/168-2ФБУ юридическое лицо ФБУ «Администрация «Беломорканал» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 135000 рублей.
Как следует из постановления, 06.11.2021 по месту осуществления деятельности по адресу Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Дзержинского, д. 26 ФБУ «Администрация «Беломорканал», являясь работодателем, в нарушение требований абз. 2 ч. 2 ст. 22, абз. 7 ч. 2 ст. 212, ч. 1 и ч. 3 ст. 221 Трудового кодекса РФ, п. 4 и п. 5 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, не обеспечило моториста теплохода «Пеликан» Армаша П.П., работающего во вредных условиях труда 2 степени, средствами индивидуальной защиты – наушниками противошумными или вкладышами противошумными. Правонарушение обнаружено 31.01.2022 в связи с расследованием несчастного случая со смертельным исходом, произошедшим с Армашем П.П. 06.11.2021.
С постановлением не согласно ФБУ «Администрация «Беломорканал», в жалобе просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью вины в совершении вменяемого административного правонарушения. Полагает, что старшим государственным инспектором отдела охраны труда не были полно, всесторонне и объективно учтены все обстоятельства дела. Трудовое законодательство и требования охраны труда Учреждением соблюдаются, в установленном порядке приобретаются и выдаются СИЗ. Из объяснительной заведующей складом Повенецкого района гидросооружений – филиала ФБУ «Администрация «Беломорканал» Лыткиной Т.Г. от 25.11.2021 следует, что при выдаче специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты моторист Армаш П.П. отказался получать наушники противошумные, мотивировав отказ тем, что на судне их имеется в достаточном количестве. Данный факт подтверждается объяснительной капитана теплохода «Пеликан» Рокко К.Н. При входе в машинное отделение теплохода «Пеликан» в соответствии с требованиями п. 60 ч. V Межотраслевых правил были размещены запасные (дежурные) наушники, которые согласно выписке из ведомости остатков материалов программы «1С» числятся за указанным теплоходом. Кроме того, при входе в машинное отделение находились наушники второго моториста теплохода «Пеликан» Пискунова А.Е., в самом машинном отделении имеются дополнительные наушники. Таким образом, на теплоходе имелись три пары наушников, которыми моторист Армаш П.П. пользовался.
В судебном заседании представители ФБУ «Администрация «Беломорканал» Лахтионова В.А. и Румаков О.А. требование поддержали, дополнили, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом.
Старший государственный инспектор труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Быков А.С. в судебное заседание не явился, извещен, в возражениях на жалобу поддержал сведения, изложенные в постановлении от 14.02.2022, указав, что у ФБУ «Администрация «Беломорканал» имелась возможность для соблюдения установленных законом требований.
Заслушав объяснения представителей ФБУ «Администрация «Беломорканал», показания свидетелей, исследовав материалы дела, принимая во внимание положения ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Согласно ст. 214 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
В силу ст. 221 Трудового кодекса РФ для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Средства индивидуальной защиты включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Частью 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность необеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к ст. 5.27.1 КоАП РФ под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
Пунктом 5.5 технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011) средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю. Ко второму классу относятся средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.
Таким образом, основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ является необеспечение работников только теми средствами индивидуальной защиты, которые относятся ко второму классу степени риска причинения вреда. Соответственно, чтобы определить, к какому классу относятся средства индивидуальной защиты, следует руководствоваться пунктом 5.5 технического регламента и приложением № 4 к нему.
В соответствии с приложением № 4 к техническому регламенту средства индивидуальной защиты органа слуха относятся к средствам индивидуальной защиты от механических воздействий и ко второму классу риска.
Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Согласно п. 26 Межотраслевых правил, работодатель обеспечивает обязательность применения работниками СИЗ. Работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ.
Ведомостями материальных ценностей теплохода «Пеликан», личной карточкой учета выдачи СИЗ № 770, фотоматериалами, объяснительной Лыткиной Т.Г., показаниями допрошенных судом свидетелей Лыткиной Т.Г., Рокко К.Н., Пискунова А.Е. подтверждается, что моторист теплохода «Пеликан» Армаш П.П. работал во вредных условиях труда, в связи с чем обеспечивался ФБУ «Администрация «Беломорканал» средствами индивидуальной защиты, включая противошумные наушники. Указанные СИЗ в достаточном количестве имелись на теплоходе, однако от личного получения противошумных наушников Армаш П.П. отказался, поскольку пользовался уже имеющимися на теплоходе наушниками. Соответственно, работодателем ФБУ «Администрация «Беломорканал» принимались надлежащие и своевременные меры по обеспечению моториста Армаша П.П. СИЗ. При установленных обстоятельствах необоснованным является вменение ФБУ «Администрация «Беломорканал» в вину необеспечение работника СИЗ. Отказ работника в получении СИЗ не свидетельствует о неисполнении работодателем обязанности по обеспечению работника соответствующими СИЗ. При этом административный орган, исходя из материалов дела, не вменяет ФБУ «Администрация «Беломорканал» в вину допуск работника к выполнению работ без выданных в установленном порядке СИЗ.
Кроме того, при рассмотрении жалобы судья на основании объяснений представителей ФБУ «Администрация Беломорканал», показаний свидетеля Шишпанова И.С., представлявшего по доверенности интересы ФБУ «Администрация Беломорканал» при составлении протокола об административном правонарушении 07.02.2022, а также исследованных материалов установил, что начальник отдела – главный государственный инспектор труда отдела охраны труда Белодедова А.А., уполномоченная на составление протокола об административном правонарушении, при составлении 07.02.2022 протокола об административном правонарушении № 10/6-67-21-ИЗ/12-966-И/168-2 не присутствовала, протокол фактически был составлен старшим государственным инспектором труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Быковым А.С. Указанный факт административным органом не опровергнут, оснований не доверять показаниям свидетеля Шишпанова И.С. не имеется, свидетель был предупрежден об административной ответственности за дачу ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.
Согласно ч.ч. 1 и 4 ст. 28.3 КоАП РФ, п. 2 Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Федеральной службы по труду и занятости от 02.09.2015 N 238, по административным правонарушениям, предусмотренным ч.ч. 1 - 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении юридических лиц протоколы вправе составлять главные государственные инспекторы труда, их заместители.
Старший государственный инспектор труда в перечне должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, не поименован. Таким образом, протокол об административном правонарушении фактически был составлен неуполномоченным должностным лицом, что в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ является основанием для признания протокола об административном правонарушении в отношении ФБУ «Администрация «Беломорканал» недопустимым доказательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом исследованных доказательств, прихожу к выводу о недоказанности в действиях ФБУ «Администрация «Беломорканал» состава вменяемого административного правонарушения, наличии оснований для удовлетворения жалобы и прекращения производства по делу.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу удовлетворить.
Постановление от 14 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ФБУ «Администрация «Беломорканал» отменить, производство по делу прекратить в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (отсутствие состава административного правонарушения).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии.
Судья Л.А. Ерохова