Дело № 12-89/2023 (УИД 58RS0028-01-2023-000986-42)
Р Е Ш Е Н И Е
09 июня 2023 года г. Заречный Пензенской области
Судья Зареченского городского суда Пензенской области Шарапова О.Ю.,
с участием: заявителя Плотниковой Н.А.,
представителя Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области Хугаевой О.А.,
заместителя Нижнеломовского межрайонного прокурора Пензенской области Житенёва А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Зареченского городского суда Пензенской области в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Возрождение» Плотниковой Н.А. на постановление первого заместителя Министра жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области Цесарева А.И. № П-15 от 13 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Возрождение» (далее ООО «Возрождение») Плотниковой Н.А.,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением первого заместителя Министра жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области (далее ЖКХ и ГЗН Пензенской области) Цесарева А.И. № П-15 от 13.04.2023 генеральный директор ООО «Возрождение» Плотникова Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей
Генеральный директор ООО «Возрождение» Плотникова Н.А. обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, не оспаривая доказанность вины и правильность квалификации содеянного правонарушения, просила его изменить, снизив размер административного штрафа. В обоснование своих требований заявитель в жалобе указала, что ремонтные работы подъезда и входной группы № 3 МКД по адресу: Пензенская область, г. Нижний Ломов, ул. Крылова, 10, были запланированы на май 2023 года, после отсутствия вероятности заморозков, для качественного выполнения бетонирования крыльца, поскольку заявка на ремонт крыльца поступила в зимний период. Данный дом построен в 1975 году, под управлением ООО «Возрождение» находится с 01.07.2018. За время обслуживания МКД, помимо стандартных аварийных, ремонтных работ, уборки МОП и придомовой территории, были проведены значительные работы по ремонту проводки, кровли данного дома, косметический ремонт двух подъездов, а также спусков в подвал и обустройство детское игровой площадки. Трещины лакокрасочного слоя и выкрашивание козырька и крыльца не несут угрозу жизни и здоровья жителям данного дома. В 2023 году умерли её родители, были понесены большие расходы на похороны, заработная плата в ООО «Возрождение» является единственным источником её дохода.
В судебном заседании заявитель Плотникова Н.А. жалобу поддержала в полном объёме, ссылаясь на изложенные в ней обстоятельства.
Представитель Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области Хугаева О.А., действующая на основании доверенности от 29.11.2022, и заместитель Нижнеломовского межрайонного прокурора Пензенской области Житенёв А.А. в судебном заседании просили постановление первого заместителя Министра жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области № П-15 от 13.04.2023 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие документов, подтверждающих тяжелое материальное положение Плотниковой Н.А.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно п. 3 статьи 30.6 данного Кодекса, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Таким образом, пересмотр постановления по делу об административном правонарушении, должен осуществляться по правилам, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и дело должно быть проверено в полном объеме.
Часть 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Совершение указанного деяния влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей
Объектом рассматриваемого правонарушения выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований.
Как видно из материалов дела, и не оспаривается по существу жалобы, основанием для привлечения Плотниковой Н.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ по результатам проверки Нижнеломовской межрайонной прокуратурой по обращению К.Н.В. по вопросу соблюдения ООО «Возрождение» требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и законодательства о лицензировании при обеспечении надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Пензенская область, г. Нижний Ломов, ул. Крылова, д. 10, послужило то, что в нарушение жилищного законодательства, требований п.п. 3.2.8, 3.2.9 и 4.2.1.5 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» и п.п. 7 и 11 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» 14.03.2023 в ходе осмотра на отдельных участках штукатурного слоя стен третьего подъезда ранее обозначенного МКД имелись трещины, дефекты лакокрасочного покрытия, отслоения побелочного слоя на стенах и потолке, ступени крыльца входной группы данного подъезда имели разрушения в виде выкрашивания кирпичной кладки и бетона, козырек над входной группой указанного подъезда МКД имеет дефекты, выкрашивание по краям; при этом ООО «Возрождение» осуществляло управление указанным многоквартирным домом на основании лицензии, выданной лицензионной комиссией Пензенской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами № 129 от 07.06.2016 и договора управления многоквартирным домом от 01.07.2018.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110.
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу пунктов 3.2.8 и 3.2.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила) окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами;
поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность;
не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки;
не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
В соответствии с пунктом 4.2.1.5 Правил не допускается ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги и др., разрушение и повреждение отделочного слоя, в том числе облицовочных плиток.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» утверждены «Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме».
Пунктом 7 Правил № 290 установлены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, а пунктом 11 - работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, (проверка состояния внутренней отделки).
Как отмечено ранее, на основании лицензии, выданной лицензионной комиссией Пензенской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами № 129 от 07.06.2016 и договора управления многоквартирным домом от 01.07.2018 ООО «Возрождение» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Пензенская область, г. Нижний Ломов, ул. Крылова, 10.
В соответствии с приказом № 4 от 18.03.2022 на основании решения единственного участника ООО «Возрождение» № 06 от 18.03.2022 на должность генерального директора данного общества назначена Плотникова Н.А.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На основании изложенного, установив, что у генерального директора ООО «Возрождение» Плотниковой Н.А., как должностного лица, имелась возможность по соблюдению требований, установленных п.п. 3.2.8, 3.2.9 и 4.2.1.5 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» и п.п. 7 и 11 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», но не были приняты все зависящие от неё меры по их соблюдению, в её действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, выразившийся в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: Пензенская область, г. Нижний Ломов, ул. Крылова, 10, с нарушением лицензионных требований должностным лицом административного органа было вынесено постановление № П-15 от 13.04.2023 в отношении последней.
Факт нарушения генеральным директором ООО «Возрождение» Плотниковой Н.А. требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и законодательства о лицензировании при обеспечении надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме подтверждается материалами проверки Нижнеломовской межрайонной прокуратурой, которым должностным лицом административного органа дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, факт совершенного административного правонарушения генеральным директором ООО «Возрождение» Плотниковой Н.А. не оспаривался как при вынесении обжалуемого постановления, так и в судебном заседании.
Таким образом, полно, всесторонне и объективно исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, установив факт нарушения генеральным директором ООО «Возрождение» Плотниковой Н.А. как должностным лицом требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и законодательства о лицензировании при обеспечении надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме ввиду непринятия всех зависящих от неё мер по их соблюдению, первый заместитель Министра жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области обоснованно признал автора жалобы виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, дав её действиям верную юридическую квалификацию.
Изложенные в обжалуемом постановлении выводы о наличии события правонарушения и виновности Плотниковой Н.А. мотивированы, не соглашаться с ними оснований не имеется.
Каких-либо нарушений требований Кодекса РФ об административных правонарушениях при составлении вышеуказанных процессуальных документов не допущено, они составлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, Плотникова Н.А. обоснованно привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Постановление вынесено с соблюдением сроков давности привлечения лица к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Процессуальных оснований к отмене обжалуемого постановления должностного лица Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области не имеется.
Вместе с тем, вынося постановление № П-15 от 13.04.2023, должностным лицом административного органа не было учтено, что кроме раскаяния лица, совершившего административное правонарушение, генеральным директором Общества в короткие сроки были устранены выявленные нарушения (что не оспаривалось в судебном заседании), кроме того данное правонарушение ею было совершено впервые, что также является обстоятельствами, смягчающими наказание.
Согласно ч. 1, 2 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание (в том числе и административный штраф) является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Как установлено материалами дела, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в данном случае не имеется.
Согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.
При этом в соответствии с ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание характер административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, принятие заявителем мер, по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и законодательства о лицензировании при обеспечении надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, имущественное, финансовое и семейное положения лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, судья приходит к выводу о возможности удовлетворения жалобы Плотниковой Н.А и снижения размера административного штрафа по постановлению первого заместителя Министра жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области Цесарева А.И. № П-15 от 13.04.2023 с 50000 рублей до 25000 рублей.
По мнению суда, данный размер штрафа будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление первого заместителя Министра жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области Цесарева А.И. № П-15 от 13.04.2023 о назначении заявителю административного наказания в части наложения административного штрафа в размере 50000 рублей следует изменить, снизив размер административного штрафа до 25000 рублей.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Возрождение» Плотниковой Н.А удовлетворить.
Постановление первого заместителя Министра жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области Цесарева А.И. № П-15 от 13 апреля 2023 года о привлечении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Возрождение» Плотниковой Н.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50000 рублей изменить, снизив размер административного штрафа до 25000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья О.Ю. Шарапова