Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-997/2020 (2-6353/2019;) ~ М-6057/2019 от 24.12.2019

УИД 59RS0004-01-2019-008434-27

Дело №2-997/2020 Мотивированное решение изготовлено 30.07.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2020 года г.Пермь

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Рожковой И.П.,

при секретаре Долгих О.А.,

с участием истца Семеновой Т.В.,

представителя истца Гневашева Д.В.,

представителя ответчика Ощепкова Д.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновой Т.В. к Министерству здравоохранения Пермского края о признании права, возложении обязанностей,

установил:

Семенова Т.В. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Пермского края, просит признать за Семеновой Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. право на получение единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, предусмотренной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»; обязать ответчика внести в перечень вакантных должностей медицинских работников в государственных учреждениях здравоохранения Пермского края и их структурных подразделений, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2019 (программный реестр должностей) вакантную должность врача терапевта-участкового поликлиники (с.Фролы) ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница», замещаемую Семеновой Т.В.; обязать ответчика заключить трехсторонний договор, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 10.05.2018 №249-п, с врачом терапевтом-участковым поликлиники (с.Фролы) ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница» Семеновой Т.В. и ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница» о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (л.д.4-5).

В обоснование заявленных требований указала, что в апреле 2019 года, имея намерение принять участие в государственной программе «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1640, предусматривающей единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек обратилась в ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница» с целью трудоустройства на вакантную должность врача участкового-терапевта в поликлинику с.Фролы Пермского района Пермского края с возможностью получить единовременную компенсацию в размере 1 000 000 рублей. В ходе собеседования с заведующей Лобановского отделения и главным врачом учреждения ее заверили, что с.Фролы попадает в программу «Земский доктор», должность на которую она претендует, вакантна, следовательно, ей как медицинскому специалисту, прибывшему в сельскую местность из города, в случае трудоустройства полагается единовременное пособие в размере 1 000 000 руб. Предложенные условия ее устроили, она уволилась из ФКУЗ «МСЧ МВД России по Пермскому краю» и ДД.ММ.ГГГГ заключила трудовой договор с ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница». С ДД.ММ.ГГГГ приступила к исполнению должностных обязанностей врача терапевта участкового поликлиники (с.Фролы), переехала на постоянное место жительства в с.Фролы. При оформлении трудовых отношений в отделе кадров ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница» попросила заявление на предоставление единовременной компенсационной выплаты по форме, утвержденной Министерством здравоохранения Пермского края, а также уточнила порядок действий по подготовке пакета документов для участия в программе «Земский доктор». Ей сообщили, что документы оформляются после получения запроса от Министерства здравоохранения Пермского края. ДД.ММ.ГГГГ в отделе кадров ей сообщили о том, что выплата компенсации произведена не будет, поскольку ее должность по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не была включена в реестр, по которому она как врач терапевт-участковый, прибывший в сельскую местность и устроившийся на вакантную ставку в поликлинику с.Фролы может рассчитывать на компенсацию, официальный отказ не выдан. В декабре 2019 в адрес ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница» из Министерства здравоохранения Пермского края поступил запрос на дополнительное включение в реестр должностей работников, которые также не были включены в реестр по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время в реестр дополнительно включены вакантные должности. Считает, что подобными различиями в реализации данного права медицинскими работниками влечет незаконное разделение в правовом положении граждан, относящихся к одной и той же категории, что несовместимо с действующим законодательством, в том числе с нормами Конституции РФ, поскольку истцом соблюдены все условия, необходимые для принятия участия в государственной программе «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 года №1640, она имеет высшее медицинское образование, является гражданином РФ, на момент трудоустройства не достигла возраста 50 лет, переехала жить из города в с.Фролы для осуществления трудовой деятельности в ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница», поступила на вакантную должность врача терапевта-участкового поликлиники (с.Фролы). Считает, что ответчик незаконно уклоняется от включения должности врача терапевта-участкового поликлиники (с.Фролы) ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница» в реестр должностей, медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, а также от заключения с ней договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной порядком предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.05.2018 №249-п.

Истец и ее представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в иске, а также в письменных пояснениях (л.д.68-69).

Представитель ответчика в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д.36-37).

Третье лицо – ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница» извещено о рассмотрении дела надлежащим образом (л.д.65), просит провести судебное заседание без участия представителя (л.д.67), представило объяснение по иску.

Выслушав истца и ее представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, в силу следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1640 утверждена государственная программа «Развитие здравоохранения».

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, приведены в приложении N 8 к указанной программе (далее – Правила).

Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (далее - субсидии) (п.1).

В соответствии с п.3 Правил, критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии являются:

а) наличие утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган) перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), разработанного на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации;

б) наличие заявки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на участие в мероприятии, содержащей сведения о планируемой численности участников мероприятия (врачей, фельдшеров).

Постановлением Правительства Пермского края от 10.05.2018 N 249-п утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек на территории Пермского края (Далее – Порядок), который определяет правила предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим или переехавшим на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек на территории Пермского края (далее - единовременные компенсационные выплаты) (п.1.1).

Под медицинским работником в настоящем Порядке понимается физическое лицо, выполняющее трудовые функции по должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в государственных учреждениях здравоохранения Пермского края и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (далее - программный реестр должностей) (п.1.2).

Единовременные компенсационные выплаты предоставляются в размере 1 млн рублей для врачей и 0,5 млн рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта), либо города с населением до 50 тыс. человек (п.1.3).

Единовременные компенсационные выплаты предоставляются медицинским работникам при соблюдении следующих условий:

заключение медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения Пермского края (далее - Учреждение здравоохранения) трудового договора на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 1.2 настоящего Порядка (далее - трудовой договор);

заключение медицинским работником с Министерством здравоохранения Пермского края (далее - Министерство) и Учреждением здравоохранения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - Договор) по форме согласно приложению к настоящему Порядку (п.1.4).

Единовременные компенсационные выплаты предоставляются медицинским работникам однократно (п.1.5).

Перечень сельских населенных пунктов, рабочих поселков, поселков городского типа, городов с населением до 50 тыс. человек на территории Пермского края, по прибытии на работу в которые медицинские работники имеют право на единовременную компенсационную выплату, определяется в соответствии с Законом Пермской области от 28 февраля 1996 г. N 416-67 "Об административно-территориальном устройстве Пермского края" и официальными статистическими данными о численности населения Пермского края по состоянию на 1 января года, предшествующего году осуществления единовременных компенсационных выплат (п.1.6).

В судебном заседании установлено, что Семенова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеет высшее медицинское образование, ей присуждена квалификация врача по специальности «Лечебное дело» (л.д.18-19).

ДД.ММ.ГГГГ Семенова Т.В. принята на должность врача-терапевта участкового во Фроловскую врачебную амбулаторию ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница» (л.д.6-17 – копия трудовой книжки).

Согласно копии паспорта, в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована по адресу: <Адрес> с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: <Адрес>, тракт Сибирский, <Адрес> (л.д.20).

В соответствии с положениями Закона Пермской области от 28.02.1996 № 416-67 «Об административно-территориальном устройстве Пермского края» село Фролы в Пермском районе Пермского края отнесено к сельским населенным пунктам.

Приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 19.07.2019 №СЭД-34-01-06-513 утвержден перечень вакантных должностей медицинских работников в государственных учреждениях здравоохранения Пермского края и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, на 2019 год (программный реестр должностей).

Как следует из объяснений третьего лица - ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница», должность врача-терапевта участкового введена в штатное расписание с ДД.ММ.ГГГГ после увольнения из Фроловской врачебной амбулатории врача общей практики (семейного врача) М.О.Г. (л.д.57-58, 60, 61).

ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница» сформирована заявка на участие в Программе «Земский доктор» и «Земский фельдшер», в том числе Семеновой Т.В. (л.д.21-22).

Приказами Министерства здравоохранения Пермского края от 10.11.2019 №СЭД-34-01-06-887, а также от 17.12.2019 №СЭД-34-01-06-1039 от 17.12.2019 внесены изменения в перечень вакантных должностей медицинских работников в государственных учреждениях здравоохранения Пермского края и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2019 года (программный реестр должностей), при этом должность, замещаемая истцом, в указанный программный реестр внесена не была.

Как следует из письменного отзыва и объяснений представителя ответчика в ходе судебного разбирательства должность, замещаемая истцом, в перечень вакантных должностей медицинских работников, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты по программе «Земский доктор», на 2019 год не внесена, поскольку не являлась вакантной по состоянию на 01.01.2019 года.

Проанализировав представленные суду доказательства в совокупности с нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суд находит требования истца о признании за ней права на получение единовременной компенсационной выплаты как медицинскому работнику, переехавшему на работу в сельский населенный пункт, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и возложении на ответчика обязанности включить в перечень вакантных должностей (программный реестр должностей) вакантную должность врача терапевта-участкового поликлиники (с.Фролы) ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница», замещаемую Семеновой Т.В., подлежащими удовлетворению, поскольку Семенова Т.В. отвечает всем требованиям, предъявляемым Порядком предоставления единовременных компенсационных выплат.

Отсутствие должности, замещаемой истцом, в перечне вакантных должностей ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница» по состоянию на 01.01.2019 года не может послужить основанием для отказа в удовлетворении указанных выше исковых требований, в силу следующего.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции Российской Федерации).

Произвольное изменение объема социальных гарантий, предоставляемых гражданам, недопустимо.

В Постановлении от 24.05.2001 №8-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на недопустимость отказа государства от выполнения в отношении отдельных категорий граждан ранее взятых на себя социальных обязательств.

Согласно сформулированной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции в законодательном регулировании в социальной сфере должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П, от 23 апреля 2004 г. N 9-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 4 апреля 2006 г. N 89-О и другие).

При таких обстоятельствах, учитывая, что отсутствие в утвержденном Министерством здравоохранения Пермского края Перечне вакантных должностей медицинских работников в государственных учреждениях здравоохранения Пермского края и их структурных подразделений, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный реестр должностей), должности врача терапевта-участкового поликлиники (с.Фролы) ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница» нарушает право истца на получение единовременной компенсационной выплаты, принимая во внимание, что истцом соблюдены все предъявляемые законодательством для получения выплаты требования, в целях восстановления нарушенного права истца суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность внести в перечень вакантных должностей медицинских работников в государственных учреждениях здравоохранения Пермского края и их структурных подразделений, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный комплекс должностей) вакантную должность врача терапевта-участкового поликлиники (с.Фролы) ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница», замещаемую Семеновой Т.В.

При этом необходимо также отметить, что нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640, вступившего в действие с 01 января 2018 года, не связывают право на получение компенсационной выплаты с моментом утверждения Программного реестра должностей в регионе, целью данной правовой нормы является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений. Компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из городов.

Вместе с тем, требование истца о возложении на ответчика обязанности заключить трехсторонний договор, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 10.05.2018 №249-п, с врачом терапевтом-участковым поликлиники (с.Фролы) ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница» Семеновой Т.В. и ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница» о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» удовлетворению не подлежит, в силу следующего.

В соответствии с п.2.2 Порядка, для заключения Договора медицинские работники представляют в Учреждение здравоохранения следующие документы: заявление на предоставление единовременной компенсационной выплаты, содержащее согласие на обработку персональных данных (далее - заявление), по форме, утверждаемой приказом Министерства; реквизиты счета медицинского работника, открытого в кредитной организации.

Согласно п.2.3 Порядка, Учреждение здравоохранения: 2.3.1 регистрирует заявление в журнале регистрации входящей корреспонденции в день приема; 2.3.2. в течение пяти рабочих дней со дня регистрации направляет заявление и реквизиты счета медицинского работника, открытого в кредитной организации, в Министерство с сопроводительным письмом с приложением заверенных работодателем копий следующих документов медицинского работника: документа, удостоверяющего личность; документов об образовании, квалификации (в случае присвоения); действующего сертификата специалиста либо действующего свидетельства об аккредитации специалиста; трудовой книжки; трудового договора; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.

В силу п.2.4. Министерство: регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в день поступления в Министерство; в течение десяти рабочих дней со дня поступления в Министерство документов, указанных в пункте 2.3.2 настоящего Порядка, рассматривает заявление и представленные документы и принимает решение о заключении либо отказе в заключении Договора.

Поскольку в установленном порядке истец с заявлением о заключении договора в учреждение здравоохранения не обращалась (доказательств обратного в силу ст.56 ГПК РФ не представлено), перечень документов, указанных в п.2.3.2 Порядка Учреждение здравоохранения в Министерство не предоставляло, суд оснований для возложения на ответчика обязанности заключить с истцом трехсторонний договор не находит.

В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ иск рассмотрен судом в пределах заявленных требований (предмета и оснований).

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Семеновой Т.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на получение единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 года №1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

Обязать Министерство здравоохранения Пермского края внести в перечень вакантных должностей медицинских работников в государственных учреждениях здравоохранения Пермского края и их структурных подразделений, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный реестр должностей) вакантную должность врача терапевта-участкового поликлиники (с.Фролы) ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница», замещаемую Семеновой Татьяной Владимировной.

В удовлетворении требований в оставшейся части отказать.

Решение суда в течение месяца после изготовления данного решения в окончательной форме может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми.

Председательствующий –            И.П.Рожкова

2-997/2020 (2-6353/2019;) ~ М-6057/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Семенова Татьяна Владимировна
Ответчики
Министерство здравоохранения Пермского края
Другие
Ощепков Денис Борисович
Гневашев Даниил Викторович - представитель истца
ГБУЗ ПК "Пермская центральная районная больница"
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Рожкова И.П.
Дело на странице суда
lenin--perm.sudrf.ru
24.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.12.2019Передача материалов судье
30.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.02.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
10.07.2020Производство по делу возобновлено
10.07.2020Судебное заседание
23.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2020Дело оформлено
10.09.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее