КОПИЯ
Дело № 2-1746/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2023 года г. Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего судьи Гавриловой О.Н.,
при секретаре Сухановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, Комитету по образованию Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Синьковская средняя школа Смоленского района Смоленской области о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Смоленского района Смоленской области обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, Комитету по образованию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Синьковская средняя школа Смоленского района Смоленской области (далее – Учреждение) о возложении обязанности, указав в обоснование иска, что прокуратурой проведена проверка выполнения законодательства в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних при организации обучения в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Синьковская средняя школа Смоленского района Смоленской области в части обеспечения безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних. Установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в учреждении 69 оконных блоков не оборудовано замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения посторонних на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении. Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве 02.12.1999 принят действующий на территории Российской Федерации «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» (далее-ГОСТ 23166-99). В пункте 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке. Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99). По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение указанных выше требований действующего законодательства в Учреждении оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении. Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявление в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Предъявление настоящего иска прокурором района обусловлено необходимостью защиты прав несовершеннолетних на безопасные условия пребывания в Учреждении.
Просит суд возложить на Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области и Комитет по образованию Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области обязанность обеспечить в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения, либо использование параллельно-выдвижного открывания створок в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Синьковская средняя школа Смоленского района Смоленской области; возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Синьковская средняя школа Смоленского района Смоленской области организацию проведения работ по оборудованию оконных блоков замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок, в течение трех месяцев после поступления финансирования из Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленская область и Комитета по образованию Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области.
Представитель истца помощник прокурора Смоленского района Смоленской области Каштанова Е.С. в судебном заседании исковые требования, заявленные к ответчикам Комитету по образованию Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области и Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Синьковская средняя школа Смоленского района Смоленской области поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, исковые требования к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области не поддержала, пояснив, что функции по финансированию Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Синьковская средняя школа Смоленского района Смоленской области не относятся к полномочиям Администрации.
Представители ответчиков Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Синьковская средняя школа Смоленского района Смоленской области, Комитета по образованию Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения извещены своевременно и надлежащим образом, предоставили в суд письменные заявления о признании исковых требований в полном объеме, последствия признания иска разъяснены и понятны, также ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителей Учреждения и Комитета (л.д.19-20, 27-28).
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения извещен своевременно и надлежащим образом.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что прокуратурой Смоленского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних при организации обучения в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Синьковская средняя школа Смоленского района Смоленской области в части обеспечения безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних.
В ходе проведенной проверки прокуратурой района выявлено, что в учреждении 69 оконных блоков не оборудовано замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения посторонних на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Положениями статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ) целями государственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В части 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Положениями пунктов 8 и 10 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
В соответствии с пунктами 7, 12 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.Согласно подпункту «а» пункта 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года №1006 (далее - Требования к антитеррористической защищенности), антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от категории обеспечивается, в том числе, путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве 02.12.1999 принят действующий на территории Российской Федерации «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» (далее-ГОСТ 23166-99).
В пункте 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99).
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 16, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района; в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п.1.6 Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Синьковская средняя школа Смоленского района Смоленской области собственником имущества Учреждения и его учредителем является муниципальное образование «Смоленский район» Смоленской области. Функции и полномочия учредителя осуществляются Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области. Ведомственным органом для Учреждения является комитет по образованию Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области (л.д.48).
Основной целью деятельности Учреждения является образовательная деятельность по основным общеобразовательным программам: образовательным программам начального общего образования, образовательным программа основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования (п.п.2.2.1Устава) (л.д.49).
Источником формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: средства муниципального бюджета; средства областного бюджета; средства, полученные от добровольных пожертвований физических и(или) юридических лиц; внебюджетные средства; другие источники в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п.5.7) (л.д.59-60).
В соответствии с п. 4 ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
В силу ч. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Органами, осуществляющими полномочия собственника, являются Администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области (п.1.5 Устава).
Финансирование деятельности Учреждения осуществляется из областного и муниципального бюджетов (п.5.10 Устава) (л.д.60).
Решением Смоленской районной Думы от 28 мая 2015 года № 38 утверждено Положение о комитете по образованию Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, в соответствии с которым Комитете является структурным подразделением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, осуществляющим управление в сфере образования по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования на территории муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области. Финансирование деятельности Комитета осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области. Комитет является юридическим лицом и подлежит государственной регистрации. Комитет, как юридическое лицо, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за решение вопросов местного значения в области образования (п.1.1, 1.6, 1.7, 1.8 Положения) (л.д.21, 22-26).
Комитет как ведомственный орган осуществляет в порядке, установленном бюджетным законодательством, планирование и распределение финансовых средств среди муниципальных образовательных учреждений в пределах средств муниципального бюджета, выделенных на отрасль «Образование» (п.3.46 Положения) (л.д.24 оборот).
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу п. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании п.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиками в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятии его судом.
Признание иска ответчиком сделано добровольно, не противоречит закону, не нарушает права других лиц, в связи, с чем суд приходит к выводу о необходимости его принятия в соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ.
С учетом изложенного, суд считает необходимым возложить обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений на Комитет по образованию Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области. В удовлетворении требований к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области суд отказывает.
В соответствии со ст.ст.204, 206 ГПК РФ, с учетом обстоятельств дела, необходимостью проведения определенного комплекса работ, с учетом их значительного объема и сезонности, необходимости формирования расходов бюджета, суд определяет срок исполнения для ответчика Комитета по образованию Администрации муниципального образования «Смоленский район» в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, для ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Синьковская средняя школа Смоленского района Смоленской области в течение 3 месяцев со дня поступления финансирования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Смоленского района Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по образованию Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Синьковская средняя школа Смоленского района Смоленской области о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Комитет по образованию Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Синьковская средняя школа Смоленского района Смоленской области.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Синьковская средняя школа Смоленского района Смоленской области в течение 3 месяцев со дня поступления финансирования из Комитета по образованию Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области организовать проведение работ по оборудованию оконных блоков замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
В удовлетворении исковых требований прокурора Смоленского района Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий подпись О.Н.Гаврилова
Мотивированное решение изготовлено 28.12.2023