Дело №2-896/2024
22RS0066-01-2023-005276-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 марта 2024 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Рише Т.В.,
при секретаре Разживиной М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Баринова А.С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным бездействия, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула обратился в суд в интересах Баринова А.С. с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – ответчик/Отделение), в котором просил признать незаконным бездействие ответчика по обеспечению Баринова А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническими средствами реабилитации, возложить на ответчика обязанность предоставить истцу техническое средство реабилитации: <данные изъяты>, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Железнодорожного района г.Барнаула проведена проверка соблюдения требований законодательства в области социальной защиты инвалидов.
Установлено, что Баринов А.С. является инвалидом <данные изъяты>, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 02.04.2019 нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, в том числе, <данные изъяты>.
19.09.2022 Баринов А.С. обратился в Отделение с заявлением об обеспечении указанным техническим средством реабилитации.
Однако, в нарушение требований ст.ст. 10, 11, 11.1 Федерального закона №181-ФЗ Баринов А.С. в настоящее время не обеспечен <данные изъяты>.
Отделением не предприняты необходимые меры для размещения извещения о проведении закупки и заключения контракта на поставку индивидуальных средств реабилитации, жизненно требуемых Баринову А.С., что повлекло длительное бездействие по обеспечению гарантированных законом и государством технических средств реабилитации инвалида.
Бездействие должностных лиц Отделения существенно нарушило законные права и интересы Баринова А.С., причинило моральные и физические страдания, в связи с чем прокурор Железнодорожного района г. Барнаула обратился в суд с настоящим иском.
Определением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 05.03.2024 производство по делу в части требований о возложении на ответчика обязанности предоставить Баринову А.С. техническое средство реабилитации прекращено, в связи с отказом материального истца от иска.
В судебном заседании помощник прокурора Сергеева И.С. на удовлетворении требований в части признании незаконным бездействия и компенсации морального вреда настаивала.
Материальный истец Баринов А.С. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд, учитывая мнение прокурора, принял решение о рассмотрении дела по существу.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, отзыв ответчика, суд приходит к следующему.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч.ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч.ч. 1 ч.ч. 1, 3 и 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила, Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Обеспечение инвалидов техническими средствами, согласно п. п. 2, 3, 6 Правил, осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, путем в том числе предоставления соответствующего технического средства (изделия) бесплатно в безвозмездное пользование.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом (ч. 5 ст. 11 Федерального закона 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в установленном порядке. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей.
В соответствии с п.5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Баринов А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты>.
В индивидуальной программе реабилитации истца установлена его нуждаемость в <данные изъяты>.
Приказом Минтруда России от 27.04.2023 № 342н утвержден перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
На основании рекомендаций индивидуальной программы реабилитации инвалида № от 02.04.2019, разработанной Экспертным составом № Федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы «Бюро медико-социальной экспертизы» Баринову А.С. определена нуждаемость в технических средствах реабилитации, в том числе: <данные изъяты>, в связи с чем суд приходит к выводу, что Баринов А.С. имел право на получение указанного средства технической реабилитации.
При этом пунктом 15(2) Правил предусмотрена возможность инвалиду избрать для себя наиболее удобный способ получить технические средства реабилитации: бесплатно, за счет собственных средств и дальнейшей компенсации, воспользоваться электронным сертификатом.
Как следует из материалов дела, Баринов А.С. 19.09.2022 обратился в Отделение с заявлением о предоставлении <данные изъяты>.
Согласно данным, представленным ответчиком, для проведения закупки с целью обеспечения Баринова А.С. <данные изъяты> Отделением на официальном сайте государственных закупок 04.10.2022 размещен запрос о предоставлении ценовой информации. С учетом предоставленной потенциальными поставщиками стоимости необходимого Баринову А.С. <данные изъяты> Отделением произведен расчет начальной (максимальной) центы контракта на сумму более 2,6 млн. руб.
Проведение закупки согласовано в октябре 2022 года. При этом бюджетные ассигнования, предусмотренные отделению Фонда для заключения государственных контрактов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации на 2022 год, в указанный период были освоены в полном объеме.
Разместить извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по изготовлению <данные изъяты> для обеспечения Баринова А.С. не представилось возможным в связи с отсутствием денежных средств.
После доведения лимитов бюджетных обязательств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в 2023 году, Отделением в декабре 2022 года вновь размещен запрос ценовой информации о стоимости изготовления <данные изъяты>, в связи с тем, что предполагаемые сроки исполнения контракта, указанные в первоначальном запросе истекли. На указанный запрос потенциальными исполнителями ценовая информация не предоставлена, в связи с чем обосновать нахальную (максимальную) цену контракта не представилось возможным.
Кроме того, согласно Единой информационной системы «Соцстрах», 18.10.2023 Баринов А.С. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области с заявлением на обеспечение <данные изъяты> с использованием электронного сертификата.
23.10.2023 Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области принято решение об оформлении электронного сертификата на <данные изъяты> на сумму 4 179 700,0 руб. Срок действия сертификата установлен с 23.10.2023 по 22.10.2024.
В соответствии с пунктом 5(1) Правил, одним из оснований снятия инвалида (ветерана) с учета по обеспечению техническим средством (изделием) является приобретение (оплата) технического средства (изделия) с использованием электронного сертификата.
Учитывая, что истец воспользовался альтернативным способом обеспечения, Баринов А.С. был снят с учета по обеспечению техническим средством реабилитации по заявлению от 19.09.2022 Отделением Фонда пенсионного и социального, страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области.
Истец Баринов А.С. в предварительном судебном заседании подтвердил, что электронный сертификат на приобретение <данные изъяты> им получен, не использован.
Обращаясь в суд, прокурор Железнодорожного района г. Барнаула указал, что непредоставлением технического средства реабилитации Баринову А.С. причинены моральные и физические страдания, которые обусловлены самим характером заболевания, наличием ограничений способности к самообслуживанию и передвижению, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации, неоднократными обращениями с жалобами на неправомерные действия должностных лиц Отделения, а также причиненным физическим дискомфортом.
В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу пункта 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами (пункт 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
По общему правилу, ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред (пункт 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законом, обязанность компенсировать моральный вред может быть возложена судом на лиц, не являющихся причинителями вреда (например, на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование - за моральный вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (статьи 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации) (п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
В силу п.26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» также указано, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.
На основании части первой статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Судом установлено, что Баринов А.С. обратился с заявлением об обеспечении <данные изъяты> 19.09.2022, однако указанным видом технического средства реабилитации, в том числе на момент проведения прокурорской проверки, Баринов А.С. не был обеспечен, электронный сертификат предоставлен Баринову А.С. только 23.10.2023.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что необеспечение ответчиком материального истца техническим средством реабилитации в установленные сроки привело к нарушению его возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания жизнедеятельности и здоровья инвалида.
Сам факт необеспечения материального истца в предусмотренные законом сроки техническим средством реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
При этом суд учитывает, что для возложения обязанности выплатить денежную компенсацию морального вреда не требуется совершения умышленных действий, направленных на нарушение прав инвалида.
Доказательства того, что физические и (или) нравственные страдания были причинены Баринову А.С. вследствие действия непреодолимой силы либо умысла самого инвалида, ответчиком не представлены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, на Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю лежит обязанность по компенсации истцу морального вреда.
При этом вопреки доводам ответчика, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда суд находит несостоятельными, поскольку судом установлено нарушение личных неимущественных прав истца ответчиком.
Истец не был своевременно обеспечен техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой реабилитации, и восстановление нарушенных прав должно быть осуществлено, в том числе, взысканием денежной компенсации инвалиду.
При этом суд полагает, что реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации, наличия очередности в предоставлении технических средств реабилитации инвалидам, а также наличия законодательного запрета на размещение новых государственных заказов в отсутствие бюджетных ассигнований для их финансирования, длительностью процедуры заключения государственных контрактов, а иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.
Истечение срока, в который Баринову А.С. следовало предоставить указанное техническое средство реабилитации свидетельствует о том, что предусмотренная законом обязанность уполномоченного органа по обеспечению инвалида техническим средством реабилитации не исполнена.
Определяя размер взыскиваемой в пользу истца компенсации морального вреда, суд учитывает требования разумности и справедливости, степень вины причинителя вреда, продолжительность бездействия ответчика, характер нравственных страданий, которые перенес истец по вине ответчика, то обстоятельство, что он является инвалидом, принципы конституционной ценности жизни, здоровья и достоинства личности (статьи 21, 53 Конституции Российской Федерации), и находит разумным размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца, в размере 6 000 руб.
Суд не находит оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда в большем размере.
При вынесении решения суд учитывает, что заявленные прокурором требования о признании незаконным бездействия ответчика по обеспечению Баринова А.С. техническим средством реабилитации фактически являются обоснованием заявленных требований о взыскании компенсации морального вреда, в связи с чем указание на удовлетворение требований о признании незаконным бездействия в резолютивной части решения не требуется.
На основании изложенного, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН: №) в пользу Баринова А.С. (паспорт №) компенсацию морального вреда в размере 6 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме -13.03.2024.
Судья Т.В. Рише