Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1028/2023 ~ М-3252/2022 от 27.12.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 2-1028/2023

27 июня 2023 года                                г. Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе

председательствующего судьи Макоед Ю.И.,

при секретаре судебного заседания Шереужевой А.Х.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, Товариществу собственников недвижимости «Дачно-строительное общество индивидуальных застройщиков «Маяк», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление государственной регистрации права и кадастра <адрес> о признании права на оформление без проведения торгов в собственность земельный участок, об обязании рассмотреть заявление на оформление земельного участка без проведения торгов в собственность бесплатно,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, ТСН «ДСО ИЗ «Маяк», уточнив исковые требования, просила признать право на оформление без проведения торгов в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ТСН ДСО ИЗ «Маяк», участок 75, площадью 740 кв.м, обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям рассмотреть заявление на оформление указанного земельного участка без проведения торгов в собственность бесплатно.

В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ является членом Товарищества собственников недвижимости ТСН «ДСО ИЗ «Маяк» и занимает участок общей площадью 740 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ ею, как членом дачной некоммерческой организации, в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя было подано заявление о предоставлении в собственность указанного земельного участка, однако, поданные документы были возвращены без рассмотрения по причине отсутствия в представленном пакете правоустанавливающего документа на земельный участок, который был предоставлен ТСН «ДСО ИЗ «Маяк». При этом, как указывает истец, получить указанный документ в установленном порядке не представляется возможным.

              В судебное заседание истец, ответчики, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, не явились, о дате и времени слушания были извещены надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили.

    Суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся сторон и третьего лица в силу ст. 167 ГПК РФ.

    Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

    Из представленной суду выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, устава ТСН «ДСО ИЗ «МАЯК», решения Качинского поселкового совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации СОТ «Маяк», усматривается, что ТСН «ДСО ИЗ «МАЯК» не является вновь созданным юридическим лицом, наименование, организационно-правовая форма и учредительные документы которого приведены в соответствие с нормами законодательства Райской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 10 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон о принятии Республики Крым в ФИО1).

    Судом установлено, что решением Качинского поселкового совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ СОТ «Маяк» передан в аренду сроком на пять лет земельный участок площадью 12 га под огороды в районе очистных сооружений. На основании указанного решения был заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, согласно приложения к которому был утверждён план установленных границ временного землепользования в районе очистных сооружений в <адрес>. Решением Качинского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ Дачно-строительному товариществу индивидуальных застройщиков «Маяк» дано согласие на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 12 га сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Решением Качинского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ срок действия решения от ДД.ММ.ГГГГ был продлён до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры и градостроительства <адрес> было издано распоряжение о разработке проекта планировки и проекта межевания территории ТСН ДСО ИЗ «Маяк», согласно которого были утверждены схема границ и задание для подготовки проекта планировки и межевания указанного земельного участка.

В соответствии со ст. 12 Закона о принятии Республики Крым в ФИО1 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, выданные украинскими государственными органами без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации. Данное правило действует, если иное не предусмотрено ст. 12.2 закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Согласно ст. 12 Закона о принятии Республики Крым в ФИО1 ТСН «ДСО ИЗ «Маяк»» имеет право на завершение оформления права на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ в границах отраженных на плане детальной планировки земельного участка подготовленного на основании соответствующего Решения Качинского поселкового совета.

Судом установлено и подтверждается членской книжкой , выпиской из Протокола от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания ТСН «ДСО ИЗ «Маяк», справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной председателем правления ТСН «ДСО ИЗ «Маяк», что ФИО2 является членом ТСН «ДСО ИЗ «Маяк» с ДД.ММ.ГГГГ и в её пользовании находится земельный участок в границах ТСН «ДСО ИЗ «Маяк».

Согласно ст. 116 Земельного кодекса Украины физические и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных Земельным кодексом или по результатам аукциона (ч. 1).

Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование (ч. 2).

Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае (ч. 3):

а) приватизации земельных участков, находящихся в пользовании граждан;

б) получения земельных участков в результате приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;

в) получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных Земельным кодексом.

Передача земельных участков бесплатно в собственность граждан в пределах норм, определенных Земельным кодексом, проводится один раз по каждому виду использования (ч. 4).

Земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании граждан или юридических лиц, передаются в собственность или пользование по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления только после прекращения права собственности или пользования ими в порядке, определенном законом (ч. 5).

В силу ст. 118 Земельного кодекса Украины, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего кодекса (ч. 1).

Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка (ч. 2).

Соответствующий орган местного самоуправления или орган исполнительной власти в месячный срок рассматривает ходатайство и предоставляет разрешение предприятиям, учреждениям и организациям на разработку проекта приватизации земель (ч. 4).

Передача земельных участков в собственность граждан-работникам государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионерам из их числа производится после утверждения проекта приватизации земель в порядке, установленном настоящим кодексом (ч. 5).

Граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (Приусадебного участка), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность согласно с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего кодекса (ч. 6).

Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенных статьей 122 настоящего кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке (ч. 7).

Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан субъектами хозяйствования, что являются исполнителями работ по землеустройству по закону, в сроки, обусловленные соглашением сторон.

Проект отвода земельного участка соглашается в порядке, установленном статьей 186-1 Земельного кодекса (ч. 8).

Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенных статьей 122 настоящего кодекса, в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка (а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации по закону - после получения положительного заключения такой экспертизы принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность (ч. 9).

В случае отказа органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление заявления без рассмотрения вопрос решается в судебном порядке (ч. 11).

В соответствии со ст. 121 Земельного кодекса граждане имеют право на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в таких размерах (ч. 1):

а) для ведения фермерского хозяйства – в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельского, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району;

в) для ведения садоводства — не более 0,12 гектара;

г) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах — не более 0,25 гектара, в поселках — не более 0,15 гектара, в городах — не более 0,10 гектара;

д) для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 гектара;

е) для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 гектара.

Размер земельного участка, передаваемого бесплатно гражданам в собственность в связи с приобретением им права собственности на жилой дом, не может быть меньше, чем максимальный размер земельного участка соответствующего целевого назначения, установленный частью первой настоящей статьи (кроме случаев, если размер земельного участка, на котором расположен дом, меньше) (ч. 3).

Судом установлено, что ФИО2 согласно действующему законодательству Украины имела право на бесплатную передачу ей земельного участка, т.к. до принятия в состав Российской Федерации Республики Крым и <адрес> обращалась в правление за получением документов для оформления права собственности на спорный земельный участок, подавала соответствующее заявление в уполномоченный орган государственной власти Украины. Указанное подтверждается письменными пояснениями председателя ТСН «ДСО ИЗ «Маяк» ФИО5 и не оспаривается никем из сторон.

Согласно пп. 2.7 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного ФИО5 Российской Федерации» до ДД.ММ.ГГГГ члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

- земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;

-земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;

- по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;

- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст. 12 Закона г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>», завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляются на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству принятых до ДД.ММ.ГГГГ. Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: бесплатно – в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; за плату - в собственность юридическим лицам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; в аренду - лицам, указанным в пункте 2 настоящей части, если данные лица отказались от покупки земельного участка.

В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации, граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, а именно собственников жилого дома.

Согласно п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно п. 1, пп. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

ДД.ММ.ГГГГ ДИЗО г. Севастополя возвратили заявление ФИО2 о предоставлении в собственность земельного участка некоммерческим организациям, созданным гражданами для ведения садоводства, огородничества сославшись на отсутствие документов подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов.

Согласно представленным ФИО2 документам, а именно членской книжки, выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания ТСН «ДСО ИЗ «Маяк» от ДД.ММ.ГГГГ, справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной председателем правления ТСН «ДСО ИЗ «Маяк», ФИО2 является добросовестным владельцем занимаемого земельного участка, право пользования которым возникло в соответствии с положениями действовавшего законодательства. С момента вступления во владение земельным участком истец является добросовестным плательщиком членских взносов, задолженности перед ТСН «ДСО ИЗ «Маяк» не имеет. Спора по границам земельного участка, определённым в соответствии с представленной истцом схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, между соседствующими землепользователями не имеется, доказательств обратного ответчиками не представлено.

Судом установлено, что истец соответствует всем вышеназванным условиям, каких-либо претензий или притязаний со стороны иных лиц по поводу владения и пользования истцом указанным земельным участком в его адрес не поступало, спор отсутствует, что также подтверждается письменным заявлением представителя ответчика ТСН «ДСО ИЗ «Маяк» о признании исковых требований истца, в связи с чем суд считает, что требования истца являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

С учетом изложенного Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес> необходимо рассмотреть заявление ФИО2 на оформление земельного участка , расположенного по адресу: г. Севастополь, ТСН «ДСО ИЗ «Маяк», площадью 740 кв.м. без проведения торгов в собственность бесплатно.

Руководствуясь ст. 192-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО2 удовлетворить.

Признать право ФИО2 на оформление без проведения торгов в собственность бесплатно земельного участка , расположенного по адресу: г. Севастополь, ТСН «ДСО ИЗ «Маяк», площадью 740 кв.м., границы которого имеют координаты согласно представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а именно:

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя рассмотреть заявление ФИО2 на оформление земельного участка , расположенного по адресу: г. Севастополь, ТСН «ДСО ИЗ «Маяк», площадью 740 кв.м. без проведения торгов в собственность бесплатно.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном ст. 321 ГПК РФ.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья/подпись

Копия верна:

Судья:                                                                         Ю.И. Макоед

2-1028/2023 ~ М-3252/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хоцкая Виктория Леонидовна
Ответчики
Департамент по имущественным и земелным отношениям г.Севастополя
Товарищество собственников недвижимости "Дачно-строительное общество индивидуальных застройщиков "Маяк"
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра г.Севастополя
Деменцевич Сергей Васильевич
Суд
Нахимовский районный суд города Севастополя
Судья
Макоед Юлия Игоревна
Дело на странице суда
nakhimovskiy--sev.sudrf.ru
27.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.12.2022Передача материалов судье
09.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.02.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2023Судебное заседание
26.04.2023Судебное заседание
22.05.2023Судебное заседание
27.06.2023Судебное заседание
03.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2023Дело оформлено
11.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее