Дело № 12-1-85/2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
г. Жуков 18 июня 2019 года
Судья Жуковского районного суда Калужской области Сидоренкова Н.А.,
рассмотрев жалобу Волченко С. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Калужской области Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области № 4 от 28 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора в Калужской области Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области № 4 от 28 января 2019 года Волченко С.И. подвергнут административному наказанию по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Волченко С.И. обратился с жалобой на данное постановление, указав в обоснование следующее. Он самовольно не занимал лесной участок под возведение одноэтажного строения из железобетонных плит на фундаменте, незавершенного строительством. Спорный земельный участок ему был предоставлен в ноябре 1988 года, 22 апреля 1993 года получено свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей. Земельный участок находится на землях сельскохозяйственного назначения, никаких земель лесного фонда не затрагивает. В границах земельного участка им в 1993 году возведено незавершенное строительством строение. Земли лесного фонда он не занимал. В связи с чем просил вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании Волченко С.И. жалобу поддержал в полном объеме по доводам и основаниям в ней изложенным. Просил постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области Курилкина Г.В. просила оспариваемое постановление оставить без изменения по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), влекущие административную ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения конкретного административного правонарушения.
Согласно оспариваемому постановлению Волченко С.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: 10 декабря 2018 года в 11 часов 00 минут при патрулировании лесного фонда Угодско-Заводского участкового лесничества по приказу ГКУ КО «Жуковское лесничество» от 28 ноября 2018 года № 98 и служебного задания на патрулирование от 10 декабря 2018 года в квартале 13 выдела 20 Угодско-Заводского участкового лесничества (ОПХ «Белоусовский») ГКУ КО «Жуковское лесничество» выявлено нарушение лесного законодательства: самовольно занят лесной участок Волченко С.И. под возведение одноэтажного строения из железобетонных плит на фундаменте, незавершенного строительством. Размер строения составляет 6 мх6,5 м. Лесной участок в квартале 13 выдела 20 Угодско-Заводского участкового лесничества (ОПХ «Белоусовский») ГКУ КО «Жуковское лесничество» относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения «Государственный комплекс «Таруса».
Статья 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного названной нормой закона, характеризуется виной в форме прямого умысла, то есть лицо, его совершившее, должно сознавать противоправный характер своего действия (бездействия), предвидеть его вредные последствия и желать наступления таких последствий.
Объективную сторону состава административного правонарушения составляют действия по самовольному занятию лесного участка, то есть действия, состоящие в фактическом завладении лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени и других условий (в частности, действие может состоять в эксплуатации ресурсов, с нарушением прав иных лиц, имеющих право на общее беспрепятственное использование природных объектов), использование лесных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и иных целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Правоотношения по использованию лесов являются общественно значимыми, базирующимися на принципах, указанных в статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе на принципе использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, что обеспечивается установленными законом правилами лесопользования и запретом на использование лесных участков без законных оснований.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящим в состав лесного фонда. Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте, производится только на основании Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункту 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (статьи 101,102 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанных норм земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
В силу подпункта 2 пункта 1, подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (пункт 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации).
Действующее земельное законодательство не предусматривает случаев предоставления земельных участков без оформления земельных отношений, поскольку их использование без надлежащего оформления нарушает принципы земельного законодательства.
В силу статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются строго для определенных целей, в перечень которых индивидуальное строительство не входит.
Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (пункт 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из административного материала, местоположение границ земельного участка площадью 600 кв.м., принадлежащего Волченко С.И. на праве собственности на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлено. Достаточных и достоверных данных о том, что Волченко С.И. самовольно занял лесной участок в квартале 13 выдела 20 Угодско-Заводского участкового лесничества (ОПХ «Белоусовский») ГКУ КО «Жуковское лесничество» под возведение одноэтажного строения материалы дела не содержат. В данном конкретном случае усматривается наличие спора о праве. Ходатайств о предоставлении и исследовании других доказательств участниками процесса не заявлялось.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии отсутствия состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Калужской области Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области № 4 от 28 января 2019 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Волченко С. И. прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья -подпись- Н.А. Сидоренкова