57RS0023-01-2023-001962-23
Дело № 2-2297/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 мая 2023 года г.Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Михеевой Т.А.,
при секретаре Фоминой Я.Н.,
с участием представителя ответчика Парсентьевой В.С.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № 2-2295/23 по иску прокурора Заводского района г.Орла, действующего в интересах Губайдуллиной Татьяны Федоровны, к Департаменту здравоохранения Орловской области, третьи лица – ГУПП ОО «Орёлфармция», БУЗ ОО «Поликлиника № 3», ФКУЗ «МСЧ МВД России по Орловской области», об обязании обеспечить лекарственным препаратом,
У С Т А Н О В И Л :
Процессуальный истец прокурор Заводского района г.Орла, действующий в интересах Губайдуллиной Татьяны Федоровны, обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом. В обоснование иска указал следующее.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения Департаментом здравоохранения Орловской области обязанностей по обеспечению Губайдуллиной Татьяны Федоровны за счет бюджетных денежных средств льготным медицинским препаратом.
Проверкой установлено, что Губайдулина Татьяна Федоровна, ДД.ММ.ГГ года рождения, является <данные изъяты> группы, состоит на учете в <данные изъяты>, ей назначен к применению лекарственный препарат «»<данные изъяты>» (МНН), она включена в регистр лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача за счет средств федерального бюджета. Губайдулина Т.Ф. не обеспечивалась требуемым ей лекарственный препаратом надлежащим образом.
В связи с этим процессуальный истец просил суд обязать ответчика обеспечивать Губайдуллину Т.Ф. требуемым ей лекарственным препаратом «<данные изъяты>», обратить решение к немедленному исполнению.
До судебного заседания от истца поступило уточнённое заявление, в котором она, ссылаясь на решение врачебной комиссии № 59/06 от 18.04.2023 года, просила суд обязать ответчика обеспечивать её указанным лекарственным препаратом по его торговому наименованию «<данные изъяты>».
В судебном заседании принимала участие представитель ответчика Парсентьева В.С., возражала относительно удовлетворения иска; указала, что ранее состоявшимся по делу № 2-2602/2021 решением Советского районного суда г.Орла от 07.09.2021 года на Департамент здравоохранения области уже была возложена обязанность обеспечивать Губайдуллину Т.Ф. указанным лекарственным препаратом, в связи с чем просила суд производство по делу прекратить; также указала, что заявка на лекарственный препарат «<данные изъяты>» (торговое наименование препарата «<данные изъяты>») в Департамент не поступала; также полагала, что в отсутствие достаточного финансирования вина ответчика в ненадлежащем обеспечении истца требуемым ей лекарственным препаратом отсутствует.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, судом извещались.
Суд, заслушав явившихся участников процесса, изучив материалы гражданского дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Прокурор вправе на основании и в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 45 ГПК РФ, обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, в том числе в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Пунктом 14 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесено установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 г. № 1610 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, к ним относятся, в том числе, инвалиды (приложение № 1).
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (п.1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее: Положение)).
В соответствии с п. 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
В судебном заседании установлено следующее.
Губайдулина Татьяна Федоровна, ДД.ММ.ГГ года рождения, является <данные изъяты> группы, состоит на учете в <данные изъяты>, ей назначен к применению лекарственный препарат «»<данные изъяты>» (МНН), она включена в регистр лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача за счет средств федерального бюджета. Губайдулина Т.Ф. не обеспечивалась требуемым ей лекарственным препаратом надлежащим образом. Ранее состоявшимся по делу № 2-2602/2021 решением Советского районного суда г.Орла от 07.09.2021 года на Департамент здравоохранения области уже была возложена обязанность обеспечивать Губайдуллину Т.Ф. указанным лекарственным препаратом.
Решением врачебной комиссии № 59/06 от 18.04.2023 года за Губайдуллиной Т.Ф. признано право на обеспечение данным лекарственным препаратом «<данные изъяты>» (МНН) по его торговому наименованию – «<данные изъяты>», без замены его торгового наименования.
Поскольку решением суда от 07.09.2021 года по делу № 2-2602/2021 на Департамент здравоохранения была возложена обязанность обеспечивать истца лекарственным препаратом «<данные изъяты>» по его МНН, на тот момент решение врачебной комиссии о нуждаемости истца в применении данного лекарственного препарата по его торговому наименованию «<данные изъяты>» (от 18.04.2023 года) принято не было, суд приходит выводу, что по настоящему делу основания иска и предмет иска иные, нежели по делу № 2-2602/21, иски не тождественны. В связи с этим суд приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по настоящему делу в связи с наличием вступившего в законную силу решения по делу № 2-2602/21.
Истец заявила (в письменном заявлении) и представитель ответчика подтвердила, что с момента принятия указанного решения врачебной комиссией лекарственный препарат «<данные изъяты>» истцу не предоставлялся. В связи с этим исковые требования истцом удовлетворяются.
Поскольку судом достоверно установлено, что на настоящее время истец указанным лекарственным препаратом не обеспечена, учитывая характер имеющегося у истца заболевания, решение обращается судом к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ – ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░», ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ № 3», ░░░░ «░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░.░░.░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <...>, ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░░.░░, ░░░░░ №***, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░) ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.05.2023 ░░░░.