УИД: 59RS0004-01-2023-006303-82
Дело № 2-623/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2024 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Милашевич О.В.,
при секретаре судебного заседания Батуевой К.М.,
с участием представителя истца Ульянова Н.А.,
представителя ответчика администрации г. Перми – Мышкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Перми о возложении обязанности провести капитальный ремонт в многоквартирном доме,
у с т а н о в и л:
Гусев В.М. обратился в суд с иском к администрации города Перми, с учетом уточненного искового заявления просит возложить на ответчика обязанность произвести капитальный ремонт отмостки многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>.
Требования основаны на том, что истец является собственником жилого помещения №, расположенного по адресу: <Адрес>. Дом возведен в 1959 году, общий срок эксплуатации составляет 64 года. На момент передачи помещений в собственность граждан, муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации города Перми обязанность по проведению капитального ремонта не исполнило. Многоквартирный дом входит в перечень многоквартирных домов на территории Пермского края, подлежащих капитальному ремонту. В настоящее время многоквартирный дом нуждается в проведении капитального ремонта.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Представитель истца Ульянов Н.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации города Перми в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал доводы письменного отзыва на исковое заявление (л.д.49-50).
Суд, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения представителей сторон, оценив доводы искового заявления, возражений на исковое заявление, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Положениями ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 190.1 ЖК РФ).
Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 190.1 ЖК РФ).
Перечень работ и (или) услуг в соответствии с ч. 1 ст. 166 ЖК РФ включает:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
В судебном заседании установлено, что Гусев В.М. является собственником жилого помещения по адресу: <Адрес>, на основании договора безвозмездной передачи квартир в совместную собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18, 19).
Согласно сведениям технического паспорта многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес>, 1959 года постройки, сведения о проведении капитального ремонта отсутствуют, техническое описание здания: фундамент – бетонный ленточный, наружные стены – кирпичные толщиной 65-66 см, перегородки – кирпичные, перекрытия – сборные железобетонные плиты, кровля – шифер по деревянным стропилам и тесовой обрешетке, центральное отопление от ТЭЦ, электроосвещение – закрытая проводка, водопровод – центральный, канализация – центральная, горячее водоснабжение – центральное, газоснабжение – центральное (данные технического паспорта – л.д. 39, 40 оборот).
Согласно данных ГБУ Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края», сведениями о проведении капитального ремонта не располагают; в правовой части инвентарного дела на многоквартирный дом по адресу: <Адрес> имеется договор приватизации от ДД.ММ.ГГГГ (ранняя дата договора) (л.д.33).
Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено эксперту индивидуальному предпринимателю ФИО6 (л.д. 85-86).
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99-143), на момент первой приватизации в декабре 1997 года в многоквартирном доме по адресу: <Адрес> проведении капитального ремонта нуждалась только отмостка.
Также эксперт пришел к выводу, что необходимость проведения капитального ремонта отмостки, предусмотренного ст. 166 ЖК РФ, исходя из ответа на первый вопрос, сохраняется по настоящее время.
Экспертом установлено, что по данным технического паспорта многоквартирного дома по адресу: <Адрес> капитальный ремонт был произведен спустя 37 лет после его постройки в 1996 году. В перечень работ по капитальному ремонту не были включены основные несущие конструктивные элементы здания, а именно: фундамент, стены, чердачное и междуэтажное перекрытия (л.д. 114).
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО6 пояснил, что капитальный ремонт многоквартирного дома был проведен в 1996 году. Данное обстоятельство эксперт установил исходя из содержания технического паспорта дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, где имеются отметки о том, что на 1996 год физический износ крыши, проемов, полов, отделочных работ, санитарно- и электротехнического оборудования составляет 0%. В 1996 году капитальный ремонт производился в целях перевода нежилого здания в жилое. Отмостка многоквартирного дома относится к фундаменту, на дату первой приватизации требовалась полная замена отмостки, поскольку срок ее эксплуатации на дату первой приватизации составил 27 лет. На дату приватизации первого жилого помещения в указанном многоквартирном доме и на текущую дату отмостка требует полной замены. Требуется демонтаж элементов, выборка грунтового основания, осмотр конструкции для установления наличия гидроизоляции. Отсутствие капитального ремонта отмостки может повлиять на конструкцию фундамента. При отсутствии отмостки происходит попадание осадков под конструкцию фундамента, увлажненный грунт имеет меньшую несущую способность, могут происходить неравномерные деформации, осадки приводят к увлажнению материалов и разрушению фундамента. Как конструктивный элемент отмостка не существует, поскольку является частью конструкции фундамента.
Принимая во внимание положения ст. 166 ЖК РФ, заключение судебной экспертизы, а также руководствуясь перечнем работ, которые осуществляются при проведении капитального ремонта, суд приходит к выводу, что за наймодателем – а именно: администрацией г. Перми сохраняется обязанность по проведению капитального ремонта отмостки. Необходимость проведения данного вида работ в полном объёме имелась как на декабрь 1997 года, так и сохраняется до настоящего времени, доказательств выполнения капитального ремонта указанных конструктивных элементов здания стороной ответчика не представлено.
При определении нуждаемости дома в проведении капитального ремонта на декабрь 1997 года эксперт применял два расчетных метода: исходя из сравнения минимальной нормативной продолжительности эффективной эксплуатации конструкций здания до капитального ремонта (замены) с фактическим сроком службы на дату приватизации (анализ приведен в таблице 3) и путем расчета физического износа конструктивных элементов и здания в целом на дату первой приватизации (таблица 4). Результаты аналитических данных таблиц сведены в таблицу 5.
Согласно таблице 3 на дату первой приватизации с учетом ВСН 58-88(р) в проведении капитального ремонта нуждалась отмостка, физический износ данного элемента на декабрь 1997 года составлял 100% (л.д.116, 118).
Отмостка подлежит капитальному ремонту (замене) после 10 лет от даты введения здания в эксплуатацию (1959 г.), то есть на декабрь 1997 года требовался капитальный ремонт отмостки. На странице 24 заключения эксперт указывает, что потребность в проведении капитального ремонта отмостки сохраняется (л.д. 122). Суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности по проведению капитального ремонта отмостки.
Таким образом, на администрацию города Перми следует возложить обязанность по проведению капитального ремонта отмостки многоквартирного дома <Адрес>.
Согласно части 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Разрешая вопрос о длительности срока, который необходимо предоставить ответчику для выполнения возложенной на него обязанности, учитывая сложность и объем работ по капитальному ремонту вышеприведенных элементов, длительность предшествующих проведению работ процедур, суд считает необходимым и достаточным предоставить ответчику срок продолжительностью один год со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
возложить на администрацию города Перми обязанность провести капитальный ремонт отмостки многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес> в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись О.В. Милашевич
Копия верна
Судья О.В. Милашевич
Мотивированное решение изготовлено 07.05.2024