Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-73/2024 от 20.02.2024

Дело №11-73/24

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 марта 2024 года г.Волгоград

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Центрального района г. Волгограда на решение мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Тимохина П. Ю. к Администрации Центрального района г.Волгограда о возмещении материального ущерба, взыскании судебных расходов, которым постановлено – исковые требования Тимохина П. Ю. к Администрации Центрального района г.Волгограда о возмещении материального ущерба, взыскании судебных расходов - удовлетворить.

Взыскать с Администрации Центрального района г.Волгограда (ОГРН 1023403443579) в пользу Тимохина П. Ю. (ДД.ММ.ГГГГ, г.Волгоград, ИНН 344111624132) сумму в счет возмещения ущерба, причиненного ДД.ММ.ГГГГ транспортному средству марки Форд Фокус с государственным регистрационным знаком №... падением ветки дерева, расположенного по адресу г.Волгоград, ...А, в размере 39 000 руб., расходы по оплате услуг оценки стоимости восстановительного ремонта в размере 5 000 руб, расходы по оплате услуг кадастрового инженера в размере 4 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 340 руб.

УСТАНОВИЛ:

Тимохин П.Ю. обратился в суд с иском к Администрации Центрального района г.Волгограда о возмещении материального ущерба и взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 11:40 до 14:20 ДД.ММ.ГГГГ на автотранспортное средство автомобиль «Форд Фокус», государственный регистрационный знак №..., припаркованный на ...А, упала ветка дерева. В результате падения на автомашине образовались повреждения: на крыше повреждение лакокрасочного покрытия, вмятина, на передней правой стойке повреждение лакокрасочного покрытия, вмятина, трещина на стекле правого бокового зеркала, на лобовом стекле сколы и царапины, на капоте повреждение лакокрасочного покрытия.

В соответствии с данными публичной кадастровой карты, дерево расположено на территории общего пользования.

Согласно отчету об оценке № №... от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость восстановительного ремонта автомобиля Форд Фокус, год выпуска 2010, государственный регистрационный знак №... на дату оценки, без учета износа, составляет 39 000 рублей.

В соответствии с подпунктом 2.3.1 "Опасные метеорологические явления" пункта 2 "Природные чрезвычайные ситуации" приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №... "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях" источником чрезвычайной ситуации является сильный ветер, скорость которого составляет 25 м/с и более; на побережье морей и в горных районах - 35 м/с и более. В соответствии с общедоступными данными в сети Интернет, сила ветра в Волгограде ДД.ММ.ГГГГ составляла до 8 м/с.

Просит взыскать с администрации Центрального района г.Волгограда в свою пользу в счет возмещения ущерба, причиненного падением ветки, сумму в размере 39 000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 340 руб., расходы на оценку в размере 5 000 руб. и расходы по оплате услуг кадастрового инженера в размере 4 000 руб.

Решением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ требования истца удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением мирового судьи, представитель ответчика обратился с апелляционной жалобой, в которой просит данное судебное решение отменить как незаконное и необоснованное, считая, что мировой судья не правомерно взыскал указанную сумму с данного, поскольку считает себя ненадлежащим ответчиком по данному спору.

Стороны по делу в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

С учетом требований ч. 3,4 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие наевшихся лиц извещенных надлежащим образом.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении апелляционной жалобы по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 330, 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

На основании ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Учитывая положения ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, при этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести, в частности, для восстановления нарушенного права.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

По смыслу указанных норм закона, ответственность за причинение вреда, возникшего вследствие неисполнения обязанности по содержанию имущества, возлагается на собственника имущества, если данная обязанность в соответствии с законом или договором не возложена собственником на другое лицо.

В судебном заседании установлено, что согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 11:40 до 14:20 ДД.ММ.ГГГГ на автотранспортное средство автомобиль марки Форд Фокус, государственный регистрационный знак №..., припаркованный на ...А, упала ветка дерева. В результате падения на автомашине образовались повреждения: на крыше повреждение лакокрасочного покрытия, вмятина, на передней правой стойке повреждение лакокрасочного покрытия, вмятина, трещина на стекле правого бокового зеркала, на лобовом стекле сколы и царапины, на капоте повреждение лакокрасочного покрытия.

Согласно отчету об оценке № №... от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость восстановительного ремонта автомобиля Форд Фокус, год выпуска 2010, государственный регистрационный знак №..., на дату оценки без учета износа составляет 39 000 рублей.

На основании изложенных обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства, и не оспариваемых сторонами, мировой судья пришел к выводу о том, что упавшее дерево произрастало на территории общего пользования - на земельном участке, расположенном по адресу: г.Волгоград, ...А, собственником которого являемся администрация Волгограда.

Однако мировой судья указал, что Администрациями районов Волгограда организуется выявление зеленых насаждений, требующих санитарной рубки, и выдача порубочного билета и (или) разрешения на пересадку таких зеленых насаждений, обязательных к исполнению лицами, ответственными за сохранность зеленых насаждений или за которыми закреплена территория Волгограда в целях благоустройства в соответствии с муниципальными правовыми актами Волгограда.

Мировой судья, ссылаясь на п.1.1. Положения об администрации Центрального района, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 №40/1252 "Об утверждении Положений об администрациях районов Волгограда" указал, что Администрация Центрального района Волгограда является территориальным структурным подразделением (органом) администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции управления на территории Центрального района Волгограда.

В соответствии с п.2.1 указанного Положения Администрация Центрального района осуществляет следующие полномочия: в соответствии с планами проведения работ по благоустройству производит благоустройство и уборку территорий района, за исключением земельных участков, принадлежащих физическим лицам и хозяйствующим субъектам на праве собственности или ином вещном праве, а также организует уборку прилегающих территорий и несет ответственность за качество и своевременность выполненной работы в пределах полномочий, установленных решением Волгоградской городской Думы от 21.10.2015 №34/1091 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Волгоград"(п.2.3.20); осуществляет работы по благоустройству и содержанию территорий района, не закрепленных за физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, на неиспользуемых и не осваиваемых длительное время территориях, а также на территориях после сноса строений, (п.2.3.22); выдает разрешение на омолаживающую обрезку, порубочный билет и (или) разрешение на пересадку зеленых насаждений, требующих санитарной рубки, на территории района (п. 2.3.24).

Таким образом, мировой судья посчитал, что при рассмотрении дела и в ходе исследования фотоматериала и видеозаписи с места происшествия судом установлено, что дерево, ветка от которого упала на автомобиль истца, произрастало на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, в связи с чем на момент события обязанность по обслуживанию территории мест общего пользования возложена на Администрацию Центрального района г.Волгограда.

Апелляционная инстанция не соглашается с выводами мирового судьи по следующим основаниям.

Администрация Центрального района Волгограда является территориальным структурным подразделением администрации Волгограда и осуществляет свою деятельность в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных Положением «Об администрации Центрального района Волгограда», утвержденного решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №....

Правилами благоустройства территории городского округа Волгоград, утвержденные решением Волгоградской городской Думы №... от ДД.ММ.ГГГГ, установлены общие требования благоустройства и распределения обязанностей по содержанию территории городского округа Волгоград.

Объекты нормирования благоустройства территории Волгограда, для которых в настоящих Правилах устанавливаются нормируемый комплекс элементов благоустройства, нормы и правила их размещения на данной территории. В число таких территорий входят: площадки различного функционального назначения, пешеходные коммуникации, проезды, общественные пространства, участки и зоны общественной, жилой застройки, постоянного и временного хранения автотранспортных средств, санитарно-защитные зоны производственной застройки, объекты рекреации, велодорожки, улично-дорожная сеть населенного пункта, технические (охранно-эксплуатационные) зоны инженерных коммуникаций.

Действующим законодательством, в частности пунктом 2.1, 2.2, 2.3, 2.3.1, 2.3.2 вышеуказанных правил, благоустройству подлежит вся

территория Волгограда и все расположенные на ней здания (включая жилые), строения, сооружения и иные объекты. Уполномоченное структурное подразделение администрации Волгограда в сфере благоустройства в соответствии с планами проведения работ по благоустройству производит благоустройство и уборку территории г. Волгограда, за исключением земельных участков, принадлежащих физическим лицам и хозяйствующим субъектам на праве собственности.

Благоустройство территории Волгограда обеспечивается:

-                     структурным подразделением администрации Волгограда в сфере благоустройства;

-                     специализированными организациями, выполняющими отдельные, виды работ по благоустройству.

В частности, подпунктом 7.2.2 пункта 7.2 настоящих Правил ответственные за содержание и охрану зеленых насаждений обязаны:

обеспечивать регулярные работы по уходу за зелеными насаждениями в соответствии с требованиями регламентов, правил и норм;

-                     обеспечивать удаление (снос) аварийных, старовозрастных, больных, потерявших декоративную ценность зеленых насаждений в соответствии с установленным порядком, если иное не предусмотрено действующим законодательством;

-                     проводить обрезку кроны деревьев и кустарников, стрижку живой изгороди, не приводящую к потере декоративности и жизнеспособности зеленых насаждений.

Подпунктом 4.1 пункта 4 Решения Волгоградской городской Думы от 02.07.2014 N 14/442 «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений» на территории Волгограда», физические и юридические лица обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений в соответствии с настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.

Согласно подпункту 4.2 пункта 4 вышеуказанного Решения, органы муниципального управления зеленым фондом города в соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 настоящих Правил в пределах своей компетенции принимают меры по охране зеленых насаждений на территории Волгограда, в том числе:

-                     организуют мероприятия по содержанию, капитальному ремонту и реконструкции озелененных территорий общего пользования;

-                     организуют выполнение мероприятий по компенсационному озеленению за счет средств граждан и юридических лиц, виновных в повреждении и (или) уничтожении зеленых насаждений или производящих снос зеленых насаждений при осуществлении градостроительной деятельности, а также иных источников финансирования;

-                     еженедельно проводят осмотр территорий, занятых зелеными насаждениями, на предмет выявления нарушений природоохранного законодательства, муниципальных правовых актов г. Волгограда, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования;

-                     принимают меры к привлечению лиц, виновных в нарушении режима охраны зеленых насаждений, к административной ответственности в соответствии с Кодексом Волгоградской области об административной ответственности, а также передают материалы в соответствующие органы государственной власти для привлечения к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях либо к уголовной ответственности;

-                     принимают меры к возмещению ущерба лицами, виновными в уничтожении и (или) повреждении зеленых насаждений;

-                     выдают порубочный билет и (или) разрешение на пересадку зеленых насаждений;

-                     выдают разрешения на омолаживающую обрезку;

-                     разрабатывают рекомендации по породному и видовому составу зеленых насаждений, подлежащих высадке на территории Волгограда;

-                     осуществляют иные полномочия в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Более того, в соответствии с подпунктом 4.3. пункта 4 данного Решения ответственность за сохранность зеленых насаждений возлагается на лиц, за которыми в целях благоустройства закреплена территория в соответствии с законодательством Российской Федерации, Волгоградской области и муниципальными правовыми актами Волгограда на этих территориях.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (пункт 19 части 1 статьи 14) и городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16).

Согласно частям 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно статье 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При рассмотрении дела и в ходе исследования фотоматериала с места происшествия судом установлено, что дерево, которое упало на автомобиль истца, произрастает на земельном участке, находящемся на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности.

В силу действующего законодательства обязанность по обслуживанию территории мест общего пользования возложена на администрацию Волгограда.

При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что истцу в заявленных требованиях надлежит отказать в полном объеме в связи с предъявлением их ненадлежащему ответчику.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ :

Решение мирового судьи судебного участка №... Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Тимохина П. Ю. к Администрации Центрального района г.Волгограда о возмещении материального ущерба, взыскании судебных расходов, отменить.

Постановить новое решение, которым:

Исковые требования Тимохина П. Ю. к Администрации Центрального района г.Волгограда о возмещении материального ущерба, взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.

Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев.

Судья- Д.И. Коротенко

Дело №...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

11-73/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Решение ОТМЕНЕНО и принято НОВОЕ РЕШЕНИЕ
Истцы
Тимохин Павел Юрьевич
Ответчики
Администрация Центрального района г. Волгограда
Другие
Зверев Дмитрий Александрович
Суд
Центральный районный суд г. Волгограда
Судья
Коротенко Дмитрий Иванович
Дело на странице суда
zent--vol.sudrf.ru
20.02.2024Регистрация поступившей жалобы (представления)
21.02.2024Передача материалов дела судье
26.02.2024Вынесено определение о назначении судебного заседания
26.03.2024Судебное заседание
26.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2024Дело оформлено
02.04.2024Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее