Дело (УИД) № 43RS0016-01-2023-000317-53
Производство № 2-221/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2023 года пгт Кумены
Куменский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Широковой А.А.,
при секретаре Трухиной И.Н.,
с участием прокурора Куменского района Кировской области Маркова И.А., действующего на стороне истца,
представителя ответчика Шибановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению администрация Куменского района Кировской области о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки,
у с т а н о в и л:
Кировский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении на муниципальное учреждение администрация Куменского района Кировской области обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, расположенной на неразмежеванном земельном участке в п. Краснооктябрьский Куменского района Кировской области (координаты места складирования отходов N58.157942, Е50.159400), в срок до 01.05.2024.
В обоснование иска указано, что прокурорской проверкой исполнения законодательства об отходах производства и потребления, земельного законодательства в деятельности администрации Куменского района Кировской области выявлены нарушения, в частности, на вышеуказанном земельном участке размещена несанкционированная свалка отходов на площади до 40м? объемом не более 4м?. Отходы представлены твердыми коммунальными отходами, стеклом, что подтверждается информацией министерства охраны окружающей среды.
Допущенные нарушения требований законодательства, выразившиеся в непринятии мер к ликвидации отходов, расположенных на не предназначенном для этого земельном участке, приводят к загрязнению окружающей среды вредными веществами, могут повлечь заражение почвы, нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятные и безопасные условия проживания. Кроме того непринятие мер к ликвидации места несанкционированного размещения отходов не способствует достижению целей национального проекта «Экология» по ликвидации свалок в границах населенных пунктов.
В целях устранения выявленного нарушения 31.01.2023 главе администрации Куменского района Кировской области внесено представление, которое рассмотрено, однако, несанкционированная свалка до настоящего времени не ликвидирована, обозначен срок ее ликвидации до 01.01.2024.
В судебном заседании прокурор Куменского района Кировской области Марков И.А. исковые требования и доводы, изложенные в их обоснование, поддержал.
Представитель ответчика муниципального учреждения администрация Куменского района Кировской области Шибанова Н.В. исковые требования признала, при этом ходатайствовала об установлении более длительного срока для организации работ по ликвидации свалки – до 31.08.2024, пояснив, что в бюджете отсутствуют денежные средства на эти цели.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства охраны окружающей среды Кировской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к ее богатствам.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с требованиями ч. ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 8 названного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проведения проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления, земельного законодательства, проведенной Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой, выявлены нарушения, в частности, на неразмежеванном земельном участке в п. Краснооктябрьский Куменского района Кировской области (координаты места складирования отходов N58.157942, Е50.159400) размещена несанкционированная свалка отходов на площади до 40м? объемом не более 4м?. Отходы представлены твердыми коммунальными отходами и стеклом.
В связи с выявленными нарушениями в адрес главы Куменского района Кировской области направлено представление об их устранении.
Указанное представление было рассмотрено, и было указано, что данная свалка будет ликвидирована до конца 2023 года.
Указанная в иске информация подтверждается сведениями министерства охраны окружающей среды о выявленной несанкционированной свалке в п. Краснооктябрьский Куменского района Кировской области (л.д. 14-18).
Таким образом, свалка находится в границах муниципального образования Куменский район, государственная собственность на земельные участки в указанном месте не разграничена, собственник земельного участка отсутствует. Наличие свалки сторонами не оспаривается.
На администрацию Куменского района Кировской области, являющуюся исполнительным органом местного самоуправления, законом возложена обязанность по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории сельского поселения в пределах своей компетенции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.10.2015 № 26-П, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории муниципального образования, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.
Наличие несанкционированной свалки на земельном участке в п. Краснооктябрьский свидетельствует о ненадлежащем выполнении органами местного самоуправления полномочий по участию в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что в соответствии с приведенной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации может являться основанием для обязания принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Ходатайство представителя ответчика об установлении иного, более длительного срока для исполнения судебного решения – до 31.08.2024 документально не обосновано, поэтому суд устанавливает ответчику срок для исполнения настоящего решения до 01.05.2024, как того просит истец.
При этом суд считает необходимым отметить, что в дальнейшем при наличии объективных причин и доказательственного обоснования ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кировского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению администрация Куменского района Кировской области о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки удовлетворить.
Обязать муниципальное учреждение администрация Куменского района Кировской области (ОГРН 1024300833083, ИНН 4314001210) организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, расположенной на неразмежеванном земельном участке в п. Краснооктябрьский Куменского района Кировской области (координаты места складирования отходов N58.157942, Е50.159400), в срок до 01.05.2024.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Куменский районный суд Кировской области.
Решение в окончательной форме принято 16.10.2023.
Председательствующий: