№
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
с. Чугуевка 21.03.2022
Судья Чугуевского районного суда Приморского края Российской Федерации Поденок А.А., рассмотрев жалобу Раксина М.Б. на постановление мирового судьи судебного участка № 96 Чугуевского судебного района Приморского края № от 14.12.2021, которым должностное лицо – главный врач краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Чугуевская центральная районная больница» (далее – КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ») Раксин Михаил Борисович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 96 Чугуевского судебного района Приморского края № от 14.12.2021 должностное лицо – главный врач КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ» Раксин Михаил Борисович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде дисквалификации сроком 1 год.
Из постановления следует, что главный врач КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ» Раксин М.Б. в силу ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, в период с 24.06.2021 по 14.07.2021, находясь на рабочем месте, расположенном по адресу <адрес>, в нарушение ч. 2 ст. 12, ч. 13.1 ст. 34, ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не организовал (не обеспечил) оплату денежных средств по государственному контракту № 2 на поставку продуктов питания, заключенному 26.03.2021 между КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ» и ООО «Оптовик-Трейд» за товар (картофель) стоимостью 18750 рублей, поставленный ООО «Оптовик-Трейд» в соответствии с товарной накладной № ЦБ-8263 от 24.06.2021.
Не согласившись с указанным постановлением, Раксин М.Б. обратился в суд с жалобой, в которой полагал его незаконным, а выводы суда – основанными на неверном толковании норм материального права. Полагал, что состав вмененного ему административного правонарушения отсутствует, поскольку по состоянию на 01.06.2021, 01.09.2021 у учреждения имелась неисполненная дебиторская и кредиторская задолженность. При этом, в августе 2021 года МИФНС России № 10 по Приморскому краю направлены требования о необходимости уплаты КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ» задолженности налогам в размере 15570270,07 рублей. Задолженность за товар, поставленный по товарной накладной № ЦБ-8263 от 24.06.2021, была погашена в полном объеме 20.09.2021. При этом, больница постоянно недофинансируется, а установленные ТФОМС по КО тарифы оказания медицинских услуг не соответствуют реальным затратам. Он как главный врач принял все меры для своевременной оплаты государственного контракта. Получив акты приема-передачи, счета-фактуры и товарную накладную № ЦБ-8263 от 24.06.2021, подписал их и передал главному бухгалтеру учреждения для оплаты. Однако, главный бухгалтер, как лицо ответственное согласно должностной инструкции за соблюдение сроков оплаты государственных контрактов, своевременно оплату не произвела. Указанным доводам при рассмотрении дела об административном правонарушении оценка не дана. Более того, при проведении прокуратурой Чугуевского района проверки, результаты которой послужили поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, были существенно нарушены его права, поскольку решение о проведении проверки не было вручено ему под роспись, а секретарем КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ» передано для исполнения заместителю главного врача ФИО3
С учетом изложенного, Раксин М.Б. просил постановление по делу об административном правонарушении отменить, а дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение.
В письменном отзыве прокурор Чугуевского района Криволапов В.В. считал постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным, поскольку представленными доказательствами подтверждается фактическая неоплата КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ» за товар, поставленный по товарной накладной № № от 24.06.2021, в рамках государственного контракта №, заключенного 26.03.2021 между КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ» и ООО «Оптовик-Трейд». Считал, что само по себе отсутствие у учреждения денежных средств не является основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку Раксиным М.Б. не приняты все меры для надлежащего исполнения контракта, получения денежных средств и предотвращения возникновения кредиторской задолженности. Боле того, указанным доводам при рассмотрении дела об административном правонарушении дана надлежащая мотивированная оценка.
При рассмотрении жалобы Раксин М.Б. пояснил, что не оспаривает факта несвоевременной оплаты товара по указанной накладной. Вместе с тем, возглавляемое им медицинское учреждение имело финансовые затруднения в связи с невозможностью оказания ряда медицинских услуг по причине отсутствия врачебного персонала. Оплата контрактов осуществлялась по мере возможности. Получив счет на оплату товаров по указанному контракту, он поручил произвести оплату по нему главному бухгалтеру ФИО6, но не проконтролировал исполнение своего поручения, в связи с занятостью иными делами. Возможность изыскать указанные средства у учреждения имелась, однако, из-за забывчивости главного бухгалтера это не было сделано. Считал, что ему назначено чрезмерно суровое наказание и не учтен его вклад в развитие здравоохранения на территории района.
Защитник Шныра Ю.В. поддержала доводы, изложенные в жалобе, указав, что ответственность за неисполнение обязательств по контракту лежит на главном бухгалтере КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ» Тарасовой А.И. При проведении проверки прокуратурой допущено существенное нарушение прав Раксина М.Б., выразившееся в неуведомлении его о проведении проверки. Также пояснила, что в учреждении отсутствуют доказательства (запросы и т.п.) обращения с просьбой о выделении дополнительных денежных средств из бюджета Приморского края для оплаты поставленного по государственному контракту товара.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО6 пояснила, что состоит в должности главного бухгалтера КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ». Приказом руководителя обязанности по оплате исполненных государственных контрактов, равно как и ответственность за своевременность указанной оплаты возложена на нее. Оплата продукции, поставленной по товарной накладной № № от 24.06.2021, действительно произведена несвоевременно (в сентябре 2021 года), поскольку учреждение недофинансировалось и необходимо было исполнять первоочередные финансовые обязательства, связанные с оплатой налогов, сборов и выплатой заработной платы. Кроме того, 16.09.2021 в Управление Федерального казначейства поступило решение налогового органа о взыскании задолженности по налогам и сборам, которое необходимо было исполнить в течение 40 дней. Дополнительные денежные средства, в том числе из бюджета Приморского края не запрашивались, соответствующие запросы в учреждении отсутствуют. По состоянию на период с 24.06.2021 по 14.07.2021 (период исполнения обязательств по контракту) у КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ» имелась задолженность по налогам и сборам в общем размере 765059, 73 копейки по требованию № от 02.07.2021, поступившему 15.07.2021, и решению налогового органа от 02.07.2021 №, поступившему Управление Федерального казначейства, которая не была в то время предъявлена к принудительному взысканию. При этом, задолженность по представленным при рассмотрении жалобам требованиям об уплате налогов № от 18.05.2021, № от 18.05.2021, № от 18.05.2021, № от 18.05.2021, № от 18.05.2021 учреждением была погашена до 15.06.2021. Возможность оплатить товары по товарной накладной № № от 24.06.2021 у учреждения имелась, но денежные средства были ей направлены на иные расходные обязательства. Полагала, что ответственность за несвоевременную оплату по государственному контракту несет она, а не главный врач.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемого постановления в силу следующего.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд.
Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ). При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1.5, ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Указанные задачи мировым судьей исполнены, а дело об административном правонарушении рассмотрено полно, всесторонне и объективно.
Положениями ч. 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
При этом, ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в числе прочего в контракт, включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (её результатов), оказанной услуги отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приёмке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в ч. 8 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В силу ч. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Как следует из материалов дела 26.03.2021 между КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ» и ООО «Оптовик-Трейд» заключен государственный контракт № на поставку продуктов питания, в соответствии с которым (п. 1.1) ООО «Оптовик-Трейд» (поставщик) обязуется передать КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ» (заказчик) в собственность продукты питания (свежие овощи (борщовой набор) в установленный срок, а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно п. 2.5. государственного контакта оплата каждой партии товара, определенной в заявке, форма которой установлена приложением №, производится заказчиком на основании счета представленного поставщиком, в течение 15 рабочих дней со дня подписания сторонами соответствующей товарной накладной по форме № ТОРГ-12.
Источником финансирования контракта являются средств обязательно медицинского страхования (п. 2.4 государственного контракта).
Таким образом, КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ» в силу приведенных выше положений закона и государственного контракта обязана оплатить стоимость поставленного по контракту товара в течение 15 рабочих дней после его приемки и подписания товарной накладной.
Согласно товарной накладной № № от 24.06.2021 по государственному контракту №, заключенному 26.03.2021, ООО «Оптовик-Трейд» поставлен картофель стоимостью 18750 рублей. Указанный товар принят КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ», а товарная накладная подписана 24.06.2021.
С учетом приведенных выше положений закона и государственного контракта товар, поставленный по товарной накладной № № от 24.06.2021, должен быть оплачен в период с 24.06.2021 по 14.07.2021 (15 рабочих дней со дня подписания накладной).
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что в нарушение п. 2.5. государственного контракта, ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ товар, поставленный по товарной накладной № ЦБ-8263 от 24.06.2021, в установленный срок КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ» не оплачен. Из материалов дела следует, что поставленный товар оплачен только 20.09.2021.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными при рассмотрении дела материалами, в том числе копией государственного контракта № на поставку продуктов питания, заключенного 26.03.2021 между КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ» и ООО «Оптовик-Трейд»; копией товарной накладной № № от 24.06.2021; актом проверки от 13.09.2021; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.09.2021; пояснениями Раксина М.Б. и главного бухгалтера КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ» ФИО7 при рассмотрении жалобы о наличии возможности для своевременной оплаты государственного контракта, иными материалами.
Приведенные обстоятельства учтены мировым судьей и правильно оценены при рассмотрении дела об административном правонарушении. Оценив все доказательства в совокупности, мировой судья пришел к обоснованному выводу о совершении Раксиным М.Б. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ. Оснований для переоценки указанных выводов при рассмотрении жалобы не установлено.
Поскольку постановлением начальника отдела контроля в сфере закупок министерства государственного финансового контроля Приморского края от 01.06.2021 Раксин М.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, его действия обоснованно квалифицированы по ч. 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Доказательства по делу об административном правонарушении оценены верно, а в обжалуемом постановлении подробно изложены мотивы принятого решения. Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке обстоятельств, установленных мировым судьей.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Раксина М.Б. вынесено в его присутствии и уполномоченным должностным лицом и отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. В постановлении указаны место и время его составления, обстоятельства совершенного правонарушения и иные необходимые сведения.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вопреки доводам жалобы, вышеуказанные нарушения стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения главным врачом КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ» Раксиным М.Б. своих должностных обязанностей по контролю за сроками оплаты по контракту. При этом, имея реальную возможность надлежащим образом соблюсти требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, он не проявил в необходимой степени внимательность и предусмотрительность и не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению. В результате им не обеспечено исполнение заказчиком предусмотренных контрактом обязательств по своевременной оплате выполненных работ.
Фактическое наличие возможности своевременной оплаты обязательств по контракту подтверждено Раксиным М.Б. и главным бухгалтером КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ» ФИО6 при рассмотрении жалобы. Из пояснений Раксина М.Б. следует, что неисполнение обязательств стало возможным в силу ненадлежащего контроля за действиями главного бухгалтера и неисполнением его указания о необходимости оплаты.
Доводы об отсутствии средств для оплаты обязательств по контракту при рассмотрении дела об административном правонарушении оценены верно. Само по себе отсутствие указанных денежных средств не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном случае, Раксиным М.Б. все меры по надлежащему исполнению контракта не приняты, действия главного бухгалтера не проконтролированы, дополнительные денежные средства в случае недофинансирования не запрошены (доказательства этому не представлены).
Утверждение о невозможности исполнения обязательств с учетом необходимости уплаты налогов и соборов при рассмотрении жалобы проверены и опровергаются пояснениями главного бухгалтера КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ» ФИО6, представленными суду требованиями и решением об уплате налогов. Наличие по состоянию на 15.07.2021 задолженности по уплате налогов в размере 765059, 73 рублей, не предъявленной к принудительному взысканию, не свидетельствует об отсутствии возможности для исполнения обязательств по контракту.
Доводы о необходимости уплаты налогов в размере 15570270,07 рублей по требованиям, поступившим в августе 2021 года, на законность вынесенного постановления не влияют, поскольку обязательства по оплате товара, постановленного по накладной № № от 24.06.2021, должны были исполнены не позднее 14.07.2021.
Утверждение в жалобе о том, что главный врач не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ, а ответственность должен понести несет главный бухгалтер КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ» ФИО6, является ошибочным, поскольку субъектами административной ответственности по ч. 2 статьи 7.32.5 КоАП РФ являются лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок.
Кроме этого указанные доводы не могут быть приняты во внимание, учитывая, что КоАП РФ не предусматривает возможности формулировать выводы о виновности лица, в отношении которого не возбуждалось производство по делу об административном правонарушении.
Судом верно определено, что главный врач КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ», осуществляя общее руководство учреждением и обладая организационно-распорядительными полномочиями, обязан организовывать и контролировать деятельность подчиненных работников, в том числе работников, непосредственно занимающихся вопросами своевременного исполнения договорных обязательств.
Доводы о нарушении прокуратурой Чугуевского района порядка проведения проверки, в связи с неуведомлением лично Раксина М.Б. о ее проведении, являются надуманными.
В силу ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.
Материалами дела подтверждается, что решение о проведении в КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ» проверки исполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, принятое прокурором Чугуевского района, направлено в КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ» посредством электронной почты. Указанное решение получено КГБУЗ «Чугуевская ЦРБ» 13.09.2021, что не оспаривалось при рассмотрении жалобы, зарегистрировано в журнале регистрации входящей и передано для исполнения заместителю главного врача ФИО3
Таким образом, юридическое лицо было уведомлено о проведении проверки, а установленный внутренний порядок документооборота, в том числе порядок передачи поступивших документов конкретно исполнителю, основанием считать данное уведомление ненадлежащим не является.
Оспариваемое постановление отвечает требованиям, установленным ст. 29.10 КоАП РФ, в нем указаны должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, его вынесшего; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения; мотивированное решение по делу (решение о привлечении к ответственности); срок и порядок обжалования постановления.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ с учетом фактических обстоятельств правонарушения, личности виновного и наступивших последствий.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судом оценены доводы о малозначительности содеянного и убедительно мотивированы доводы о невозможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, с учетом существенного нарушения охраняемых общественных интересов в сфере поставок товаров для государственных и муниципальных нужд, принципов гласности и открытости контрактной системы, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере.
Выводы о невозможности назначения наказания в виде предупреждения и применения ст.ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ судом надлежащим образом мотивированы, поскольку правонарушение, совершенное Раксиным М.Б. является повторным, а назначение наказания в виде предупреждения по нему не предусмотрено.
Иные существенные нарушения норм процессуального и материального права при рассмотрении жалобы не установлены, а стороны на них не ссылались.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении или обстоятельств, исключающих производство по нему, не установлено.
При таких обстоятельствах жалоба не подлежит удовлетворению.
По изложенному, руководствуясь ст. ст. 29.10, 30.7, 30.9, 30.12 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 96 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░ 14.12.2021, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 7.32.5 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░. 30.14 ░░░░ ░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░