Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 18 июня 2024 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Канюшевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 3а-1552/2024 по административному исковому заявлению Мартынова Василия Ивановича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л :
административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества:
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1632 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 1 987 776 рублей,
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м, расположенного по почтовому адресу ориентира: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 1 849 500 рублей,
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1206 кв.м, расположенного по почтовому адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 1 535 238 рублей,
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 513 кв.м, расположенного по почтовому адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 728 973 рубля,
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1130 кв.м, расположенного по почтовому адресу ориентира: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 1 445 270 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, кадастровая стоимость указанных земельных участков определена по состоянию на 01.01.2022 в размере, превышающем рыночную стоимость объектов. Результаты определения кадастровой стоимости влияют на права и обязанности административного истца, как налогоплательщика.
В судебное заседание административный истец, административные ответчики Правительство Самарской области, министерство имущественный отношений Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица администрация г.о. Похвистнево Самарской области, ППК Роскадастр в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», Винокуров Р.В., извещенные о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не поступило.
В письменном отзыве на иск ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость земельных участков, определенная в отчете об оценке, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты недвижимости.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ -1 марта 2018 года.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве долевой собственности с заинтересованным лицом Винокуровым Р.В. принадлежит объект недвижимого имущества с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 1632 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под проектирование и строительство комплекса общественного питания, торговли и досуга.
Также административному истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества – земельные участки:
- с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 1500 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предпринимательство;
- с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 1206 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов розничной торговли;
- с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес> площадью 513 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли;
- с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес> площадью 1130 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства кафе.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2022 № 2181 по состоянию на 01.01.2022 утверждена кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером № в размере 3 287 696 рублей 64 коп., объекта с кадастровым номером № в размере 3 038 175 рублей, с кадастровым номером № в размере 2 472 324 рубля 12 коп., с кадастровым номером № в размере 1 081 973 рубля 43 коп., с кадастровым номером № в размере 2 323 754 рубля 60 коп., о чем сведения внесены в ЕГРН январе 2023 года.
Оспариваемой кадастровой стоимостью объекта недвижимого имущества затрагиваются права и законные интересы административного истца, как плательщика налога на имущество. Установление кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налогов.
Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и 23.05.2024 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости равной рыночной их стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении каждого объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке № 05/02-24/1 от 25.03.2024 оценочной организации ООО «Независимый кадастровый центр» об определении рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 земельных участков
- с кадастровым номером № в размере 1 987 776 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 1 849 500 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 1 535 238 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 728 973 рубля,
- с кадастровым номером № в размере 1 445 270 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости каждого объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости каждого земельного участка основано на полном и объективном анализе индивидуальных ценностных характеристик объекта и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость каждого рассматриваемого земельного участка, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», являясь уполномоченным учреждением по расчету кадастровой оценки, замечаний, нарушений в представленном отчете об оценке не выявлено.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчете об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости объекта недвижимого имущества на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки каждого объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик каждого объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, подлежат удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 23.05.2024, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Мартынова Василия Ивановича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 1 987 776 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – земельного участка с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 1 849 500 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – земельного участка с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 1 535 238 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – земельного участка с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 728 973 рубля.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – земельного участка с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 1 445 270 рублей.
Датой подачи заявления в суд считать 23.05.2024.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 01.07.2024.
Судья И.А. Щетинкина